Методы обучения изобразительному искусству




И И и М П

Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства

Лекция № 6

Средства обучения изобразительному искусству

Вопросы:

1. Понятие средств обучения изобразительному искусству. Классификация средств.

§ Вербально - информационные средства обучения и методика их применения.

§ Наглядные средства обучения и их место на занятиях по изобразительному искусству.

§ Технические средства обучения на занятиях по изобразительному искусству.

2. Методы обучения изобразительному искусству

3. Приемы обучения изобразительному искусству

4. Основные условия оптимального выбора методов обучения и эффективного их применения в учебном процессе.

5. Состав и структура учебно-методического комплекса.

 

Понятие средств обучения изобразительному искусству.

Классификация средств.

А) Средства обучения изобразительному искусству - материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые для организации и осуществления процесса обучения изобразительному искусству, его предметная поддержка, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

В узком смысле слова - дидактические С. и ТСО.

Дидактические С. включают три компонента:

учебный, дидактический материал, составляющий содержание обучения; совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения;

методы и приемы обучения - при усвоении теоретических знаний искусствоведческого характера, и при освоении изобразительных умений; различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.);

организация учебной и воспитательной работы по изобразительному искусству - таких ее форм, как уроки и их системы, внешкольные внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия и др.

Особо выделяются материальные средства обучения:

• - учебные комплекты и комплексы (учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.),

• - аппаратура ТСО для воспроизведения изображения и звука, средства массовой информации;

• - студии, кабинеты изобразительного искусства.

Некоторые авторы относят к числу С. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство проектирования деятельности учителя.

Б) Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения.

 

Методы обучения изобразительному искусству

В сложном и динамичном процессе обучения педагогу нужно решать множество типовых и нестандартных, оригинальных образовательно-воспитательных задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку всегда их решение направлено на всестороннее развитие личности обучающегося. Чтобы уверенно прогнозировать результат решаемой задачи, находить как можно более оптимальные пути ее решения, учителю необходимо профессионально владеть методами обучения.

Методы обучения – это способы обучающей работы учителя, организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.

Методы обучения изобразительному искусству (метод - от греч. methodos ‑ путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения художественной или изобразительной деятельности, подчиненных решению конкретной задачи. В методике проблема разработки методов художественного обучения и воспитания выступает как одна из основных. Метод ‑ способы взаимодействий учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. В методике различаются общие методы — их разрабатывает дидактика - и частные, составляющие собственный предмет этой науки. И те и другие представляют собой комплексные последовательности учебных действий учителя и учащихся.

Пример классификации методов обучения в дидактике, по Ю.К. Бабанскому:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и пр.);

2. методы стимулирования учебной деятельности школьников (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактические игры, диспуты и пр.);

3. методы контроля и самоконтроля в обучении (устный опрос, письменный, машинный и пр.).

В методике ИЗО общая классификация методов пока не составлена. Существуют лишь отдельные описания авторами групп методов: Н.Н. Ростовцев описывает исторически сложившиеся методы: метод копирования, натуральный метод, метод геометральный, метод свободного развития, метод использования учебных моделей, метод личного показа учителем, метод обобщения форм и др.

Отдельные авторы разрабатывали методы изобразительного искусства по разделам курса: живопись - Г.В. Беда, Г.Ь.Смирнов, А.П. Яшухин; рисунок -А.И. Сапожников, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, О.В. Барщ, Н.П. Костерин; композиция - Е.В. Шорохов.

Отдельные группы методов описаны авторами по уровням и областям их применения: методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе - B.C. Кузин, В.В. Колокольникова, И.Н. Глинская, Б.П. Юсов, И.Б. Шешко, Е.Е. Рожкова, И.М, Сокольникова. Н.П. Крымов разрабатывал метод тоновых отношений в живописи, а И.П. Волков - методы творческого развития учащихся общеобразовательных школ; методы эстетического воспитания - Б.М. Неменский; методы развития пространственных представлений - Т.Ф. Беляев, методы использования народного искусства на занятиях изобразительным искусством - Т.Я. Шпикалова; методы использования рисунка в педагогической практике учителя — А.В. Терентьев; методы использования средств наглядности в преподавании изобразительного искусства - В.И. Булавко; методы работы над рисунком головы человека- В.Е. Нестеренко и др.

В истории методики можно встретить: игры как метод; драматизацию как метод; иллюстрирование как метод; конструирование как метод; моделирование как метод; эксперимент как метод обучения и пр.

Метод осуществления обучения расчленяется на элементы (части, детали). Эти элементы называются методическими приемами. Таким образом, прием обучения – это часть метода. По отношению к методу прием носит частный подчиненный характер. Он не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которую преследует определенный метод. Одни и те же приемы могут использоваться при реализации в процессе обучения разных методов.

 

2. Приемы обучения изобразительному искусству это:

1) относительно законченные элементы технологии обучения изобразительному искусству, зафиксированные в общей или личной методической культуре учителя; способы педагогических действий в определенных условиях обучения предмету;

2) элементы, составные части методов, отдельные шаги в реализации методов обучения изобразительному искусству. Конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. Примеры приема: обсуждение последовательности выполнения работы, анализ произведения изобразительного искусства, использование трафаретных изображений, использование печатной основы для выполнения упражнения, определение оттенка локального цвета предмета с помощью цветового круга, использование палитры и др. Одни и те же приемы могут использоваться в различных методах, например, приемы анализа произведения изобразительного искусства используются и в лекционном методе, и в беседе, и в упражнениях, но есть приемы, закрепленные за одним методом: так, прием создания проблемной ситуации характерен лишь для проблемного обучения, является его признаком.

Нередко в практике обучения методы и приемы отождествляют со средствами обучения. Средства обучения тесно связаны с ними, применяются в единстве, но имеют существенное отличие от методов и приемов. Средства обучения относятся к методам и приемам как их «пусковой механизм».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: