Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.




УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» Горки, Республика Беларусь

 

Национальные интересы страны, принципы, цели и задачи ее внешней политики определяют приоритеты внешней политики государства. Ключевую роль в определении главных направлений внешнеполитического курса играет геополитическое положение страны, а также состояние ее экономики. Выбор приоритетов также во многом зависит от состояния международной обстановки и, в первую очередь, от отношений с соседними странами. Все вышесказанное в полной мере относится к Республике Беларусь.

Республика Беларусь - одно из немногих государств, про­водящих действительно независимую внешнюю политику. Она признана 183 странами мира, со 157 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь является участни­ком более 70 международных организаций: Восточное парт­нерство, ООН и ее специализированные учреждения, Организация но безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Евроатлантического партнерства, Центрально-европейская инициатива, Движение неприсоединения, СНГ, Евроазийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), организа­ция Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Единое экономическое пространство и др. В 1993 г. подала заявку на прием в Совет Европы. Договорно-правовая база Беларуси с зарубежными странами и международными организация­ми включает в себя более 2700 международных соглашений.

Важнейшим среди приоритетов внешней политики Беларуси является европейское направление и сотрудничество с общеевропейскими структурами. При этом европейская политика Беларуси строится с учетом двух основных тенденций: расширение Европейского союза и Организации Североатлантического договора (НАТО). Здесь следует подчеркнуть, что нынешний уровень отношений Беларуси с государствами Запада, в первую очередь, в политической области, не устраивает белорусскую сторону. История ухудшения связей Беларуси с западными странами берет начало в середине 90-х годов прошлого века. Курс первого Президента Беларуси на активизацию интеграционных процессов с Россией, в котором Запад увидел опасность реставрации СССР, серьезно ухудшил отношения Беларуси с западными государствами, в том числе и двусторонние торгово-экономические связи. Отношения Беларуси с Западом еще более обострились после резко негативной реакции белорусской стороны на процесс расширения НАТО на Восток. К сожалению, Запад негативно оценил результаты выборов белорусского парламента (2000 г.) и итоги президентских выборов (2001 г.). Здесь следует подчеркнуть, что отношение Запада к Беларуси во многом формировалась и формируется под давлением Соединенных Штатов Америки, которые занимают особо жесткую позицию по отношению к Беларуси. Сегодня Соединенные Штаты, как утверждает З. Бжезинский, «выступают в роли арбитра для Европы, причем нет ни одной крупной европейской проблемы, решаемой без участия Америки или вразрез с интересами Америки». Руководство европейских стран, общеевропейские структуры (Европейский союз, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) в качестве условий для нормализации отношений с Беларусью выдвигает заведомо нереальные, так называемые «промежуточные» условия, реализация которых является, по сути, ничем иным как попытками вмешательства во внутренние дела суверенного белорусского государства. Политику диктата Республика Беларусь не приемлет. Одновременно внешнеполитическое ведомство страны, Национальное собрание прилагают максимум усилий, чтобы убедить Запад в бесплодности попыток любого вмешательства во внутренние дела белорусского государства, пытаются аргументированно доказать преимущество иной тактики – взаимовыгодного сотрудничества с Беларусью».

Приоритетными направлениями внеш­ней политики белорусского государства являются: развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; раз­витие стабильных отношений с Советом Европы и Европей­ским союзом; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со страна­ми СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; развитие неконфронтационного сотрудничества с НАТО; развитие многосто­роннего сотрудничества по вопросам международной безо­пасности и разоружения; обеспечение международной под­держки в преодолении последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС; сотрудничество в области искоренения бед­ности, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие в продвижении основных инициатив Движения неп­рисоединения.

Главным внешнеполитическим и торговым партнером Рес­публики Беларусь является Российская Федерация, сотрудни­чество с которой имеет стратегическое значение. В 1999 г. между Россией и Беларусью подписан Договор о создании Союзного государства, в рамках которого оба государства сохраняют свой суверенитет и являются полноправными субъектами международных отношений. Государства завер­шают работу по созданию единого экономического простран­ства, обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для деятельности хозяйственных субъектов, равных прав граж­дан двух стран.

Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного го­сударства, образованы Пограничный и Таможенный комите­ты. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственный договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества, в том числе в области внешней и оборонной политики. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета. Стоит задача принятия Конституционного Акта (Конституции) Союзного государства.

Важнейшим направлением многовекторной политики яв­ляется сотрудничество белорусского государства со страна­ми СНГ. Республика Беларусь выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уров­нем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их ре­организацию с целью оперативного принятия решений и соз­дания действенного механизма контроля за исполнением принимаемых решений. Много усилий приложила при при­нятии Стратегии экономического развития Содружества до 2020 г.

Сотрудничество со странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Бе­ларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Уз­бекистан) заключается в создании единого экономического пространства, Таможенного союза, Антикризисного фонда, Центра высоких технологий. Предстоит сформировать еди­ные транспортные, энергетические и информационные си­стемы, повысить уровень жизни народов посредством эффек­тивного использования экономических потенциалов госу­дарств-участников, координации внешней политики, сов­местной охраны внешних границ.

Основной задачей сотрудничества со странами СНГ является создание развитой системы коллек­тивной безопасности, коллективных сил оперативного реа­гирования, согласование и координация внешнеполитиче­ских позиций и действий на международной арене, оказание помощи, включая военную, государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии.

Сегодня Республика Беларусь - полноправный и актив­ный член мирового сообщества, сторонник построения ново­го стабильного и благополучного мирового порядка на прин­ципах многополярности, реального равноправия и взаимно­го уважения всех государств.

Республика Беларусь проводит многовекторную и сбалан­сированную внешнюю политику. Основные приоритеты госу­дарства во внешней политике определяются национальными интересами страны.

Реализуя на практике принцип многовекторности, обусловленный геополитическим положением и открытостью национальной экономики, руководство нашего государства с первых дней обретения независимости приступило к активному поиску политических и экономических партнеров во всех регионах мира. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по-настоящему многовекторной, подлинно экономической белорусская дипломатия стала после прихода к руководству страной первого Президента А.Г. Лукашенко.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.

2. Декларация о евразийской экономической интеграции: Принята президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18 ноября 2011 г. / Администрация Президента РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http//news.kremlin.ru/ref_notes/1091/ – Дата доступа: 27.10.2017.

3. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. - 7-е изд. [испр.] - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 528 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: