Основными целями инновационной деятельности являются завоевание и улучшение конкурентных позиций на рынке, совершенствование производственно-сбытовой деятельности, повышение эффективности организации рабочих мест, повышение безопасности жизни и здоровья людей, а также снижение негативного влияния на окружающую среду (таблица 1).
Таблица 1 - Основные цели инновационной деятельности и способы их достижения
Цель инновационной деятельности | Способы достижения цели |
Улучшение конкурентных позиций | Замещение морально устаревших товаров, теряющих спрос на рынке. Расширение ассортимента товаров и услуг. Разработка экологически более чистой продукции. Сохранение или увеличение рыночной доли. Проникновение на новые рынки (диверсификация). Разработка мероприятий по улучшению рыночных позиций на продукции. Сокращение времени реакции на запросы потребителей. |
Совершенствование производственно-сбытовой деятельности | Повышение качества товаров и услуг. Повышение гибкости производства продукции (оказания услуг). Повышение производственного потенциала. Сокращение себестоимости продукции (снижение затрат труда, потребления материалов и энергии, сокращение затрат на проектироваание). Сокращение времени производства. Сокращение операционных издержек. Достижение соответствия стандартам более высокого уровня. Повышение эффективности организации движения материальных, информационных и финансовых потоков, сопровождающих производство продукции. Повышение информационно-технологического потенциала. |
Улучшение организации рабочих мест | Совершенствование коммуникаций и взаимодействия между различными видами деятельности. Повышение интенсивности обмена знаниями с другими организациями или передачи знаний. Повышение возможностей реагировать на различные запросы клиентов. Развитие и укрепление связей с потребителями. Улучшение условий труда. |
Повышение экологичности и безопасности производства и эксплуатации продукции | Снижение воздействия на окружающую среду. Повышение уровня охраны здоровья. Повышение уровня безопасности производства и эксплуатации продукции. Переход на более высокие экологические стандарты. |
При осуществлении инновационной деятельности различаются её объекты и субъекты.
Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятий, находящиеся независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор – автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).
НТД осуществляется в научных организациях. Научная организация – организация (учреждение), выполняющая НИОКР «в качестве основной деятельности независимо от её принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности».
Ресурсный потенциал инновационной деятельности в последние годы имел тенденцию к абсолютному количественному сокращению и ухудшению качества по всем его составляющим.
За предшествующие годы в России резко упала инновационная активность промышленности в целом. В ближайшее время прогнозируется существенный рост инновационной активности промышленных предприятий. Данная тенденция объясняется вытеснением отечественной промышленности с внутреннего рынка и тем, что нашу страну за рубежом стремятся поставить на позиции поставщика сырья.
Российская экономика сегодня вкладывает в науку, как правило, около 1 % ВВП. Доля науки в расходной части бюджета России в последние годы резко сократилась: в 2001 г. – 3,3, в 2002 г. – 1,74 и в 2003 г. – 1,56 % – вопреки обещаниям правительства выделять на эти цели не менее 3–4 % бюджета. Для нормального развития науки Евросоюз советует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5 % ВВП. США с их высоким ВВП действительно могут позволить себе, постоянно инвестируя в НИОКР 2,7–2,8 %, чувствовать себя спокойно на рынке высоких технологий. Странам же с меньшим ВВП в этом смысле рекомендуют тратить на науку более высокий процент, поскольку цены на НИОКР унифицируются. Япония сознательно инвестирует больше, поскольку собирается соревноваться с США в экспорте интеллектуальной продукции (Япония – единственная, кроме США, страна с устойчиво положительным торговым сальдо по операциям с интеллектуальной собственностью).
Снижение уровня и качества ресурсного обеспечения инновационной деятельности обусловлено отсутствием необходимых финансовых средств. Это объясняется, во-первых, низким удельным весом централизованных расходов на науку в федеральном бюджете; во-вторых, тем, что местные органы власти направляют ещё меньшие средства на поддержание инновационной деятельности.
Инновационная деятельность субъектов хозяйствования характеризуется инновационной активностью и может быть измерена показателем Какт, рассчитанным по формуле (1):
К в.н.
Какт = -------------, (1)
К о.н.
где: Какт. – коэффициент инновационной активности;
К в.н. - количество внедренных нововведений за отчетный период;
К о.н. - общее количество открытых нововведений, зарегистрирован-ных, запатентованных нововведений с момента создания общественно-государственной формации.
Общие условия инновационной деятельности определяются на основании комплексов внешних и внутренних воздействий. Основные условия инновационной деятельности на макроэкономическом (институциональном) и микроэкономическом (применительно к уровню реализации инновационного проекта) уровнях приведены на рис.5 и в табл. 2.
Безусловно, на осуществление инновационной деятельности оказывают влияние и мезоэкономические (отраслевые и региональные) условия:
- уровень технологичности отрасли, характеризующийся
содержанием разработок, скоростью технологических изменений, структурой взаимосвязей, характером доступа к знаниям, организационными структурами и институциональными факторами;
- развитость на конкретном рынке сферы услуг;
- наличие рыночных условий осуществления инновации на малых и средних предприятиях;
- уровень региональной инновационной системы;
- степень влияния глобализации.
Система высшего образования |
Основная образовательная система населения |
Отраслевая структура промышленности |
Система спец. технического образования |
Доступность рынков |
Система исследований и разработок |
Общие базы кодифицированных знаний |
Эффективная финансовая система |
Законодательные и макроэкономические условия |
Инновационная политика |
Коммуникационная инфраструктура |
Макроэкономические условия |
Рис.5 Условия инновационной деятельности
Таблица 2
Основные критерии эффективности инновационной деятельности на микроэкономическом уровне
Группа критериев | Перечень критериев |
Корпоративные (связаны с целями, стратегией, политикой и ценностями корпорации) | Совместимость проекта с текущей стратегией компании и её долгосрочными планами. Допустимость изменений в стратегии фирмы с учётом потенциала проекта. Согласованность проекта с представлениями о компании. Соответствие проекта отношению компании к риску, к нововведениям. Соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации. |
Рыночные | Соответствие проекта чётко определённым потребностям рынка. Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация. Жизненный цикл продукта в виде товара. Вероятность коммерческого успеха. Вероятный объём продаж. Временной аспект рыночного плана. Воздействие на существующие продукты. Ценообразование и восприятие продукта потребителями. Позиция в конкуренции. Соответствие продукта существующим каналам распределения. Оценка стартовых затрат. |
Научно-технические | Соответствие проекта стратегии НИОКР. Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учётом потенциала проекта. Стоимость и время разработки проекта. Патентная чистота проекта. Наличие научно-технических ресурсов для выполнения проекта. Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии. Воздействие на другие проекты. |
Финансовые | Стоимость НИОКР. Вложения в производство, маркетинг. Наличие финансов в нужные моменты времени. Влияние на другие проекты, требующие вложения финансовых средств. Время достижения точки безубыточности и максимально отрицательное значение расходов. Потенциальный годовой размер прибыли. Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании. |
Производственные | Новые технологические процессы. Достаточная численность и квалификация производственного персонала. Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям. Цена и наличие материалов. Производственные издержки. Потребность в дополнительных мощностях. |
Внешние и экономические | Возможные вредные воздействия продуктов и технологий. Влияние общественного мнения. Текущее и перспективное законодательство. Воздействие на уровень занятости |