Попытки урегулирования конфликта




 

В мае 2011г. в качестве одной из первых попыток разрешить конфликт США и ЕС вводят санкции в отношении Сирии (запрет экспорта оружия, заморозка счетов, лишение права на въезд чиновников сирийского правительства).

Август 2011г. обозначился внутренними изменениями в политической системе Сирии - Башаром Асадом был подписан декрет о введении многопартийности.

В сентябре произошла попытка урегулирования конфликта - на совете безопасности ООН был внесен проект резолюции (США, Великобритания, Франция, Португалия). Россия и Китай наложили вето. Причиной было определено отсутствие в резолюции пункта, исключающего вооруженное вторжение в Сирию.

В ноябре было решено приостановить членство Сирии в Лиге арабских государств, против страны также были введены экономические санкции.

Декабрь 2011 г. - новая попытка урегулирования конфликта - Сирия согласилась на сотрудничество с ЛАГ, предложившей мирный план (вывод правительственных войск из городов и освобождение политзаключенных). На территорию страны были допущены наблюдатели, однако вскоре, в связи с ростом насилия, ЛАГ свернула миссию наблюдателей.

В феврале 2012 г. осуществилась еще одна попытка урегулирования конфликта, однако Россия и Китай снова наложили вето на новый проект резолюции совета безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко. Причина: «односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране».

Башар Асад одобрил проект конституции, согласно которой страна отказывалась от ранее законодательно закрепленной ведущей роли партии «Баас». Состоялся референдум, по которому документ поддержало 89 % избирателей.

Март 2012 г. - саммит ЕС признал Национальный совет Сирии «легитимным представителем сирийцев»;

апреля 2012 г. в 06:00 утра было объявлено перемирие.

В мае состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых впервые принимали участие несколько партий, по результатам которых 73 % депутатских мандатов получили сторонники Башара Асада. Оппозиция бойкотировала, как референдум, так и парламентские выборы.

13 июня 2012 г. заместитель генерального секретаря ООН <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%9E%D0%9E%D0%9D> по миротворческим операциям Эрве Ладсу <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D1%80%D0%B2%D0%B5_%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%81%D1%83&action=edit&redlink=1> признал, что в Сирии идёт гражданская война <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>. Фактически через месяц, 14 июля, Международный комитет Красного Креста <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0> усилил градацию конфликта в Сирии, назвав его гражданской войной.

На следующий день начались бои в Дамаске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA>. По словам представителей сирийской оппозиции, войска при поддержке БТРов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A2%D0%A0> вошли в пригород Мидан <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD&action=edit&redlink=1> в попытке изгнать оттуда повстанцев. К 16 июля столкновения также распространились и на другие районы Дамаска - Тадхамон <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD&action=edit&redlink=1>, Джобар <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%80&action=edit&redlink=1> и Кфар Суса <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%84%D0%B0%D1%80_%D0%A1%D1%83%D1%81%D0%B0&action=edit&redlink=1>.

Операции привели к убийству Министра обороны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B8> Сирии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F> Дауд Раджиха <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%B4_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%85%D0%B0> в результате теракта, осуществлённого террористом-смертником в здании местной службы безопасности в Дамаске <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA>. Ранения получили ещё несколько министров. Хиллари Клинтон призвала мировое сообщество оказать давление на Россию вопросе подписания предложенной странами Запада резолюции по Сирии. Госсекретарь США считает, что Россия должна подписать документ, который предусматривает жёсткие санкции против президента Башара Асада. Москва обещает заблокировать проект. В российском проекте санкции не упоминаются, при этом Москва предлагает продлить на три месяца мандат миссии наблюдателей ООН в Сирии, истекающий 20 июля. Недовольство проектом Клинтон также выразил Китай. Накаленная обстановка привела к единогласному решению Совета Безопасности ООН <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D> о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии на 30 дней. В последствии военных столкновений в Дамаске, Лига арабских государств <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2> (ЛАГ) призвала президента Сирии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B8> Башара Асада <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B0%D0%B4,_%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B0%D1%80> покинуть свой пост «ради спасения страны», а оппозицию и Свободную сирийскую армию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B8> начать формирование переходного правительства национального единства.

августа Кофи Аннан подал в отставку с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии в связи с безрезультатностью предложенного им мирного плана по разрешению сирийского кризиса.

января 2013 Президент Сирии Башар аль Асад по национальному телевидению обратился к сирийскому народу, призвал сплотиться против боевиков (оппозиционеров), финансируемых Западом. Также он предложил провести в стране новые выборы, по итогам голосования сформировать коалиционное правительство, объявить всеобщую амнистию и т. п.

января руководитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии шейх Ахмед Муаз аль-Хатиб <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D1%83%D0%B0%D0%B7_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%A5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B1> выразил готовность провести прямые переговоры об урегулировании вооруженного конфликта с представителями президента Башара Асада.

февраля число жертв в войне в Сирии (по данным ООН) превысило 70 000 человек. 25 марта ООН сокращает по соображениям безопасности своё присутствие в Сирии. 8 апреля группе экспертов ООН, расследующих факты применения химического оружия, отказано в возможности работать в Сирии.

 

Аналитика

 

Если отойти от хронологии конфликта и обратиться к аналитике, то можно выделить три стадии процесса:

Первая стадия - начало-середина 2011 года. В этот период на территорию Сирии были отправлены иностранные «миссионеры» с немалыми финансовыми ресурсами, организующие демонстрации протеста, подстрекающие к столкновениям с полицией, налетам на государственные учреждения и полицейские участки. В ходе демонстраций они же устраивали провокации, целью которых было пролитие крови - и именно в этот период количество жертв среди сотрудников полиции в разы превышало количество погибших демонстрантов и гражданских лиц.

Второй этап начался, когда «миссионеры» превратились в «вербовщиков», начав вербовочную работу среди маргинальных групп населения. Стоит отметить, что экономическая ситуация в Сирии в период 2008-2010 годов сложилась крайне тяжелой - жестокая трехлетняя засуха привела к массовой миграции с севера страны, сотни тысяч беженцев-палестинцев, проживающих на территории Сирии и около полумиллиона беженцев-суннитов из Ирака представляли и до сих пор представляют крайне питательную почву для подобного рода вербовки. Второй этап конфликта привел к тому, что численность противостоящих власти людей, готовых и способных на разрушение государства, грабежи, насилие, убийства, резко - буквально на порядок - возросла в течение полугода.

Наконец, третья стадия процесса началась ближе к концу 2011 года. Произошел резкий сдвиг ситуации - завербованные грабители, насильники, уголовники стали сбиваться в группы и группировки, в которые немедленно пошло внедрение опытных руководителей - как из числа иностранцев, так и из числа местных уголовных авторитетов. Произошла структуризация банд подполья, начались поставки оружия и захват его на территории страны. В это же время на территории Ливана и Турции началось создание лагерей подготовки, в которые начали прибывать граждане исламских стран, завербованные для борьбы с кровавым режимом.

 

Закулисное действие

 

Ещё в послевоенные годы вновь набирающий силы Советский Союз стал одним из самых серьёзных оппонентов США на мировой арене. Однако более чем полувековое открытое противостояние России и США в рамках Холодной войны, начавшейся сразу же после Второй мировой, завершилось распадом СССР и катастрофическим ослаблением России. Победный марш США в ХХI веке в этом уже более сложном, чем Холодная война, противостоянии призван обеспечить военно-стратегический план "Доктрина 2050", которая определяет внешнюю политику США и предполагает её влияние на другие страны с целью тотального контроля и использования их природных ресурсов для достижения мирового господства.
Поводов для радости в действительности мало. Дело в том, что закат одной глобальной гегемонии и становление другой, как правило, сопровождается масштабными катаклизмами, которые ведут к принципиальной смене мировых «системных настроек». В этом смысле можно говорить об уже трех мировых войнах - Тридцатилетней (1618-1648), войнах Великой Французской революции и Наполеона (1792-1815) и цикле, который включает Первую и Вторую мировые войны в традиционном смысле (1914-1945). Похоже, что сейчас мир вступил в четвертый подобный цикл, точкой отсчета которого можно считать 11 сентября 2011 года.

И нынешние действия Обамы, как нельзя лучше показывают, что новый цикл может начаться с новой войны. И только Россия стоит на пути этого.

Конечно, внутренний религиозно-этнический конфликт действительно существует. Но он не настолько широкомасштабный и непримиримый, как это хотели бы представить некоторые аналитики, тем самым вольно или невольно раздувающие пожар ненависти. Не секрет, что против сирийского правительства и президента в мире с подачи ряда заинтересованных стран развязана настоящая информационно-психологическая война, в которой противник, как на любой войне, не гнушается никакими средствами. В этой ситуации тем более становится непонятным прямое искажение положения вещей в Сирии, вопреки очевидным фактам рисуются самые мрачные для руководства Сирии перспективы, якобы обусловленные внутренней ситуацией в стране, замалчивается подрывная роль ряда западных стран и стран Персидского залива. Создается впечатление, что конфликт в Сирии возник спонтанно по воле восставшего народа Сирии, а не инициирован искусственно и раздувается группой стран Запада, включая сегодняшнее руководство Франции, вновь грезящее «наполеоновскими походами на Ближнем Востоке» и Соединенными Штатами, а также кровавыми диктаторскими режимами Катара и Саудовской Аравии, мечтающими под американским зонтиком подмять под себя наиболее динамично развивающиеся страны Магриба и Ближнего Востока. Да и вообще, как можно сегодня, когда катарские и саудовские войска еще не отстирали со своих мундиров кровь тысяч невинно убитых солдат ливийской армии и десятков мирных демонстрантов в Бахрейне, называть «диктаторской» достаточно демократичную и умеренную власть в Сирии! На это способен либо лжец, либо человек никогда не живший в Сирии и пользующийся сомнительными информационными источниками.

Оставляя в стороне политическую и военную составляющие этого конфликта, хотелось бы хотя бы вскользь коснуться экономических факторов превращения Сирии в глазах Запада и «саудитов» из перспективного партнера и одной из наиболее уважаемых стран Лиги арабских государств в «режим кровавой тирании». Ведь даже в условиях глобального финансового кризиса экономическая ситуация в Сирии продолжала оставаться устойчивой.

Так, по состоянию на конец 2010 г., основные национальные макроэкономические показатели смотрелись весьма неплохо на фоне среднемировых. По оценкам Всемирного банка, рост сирийской экономики в 2010 г. составил 4,5 %, золотовалютные резервы страны составляли 17,7 млрд долларов. При небольшом отрицательном сальдо внешней торговли экспорт составил 11,9 млрд долларов, импорт - 13,9 млрд. Уровень инфляции, согласно официальным данным, на конец 2010 г. не превышал 3% (для сравнения: в это же время в США инфляция составляла 1,5%, в России - 8,8%, в Армении - 8%). Правительству Сирии удалось удержать бездефицитный государственный бюджет.

Таким образом, вердикт экспертов гласил: «Вышеприведенные данные с известным основанием могут расцениваться как свидетельство того, что Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба». Устойчивое экономическое развитие Сирии и Египта никак не согласовывалось с планами саудовских и катарских монархов по установлению своего доминирующего положения в арабском мире и ЛАГ в частности. Но еще большее недовольство у них вызывали планы строительства в Сирии новых газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) и сети нефте- и газопроводов, связывающих Египет, Иорданию, Сирию, Иран, Ирак и Азербайджан. В долгосрочные планы Сирии входило стать транзитной страной для египетского, иракского и иранского газа. При этом собственные запасы газа в Сирии оцениваются в 240 млрд. куб. м.В 2009 г. в районе сирийского города Пальмира, где расположены месторождения газа Абу Рибах, Камкам и аль-Фейд, был построен ГПЗ производительностью 2,2 млрд. куб. м в год очищенного газа и 23 тыс. тонн сжиженного природного газа (СПГ).

Началась реализация проекта строительства еще одного ГПЗ в 75 км юго-восточнее города Аль-Ракка и в 205 кмвосточнее Хомса. Производительность завода планировалась на уровне 1,3 млрд. куб. м в год очищенного газа и 41,6 тыс. тонн СПГ.В 2000 г. Сирия, Ливан, Ирак, Иордания и Египет подписали совместное соглашение о строительстве «панарабского» газопровода AGP. Проект должен был быть запущен уже в 2010 г. В мае 2010 г. мощность только одной ветки Египет-Иордания составляла 10,3 млрд. куб. м газа в год. А предусматривалось еще и строительство второй ветки из Иордании до сирийского города Хомс (места недавних боев с т.н. «повстанцами») и далее в Турцию, а в перспективе в Южную Европу. Незадолго до начала «арабской весны» в Сирии между Сирией, Ираком и Ираном было подписано соглашение о строительстве «Исламской магистрали» - газопровода, проектная мощность которого составила бы 110 млн кубических метров газа в сутки. Данное соглашение рассматривалось в качестве противовеса газопроводу «Набукко», строительство которого было заморожено до 2013г. и который должен был проходить по территории Турции в Европу - через Азербайджан и Туркмению.В сентябре 2010 г. Сирия и Ирак подписали меморандум о строительстве трех трубопроводов - двух нефтепроводов под легкую и тяжелую нефть мощностью 2,5 - 3 млн. баррелей в сутки и одного газопровода. В начале 2011 г. Башар Асад выступил с идей "Концепции четырех морей", т.е. объединения Сирии, Турции, Ирана и Азербайджана в единую нефте-газотранспортую систему с выходом к Средиземному морю. Она положительно обсуждалась с руководством Турции, Ирана и России. Но самое главное, что какое либо серьезное участие во всех этих газовых проектах американских и западноевропейских компаний не предусматривалось. Предпочтение отдавалось российскому «Стройтрансгазу». В случае успешной реализации всех этих проектов последствия очевидны:

Во-первых, ближневосточный и средневосточный «выключатель Европы» перемещается из рук США в руки Ирана, Сирии и, в определенной мере, Турции. В то время как второй «выключатель» остается в руках России.

Во-вторых, эти трубопроводы ставят под удар весь нефтяной и газовый бизнес саудовских и катарских царьков, поскольку стоимость транспортировки нефти и газа в Европу по новым трубопроводам значительно дешевле, чем на танкерах вокруг Аравии, а затем по параллельному Суэцкому каналу нефтепроводу SUMED.

Наконец, такая трубопроводная система снимает с Ирана и Ирака удавку в виде Ормузского пролива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: