ИЮНЯ 2013, Петровский марафон.

Двадцать первого числа, при немыслимом свеченьи,
При негаснущей заре мы плывем невесть куда,
Наблюдая за кормой летних вод перемещенье,
Наблюдая за собой уходящие года.

ЮРИЙ ВИЗБОР

Узнав от своих друзей (Юры Бородулина, Сани Соколова) о таком интересном событии, как Петровский марафон, решил в 2013 поучаствовать. Во-первых, уже второй год уклоняюсь от летнего байдарочного похода по Ладоге/Онеге, и марафон – хороший и быстрый способ поднятия спортивной самооценки. Во-вторых, и я, и мои дети – родились и живем «на брегах Невы», и потому нелишне хотя-бы раз проявить уважение к этой реке, пройдя ее на веслах от истока до устья. В-третьих – тусовки в спортивно-туристской среде очень воодушевляют: всегда тепло в окружении единомышленников, не замороченных ценностями «общества потребления». С ними приятно и улыбкой обменяться, и словом перекинуться, и руку протянуть, чтобы оказать или принять помощь.

К большой моей радости, старший (23-летний) сын Дима согласился составить мне компанию. В прошлом году мы с ним собирались на финский марафон в Tahko, но событие, в связи с мировым кризисом, «обломилось». Мы тогда потренировались на «таймене» на безветренном Суходольском озере и за 5 часов проплыли 30 км. Мы поняли, что «узкое место» байдарочного марафонщика – это не руки, а спина и (извиняюсь) попа: невыносимо долго сидеть в одной позе на жесткой «сидушке». Кроме того, мы узнали, что на смену советским каркасно-разборным «тайменям» пришли современные лодки под названием seayak - пластиковые неразборные морские каяки, сияки. Юра Бородулин нам дал прокатиться на таком чуде, и мы даже решили, что на марафоне Tahko не будем сильно грести, чтобы не отрываться от основной массы финских товарищей. Поскольку Юркин сияк был занят (Юра Бородулин и Саня Соколов участвовали в марафоне и победили в нем), мы поискали в интернете и нашли сияк в аренду по «божеской» цене.

Арендованный сияк оказался канадским Wilderness – красивый, желтый, просторный, с очень удобными настраиваемыми сидушками. К нему дали весла, фартук и жилеты. Конечно, он не был такой «узкой иглой», как Юркин, но мне это показалось плюсом: на узком ведь и перевернуться можно «с дуру». Я усомнился – будет ли сияк быстр, ведь он по ширине как «таймень» почти? Однако владельцы замахали руками: не сомневайтесь, быстрее только ветер! Я предложил Димке опробовать судно (хоть рулем управлять научимся), но он завозражал: «Дождь моросит, напробуешься завтра, поехали на дачу, пора шашлык уже жарить!». Примотали лодку к багажнику и двинули к шашлыкам.

Ранним утром сподвижница Юля привезла нас в Морозовку на берег Ладоги (как говорят туристы – произвела «заброску»). Вокруг множество «заброшенных» туристов-водников спешно собирали каркасные лодки. Ха-ха, а у нас-то – пластик, нам собирать не надо! Погуляли, поприветствовали семейство Бородулиных, полюбовались еще раз на их чудо-сияк, и поплыли вместе с Юлей на старт: к крепости «Орешек». Каких только лодок там не было: и надувные, и каркасные с поддувом, и, как у нас, пластик, и добрые старые «таймени», и даже две гребные шлюпки (десятивесельные гички) с экипажами по 12 человек, и одноместные спортивные каяки… Солнышко, суета, праздник! Митя уточнил мой вес и сказал – капитаном поплывет он. Я сел на 1 номер, мне там понравилось, и возражать не стал: молодым везде у нас дорога, пусть парень разбирается с рулем! Организаторы собрали оргвзнос и раздали путевые листы. Читаю: если вы сходите с дистанции – отправьте SMS на такой-то номер. Неужели нам придется отправлять такое SMS? А если будем тонуть – то на какой номер SMS тогда? Нет, не дождетесь от нас SMS! И вот, групповое фото, рукой помахали Юле – и, вдоль да по речке, с Богом!

И тут-то понял я, что надо было вчера не на шашлык торопиться, а все-таки опробовать снаряжение! Арендованный спасжилет 50 размера на меня не налез, пришлось одеть Димкин, и он давил мне на горло, как гад! Сиденье у сияка очень хорошее, но, одетая в спасжилет, моя спина стала горбатой и не находила удобной опоры! И настроили сиденье мы плохо! Юбка была совмещена с фартуком, поэтому доступа руками к ногам и вещам (главное – к бутылке с водой) – не было! Ну да ладно, вперед и только вперед! Димка стал сомневаться, что я правильно указал ему свой вес – нос тяжелее, и лодка сильно рыскает по курсу! Я сказал – «поздняк», мне плохо, твой жилет на горло давит, рули уже сам, я спереди, пересаживаться не будем! Теченье у истока хорошее, до Ладожского моста досвистели быстро. Я положил весло и под Димкину ругань (нас за это время обогнало много экипажей) исполнил check-in Вконтакте. До Дубровки тоже долетели быстро – узнал ее по часовне и по трубам комбината, изготавливающего древесно-стружечную плиту (помните советские кухни «Дубровка»?) – здесь в одном из стройотрядов мы бетонировали очистные сооружения.

Процесс вошел в стационарный режим, и пришло время делать первые выводы. Во-первых, скороходность канадского сияка Wilderness сильно преувеличена. Нас легко обгоняли «ладоги» и даже добрые старые «таймени». Рядом с нами на какой-то полунадувной, громоздкой лодке иногда возникал джентельмен комплекции Карлсона. Он вальяжно помахивал веслами, то и дело ложился в дрейф для фотосъемки, при этом «рвал» нас по скорости, «как тузик грелку»! Мы, «упиравшиеся» что есть силы, переживали от такого позора настоящий Wilderness! А родная питерская Нева вне города – выглядит как обычная провинциальная российская река: на берегах деревца, поселки, сарайки, лодчонки, грязноватые пляжики, толстые тети загорают и на детей покрикивают, мужики возле мангалов ворочают шампуры. Запах шашлыков вызывал сильное слюноотделение, и Дима стал сетовать на организаторов, что те упустили такую выгоду, не устроив для нас прибрежный шашлык – он готов заплатить любую цену!

Но провинциальный пейзаж иногда уступал место модным постройкам, которые и домами или дачами назвать нельзя – это дворцово-парковые ансамбли! Целые поместья, усадьбы! Видим дворец, парк, флигеля, пляж, пристань, набережную, эллинги… Все ухожено, подстрижено.. Нет, мы определенно богатая (в некоторых местах)страна!

Пройдено 30 км, Отрадное, река резко меняет направление с юго-западного – на северо-западное. В Неву впадает р. Тосна. Здесь раньше был остров, перед ним - узость и знаменитые Ивановские пороги. Как написано в лоции, «сейчас острова нет, от порогов осталось одно название». Однако мы это заявление – опровергаем, мы с Димкой – умудрились «найти» эти пороги! Мы плыли вдоль правого берега, и вдруг сильное течение и камни, камни, плоские камни, мы на них и дном, и об них бортом, и кренились, и застревали на них… Хорошо, лодка была плоская и устойчивая… В мой адрес прозвучало очень много критических замечаний, и мое пожелание «не рассекать по середине реки, а все-таки держаться ближе к берегу» - больше капитаном во внимание не принималось. Рассекали по середине, как большая баржА. Поскольку на реке уже освоились и изрядно подустали, то сняли с себя спасжилеты, и фартук с лодки – тоже. Прощай безопасность!

40 км. 4.5 часа плывем. Уже вдали мелькнул один раз вантовый мост. Ижора (Металлострой). Общая остановка, проставление штампика в маршрутный лист, обед. Опять множество лодок съехалось вместе. С удивлением увидели, что всего на 20 минут, не более, от нас отстал экипаж на «таймене», в котором – папа, изящная мама, доча лет шести и большая собака! Да, наш Wilderness «не орел» (Две девчонки плывут в костюмах петровской эпохи – вот героини! И я никак не предполагал, что огромная гребная шлюпка в 12 чел держит ход чуть не в 2 раза быстрее байдарки! Мы съели до крошки все немногое, что было в нашей «собойке», Дима пошел в магазин, и все покупки мы тоже съели до крошки. До вантового моста еще 10 км. Решили фартук и жилеты не одевать пока. Единственная опасность при плавании на байдарке по Неве – это моторные яхты новых русских, волна от которых и в лодку воды накидать может (если фартука нет), а то и перевернуть, если неуклюже стоять к волне. Решили – оденемся перед самым городом.

Обед закончили, поплыли. Уже, конечно, резвость не та. Эх, думаю, самую красивую (городскую) часть пути сейчас поплывем, а любоваться – сил не осталось. ДогрЯбали до вантового моста (КАД): «Ура, мы ломим, гнутся шведы!» Надо одевать фартук и жилеты, а все пляжики областные позади, по берегам – только бетон, глубина, не пристать. Димка говорит – да ну их спасжилеты, поплыли так... Я: «Дима, мне будет очень стыдно, если в нашем некрологе напишут – «они грубо пренебрегли всеми правилами безопасности на воде». Если уж тонуть, то не с такой позорной формулировкой! Проплыли Володарский мост, и нашли вполне сельский пляж напротив ДК «Пролетарский». Отдыхающие приветствовали нас как космонавтов - приятно! Одели жилеты, фартук, отплыли, и… начался ливень, гром, молнии! Очки залило, не вижу ничего. Гребем как чумовые, орем песню Бачурина «… и последний раз женюсь я на блондинке, а потом чтоб я оглох, а потом чтоб я ослеп…»!!! Доплыть до моста, там постоим, дождь переждем.. Вот, наконец, мост. А мост оказался – железнодорожный, «без пола», рельсы да шпалы…

Самый тяжелым для меня был 6-км переход от моста Александра Невского до Литейного моста. Спинка сиденья ослабла и не держала, можно было только лежать, или не опираться на нее вовсе. Руки устали. Дима молодцом, говорит – не греби, отдыхай… Как не грести, стыдно… Хорошо, никакого разгула водного транспорта не наблюдалось, плыли спокойно, никто под ногами не путался и волну не гнал. И вот показался Литейный мост, а за ним… шпиль Петропавловки! Ну тут как будто дополнительный резервный двигатель включился!

Финиш. Берег – весь в лодках, на глаз – половина участников. Время около семи. 8.5 часов интенсивного грЯбанья. Чьи-то крепкие руки извлекают меня на берег. Это - один из лучших моментов марафона! Потом Петр Iвручил медали. Фотографироваться с Петром Дима, к сожалению, отказался: смутило обилие косметики (театральной же!) на мужском лице самодержца (((Но потом – подошла Димкина группа поддержки, и вот это – действительно был САМЫЙ ЛУЧШИЙ момент!

На следующий день на работу не вышел ни я, ни Дима. Марафон – это для спортивно-подготовленных участников, а нам-любителям – что-нибудь надо полегче. Но все же мне хочется пойти и на будущий год! Подготовлюсь, потренируюсь, лодку найду поскоростнее. Даст Бог, кто-нибудь из близких опять согласится составить мне компанию.

P.S. Ура! Настенька Киселева уже подала заявку на 2014!