Особенности учебно-познавательной деятельности в начальной школе




Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

В педагогике, под учебно-познавательной деятельностью понимается специально организуемое извне или самим обучаемым познание, с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным

результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [14].

С точки зрения профессионального словаря это- освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [21] "учебно-познавательная деятельность" - это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Из рассмотренных определений мы можем сделать вывод, что учебно-познавательная деятельность достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить две основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебно-познавательная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В "классической" советской психологии и педагогике учебно-познавательная деятельность определяется, как ведущий тип деятельности в начальной школе. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В нашем исследовании мы будем опираться на определение понятия Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [21], так как оно более точно описывает учебно-познавательную деятельность.

Учебно-познавательная деятельность учащихся начальных классов должна отвечать целям развивающего и воспитывающего обучения и выполнять следующие функции [6]:

-привитие ученикам начальной школы потребности и навыков самостоятельного пополнения знаний;

-развитие у младших школьников умений и навыков логических рассуждений;

-развитие познавательных способностей учеников начальных классов и умений использования всех источников познания;

-формирование мировоззрения младших школьников.

Понятие учебно-познавательная деятельность имеет не только функции, но и структуру, состоящую из:

- мотивации;

- учебных задач, с постановки которых начинает развертываться учебная деятельность (в определенных ситуациях в различной форме заданий);

- учебных действий;

- контроля, переходящего в самоконтроль. Контроль состоит в определении соответствия учебных действий условиям учебной задачи, который позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения;

- оценки, переходящей в самооценку. Действие оценки позволяет определять, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели [6].

Имеет смысл и существование видов учебно-познавательной деятельности. В основном их выделяют 6:

1.Наблюдение: внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них.

2. Эксперимент: существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них.

3. Работа с книгой: систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе.

4. Систематизация знаний: существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний.

5.Решение познавательных задач (проблем): Комплексная разнообразная информация познавательного характера.

6.Построение графиков: закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) [6].

Кроме них, учащиеся являются субъектами многих других достаточно важных видов деятельности учебно-познавательной направленности, то есть обеспечивающих получение учениками новых для них знаний, умений и навыков, овладение ими способами деятельности и их развитие.

К сожалению, именно эти виды деятельности не получают достаточно широкого распространения в начальных классах. Учителя привыкли обучать с помощью пассивных видов деятельности, хотя в Федеральном Государственном стандарте прописано, например: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общегообразования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственныхсвязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям». Этой выдержкой мы бы хотели показать, что как бы учитель не обучал, ученики любым видом учебно-познавательной деятельности должны научиться всему, что прописано в ФГОС [19].

Между тем, само содержание учебного материала по всем учебным предметам, его структура, создают предпосылки для осуществления большого разнообразия активных видов учебно-познавательной деятельности.

Если же есть смысл существования видов мотивации учебной деятельности, то стоит выделить и уровни. Принято выделять 5 уровней:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения [7].

Чтобы достичь высокого уровня мотивации у учеников начальной школы, не достаточно уделять этому 1 день в месяц, этим нужно заниматься ежедневно. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Учебно-познавательная деятельность младших школьников дает хорошие результаты тогда, когда они активно взаимодействуют в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения, когда учитель придает учебным занятиям игровую форму). Процесс коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты [11].

После вышеизложенного нами материала можно сделать вывод, что учебно-познавательная деятельность в начальных классах очень сложный процесс, который имеет 5 уровней и 6 видов. Над ним нужно постоянно, систематически работать как учителю, так и родителям.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: