Основные проблемы регулирования использования и охраны водного фонда России




В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной, в том числе около 95% - в федеральной собственности.

На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов российской Федерации.

В свою очередь на водных объектах имеется большое количество различных водохозяйственных сооружений, которые находятся на балансе предприятий различных форм собственности, но в основном входят в систему Минсельхоза России, Минтранса России и т. д.

Водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего количества воды в них, защита от вредного воздействия вод возможны лишь с помощью гидротехнических систем и сооружений, требующих трудоемких и дорогостоящих мероприятий по строительству, содержанию и эксплуатации.

Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса к началу 1999 г. оценивалась почти в 60 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока, гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек.

Созданными водохозяйственными основными фондами обеспечиваются необходимые условия деятельности других отраслей, не связанных с изъятием водных ресурсов: гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреации.

Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование стока рек, гарантированное водоснабжение, защиту от паводков, однако в последнее время существенно ухудшилось техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ.

Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в ремонте, а свыше 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном состоянии.

За последние годы произошли также прорывы плотин ряда крупных водохранилищ, многочисленных прудов. Материальный ущерб от разрушений был весьма значителен, имелись человеческие жертвы.

Серьезной проблемой является ухудшение качества воды поверхностных водных объектов, в т. ч. малых рек, которое в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное практически для всех видов водопользования.

Наблюдается деградация малых рек. Происходит их заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов. Сток малых рек, особенно в европейской части России снизился более чем наполовину. В результате происходит разрушение водных экосистем, что делает эти реки непригодными для использования.

Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод.

Гидрогеологическая деятельность

В достаточно сложных условиях осуществляется также и гидрогеологическая деятельность. Она проводится в последние годы, главным образом, в форме поисково-оценочных работ по воспроизводству преимущественно пресных и отчасти минеральных вод с целью водоснабжения городов и населенных пунктов, соленых вод и рассолов для технических целей, а также лечебных минеральных вод. Геологоразведочные работы по воспроизводству запасов теплоэнергетических и промышленных вод проводятся в очень ограниченных масштабах (в Камчатской, Иркутской, Кировской областях).

Поисково-оценочные работы на пресные подземные воды финансируются в основном за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджетах субъектов Федерации, а на технические минеральные подземные воды – за счет средств предприятий.

Выводы

Итак, завершая рассмотрение состояния водных ресурсов, напомним основные проблемы, от которых зависит бесперебойное водообеспечение населения, промышленности и сельского хозяйства нашей страны. В концентрированном виде они были изложены в 1998 году на заседании Правительства российской Федерации в докладе МПР России «О совершенствовании управления использованием и охраной водного фонда России». К этим проблемам относят следующие:

1. Углубление тенденций расточительного водопользования

2. Ухудшение качества вод

3. Обострение вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения

4. Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод, включая наводнения, разрушение берегов, оползни, подтопления и др.

5. Значительное ухудшение состояния водных объектов и гидротехнических сооружений

Улучшение состояния отечественного водного фонда возможно прежде всего через:

· Разработку и принятие Концепции государственной политики в сфере использования и охраны водных объектов

· Развитие экономического механизма устойчивого водопользования и полный перевод всей системы водного хозяйства на самофинансирование

· Совершенствование структуры водного фонда путем передачи водных объектов, действующих и строящихся водохозяйственных сооружений территориального значения в собственность и ведение субъектов Российской Федерации.

 

 

Список использованной литературы:

1. Природно-ресурсный комплекс российской Федерации: аналитический доклад/ Под ред. О. В. Комаровой. - М.:НИА-ПРИРОДА, 2001. – 267с.

2. Иванов О. П. Государственное управление природными ресурсами: Курс лекций. – Новосибирск: СибАГС,2002. – 340 с.

3. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/Рук. авт. Коллектива Д. С. Львов. – М.:Экономика,1999. – 739 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: