Особенности развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Математика» в начальной школе




Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку [22].

Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По некоторым данным, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам [22].

Говоря о приемах развития мотивации учебно-познавательной деятельности на математике в начальной школе, также стоит выделить следующие:

1) Апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Допустим, чтобы задача стала понятной для детей использовать для объяснения, например яблоки.

2) Создание проблемной ситуации. Для многих этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти, а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует мотивацию к изучаемому.

3)Игра. Конечно, с учениками начальной школы без игры никак! Можно использовать мяч. Например, при изучении таблицы умножения можно кидать мяч и проговаривать пример, а ученик должен быстро ответить. Это поможет вам и выучить таблицу умножения, и повысить у детей уровень мотивации, ведь им всегда хочется играть [16]!

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь и повысить уровень учеников начальной школы. На интегрированных уроках по предмету «Математика» и не только, дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы[9].

Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне [4].

У каждого учителя свой подход к развитию мотивации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе. В нашем исследовании мы отобрали самые эффективные методы и приемы из педагогического опыта учителей начальных классов, те, которые действительно помогут повысить уровень мотивации детей.

При изучение с детьми какого-либо математического термина ученикам начальной школы стоит рассказать немного из истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Например: "цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток" [9].

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Известный математик Моро М.И. [10] рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов.

Например, урок по теме «Решение задач с помощью уравнений», можно начать с демонстрации рисунка к задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?» [10].

Чтобы у учащихся не возникало представление об оторванности математики от жизни, можно показать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Так при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Рассмотрим прием «Удивляй». Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер: «Объединяй по общему признаку», «Найди ошибку», «Найди лишнее», «Интеллектуальная разминка». Такие минутные задания можно включить в начало урока [13].

Для повышения мотивации учащихся начальной школы используются занимательные математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи.

Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием придает более творческий характер работам учащихся.

На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение. Поэтому в конце урока математики обязательно нужно проводить рефлексию. Например: «Дерево удовлетворённости». По окончанию урока дети прикрепляют на дерево: плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; цветок – урок прошёл довольно неплохо; зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком; жёлтый листок – урок не понравился, скучно. Учитель сразу увидит удалось ли ему повысить мотивацию учеников [4].

Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив ни следа в нем.

На уроках по предмету «Математика» детей очень увлекают «Круговые примеры», их можно включить в конец урока, или же когда дети устали писать. Можно предложить детям проложить путь для самолета, как на рисунке (см. рис. №3) [2]:

Рис. 3. Круговые примеры

Также детям можно предложить кроссворд, соответствующий теме урока или же предыдущей. Получая интересный кроссворд, ученик начинает задумываться, старается вспомнить или отгадать ответ. Это поможет повысить интерес к предмету. Также кроссворд можно выполнить в виде презентации по математике. Если урок интегрированный, можно использовать при составлении кроссвордов компьютерные программы. Тогда уже точно всем ученикам будет интересно, а материал, каким бы сложным он ни был, усвоится и запомнится.

В начальных классах стоит показывать все наглядно, красочно, это очень привлекает внимание. Например, задачу про апельсины можно изобразить на экране. Дети посмотрят на нее уже совсем другими глазами, им будет очень интересно. Задания в рабочей тетради тоже помогут заинтересовать учеников (см. рис. 4) [4].

Рис. 4. Сравниваем числа

Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках [2].

Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы и приёмы, но все они пересекаются, главное знать, как их использовать, чтобы достичь нужного эффекта.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования мотивации актуальна в любой школе. В современной России она актуальна вдвойне. За короткий промежуток времени российское образование претерпело такое множество изменений в различных направлениях, что это можно сравнить с масштабами нескольких реформ.В этих условиях проблема формирования мотивации учения приобретает особую значимость, ибо мотивация - одно из важнейших условий воспитания личности. Характерные, часто актуализирующие мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду взрослого человека закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка [5].

Актуальность данной проблемы предопределила выбор темы исследования «Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Математика» в начальной школе».

Целью данного исследования стало описание методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на предмете «Математика».

Объектом исследования был выбран процесс развития мотивации в начальной школе, а предметом— методы и приемы развития мотивации в начальной школе на уроках математики.

В процессе исследования нами были решены следующие задачи: изучены педагогическая и методическая литература по проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности в начальной школе; дана характеристика понятию мотивация в начальной школе; раскрыты особенности преподавания математики в начальной школе; дано описание методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности по предмету «Математика» в начальной школе.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ документов, изучение опыта работы педагогов, анализа программ начальной школы позволил нам сделать следующие выводы.

В результате изучения педагогической и методической литературы по проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности в начальной школе, мы выявили, что мотивация очень важна. Эту проблему можно назвать центральной в настоящее время. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановка задач, формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществляется в единстве трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.

В процессе решения второй задачи нами было решено, что наиболее точное определение мотивации с точки зрения психологии-этосовокупность потребностей, влечений и желаний человека, которые направляют его деятельность».

В ходе решения третьей задачи мы установили, что предмет «Математика» является базой для учеников начальной школы, очень важно, чтобы ученик понял этот предмет именно в начальном звене.

Были описаны следующие методы и приемы: апелляция к жизненному опыту детей, создание проблемной ситуации, игра, наглядность, использование исторических сведений, решение «минутных» увлекательных задач.

Наше исследование может стать помощником для начинающих учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей и институтов, методистов, а также для родителей учеников.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович.— М.: Педагогика, 2006. - С. 7-43.

2) Григорьева, А.А. Методы и приемы развития мотивации /А. А. Григорьев // Качество школьного образования: интеграция науки и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Школьное образование»/ А.А.Григорьев, Л.В.Николаева, Т.И.Никифорова. — Якутск: МЦНИП, 2013. —160 с.

3) Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 512 с.

4) Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение/ Н.Б. Истомина. — М.: Мир, 2013. —287 с.

5) Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com. — (Дата обращения: 30.02.2016).

6) Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2013.— 94 с.

7) Маркова, Е.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ Е.К.Маркова. — М., 2010. —96 с.

8) Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х Маслоу.— Спб.: Питер, 2008.– 352с.

9) Методы и приемы обучения математике [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.nsportal.ru. — (Дата обращения: 1.04.2016).

10) Моро, М.И. Актуальные вопросы обучения математике / М.И. Моро, А.М. Пышкало// Начальная школа.— 2011.— С.20-27.
11) Мотивация профессиональной деятельности [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.prioslav.ru.— (Дата обращения:22.03.2016).

12) Патрахина, Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С.61-64.

13) Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться»: учебник / Л.Г. Петерсон.— М.: Ювента, 2015.— 112 с.

14) Подласый, И.М. Педагогика начальной школы: учебник / И.М. Подласый. —М.: Владос, 2008. —464 с.

15) Проблема мотивации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.nsportal.ru. — (Дата обращения: 3.03.2016).

16) Пчелко, Л.С. Урок математики в начальных классах/ Л.С. Пчелко.-М.: Владос, 1973.— С.41-48.

17) Сербиновский, Б.Ю. Вопрос мотивации людей /Б.Ю. Сербиновский.—М.: Владос, 2006.— С. 54-60.

18) Сластенин, В.П. Педагогика/ И. Г. Исаев, В.П. Сластенин, Е. Е. Шиянов. — Спб.,2015.–С.102-116.

19) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.standart.edu.ru.— (Дата обращения: 27.03.2016).

20) Чернышова, С. В. Понятие мотивации и процесс мотивирования: учебное пособие для вузов/ С. В. Чернышова, Д. О. Камышинский, А. И. Воронько. – Украина: Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ ДонНТУ, 2009.– 126 с.

21) Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания/Д.Б. Эльконин / Под ред. К.Н. Слипанова. – М., 2014.— 268 с.

22) Эрдниев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе/ П.М.Эрдниев, Б.П. Эрдниев. — М.: Мир, 2006. —С.36-78.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: