Во время прохождения практики изучались и отрабатывались навыки основных видов деятельности психолога, а также исследовались мотивы обучения студентов первого курса дневной и заочной формы обучения.
Для этого было проведено исследование, испытуемыми в нем выступили 93 студента Минского института управления, обучающихся на первом курсе специальности «Психология» в возрасте от 18 до 45 лет. Среди них 43 студента дневной и 50 студентов заочной форм обучения.
Диагностические исследования проводились по 2 методикам:
1. Методика «Мотивация обучения в вузе» (предложена Т. И. Ильиной). В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
3. Тест – опросник МУН. Предложен А.А. Реаном. В нем имеются две шкалы: мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Опросник состоит из 20 вопросов, позволяющих диагностировать мотивационную сферу личности. Обработка результатов происходит по измерению мотивации боязни неудачи и мотивации успеха (см. приложение 3).
Также были проанализированы средние баллы аттестата абитуриента при поступлении и проведена беседа. Основным вопросом беседы являлся мотив поступления в данный вуз.
Существуют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Так, после беседы со студентами можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы поступления в ВУЗ.
|
Основными мотивами поступления в вуз являются: большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения (50% опрошенных студентов); соответствие профессии интересам и склонностям (21% опрошенных студентов); профессия развивает творческие возможности (17% опрошенных студентов); хорошая материальная обеспеченность профессии (12% опрошенных).
Имеются различия в значимости мотивов у студентов дневной и заочной форм обучения. У студентов дневной формы обучения мотивами поступления в вуз были: легкость, с их точки зрения, поступления (51% опрошенных студентов); повышение интеллектуального уровня (13% опрошенных); необходимость во времени для самоопределения (18% опрошенных); престижность диплома о высшем образовании (18% опрошенных). Студенты заочной формы обучения отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям (33% студентов); некоторые ссылаются и на семейные традиции (7%); и самый главный мотив – это возможность передвижения по служебной лестнице (60% студентов).
Итак, рассмотрим поподробнее полученные данные по каждой из методик.
Методическое обеспечение: методика «Мотивация обучения в вузе» (см. приложение 1).
Методика предложена Т. И. Ильиной. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
|
По результатам проведенного исследования мотивации обучения студентов в вузе с помощью табличного редактора Excel (Мастера диаграмм) были построены диаграммы (рис. 2.1 и 2.2).
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: преобладающие мотивы обучения у студентов дневного и заочного отделений имеют существенные различия. Так, у студентов дневного отделения в значительной мере проявилась ориентация на приобретение знаний (48,8 %), что, возможно, свидетельствует о том, что у них на первоначальном этапе обучения преобладает любознательность, стремление к получению новых знаний, т.к. практически вся группа испытуемых (дневное отделение) получает высшее образование впервые (см. рис. 3.1). Ориентация на овладение профессией у «дневников» проявилась у 11,6% диагностируемых, обучающихся по специальности «Психология», т.е. у данной группы в достаточной мере обозначилось стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. У 37,2 % студентов дневного отделения ведущим мотивом обучения в вузе выступил мотив получения диплома, а именно, стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
|
Рис. 2.1 Мотивация обучения студентов в вузе (дневное отделение)
У студентов 1-го курса заочного отделения специальности «Психология» составляющие мотивации обучения распределились следующим образом: заинтересованность в приобретении знаний выявили лишь 38% учащихся в отличие от 48,8% студентов «дневников»; мотив овладения профессией психолога проявился только у 6% испытуемых, зато мотив получения диплома превалирует у 48% студентов заочного отделения (см. рис. 2.2). Такой значительный процент по данной составляющей учебной мотивации можно объяснить тем, что многих из «заочников», по их словам, руководство на предприятиях обязывает получить высшее образование, либо предлагает освободить занимаемую должность без наличия такового, некоторые поступают в вуз из нежелания идти в армию (представители мужского пола), определенная часть студентов банально поступила ради престижности диплома о высшем образовании (именно диплома, а не образования). Последнее свидетельствует о девальвации высшего образования. Ценностью становятся не знания, образование, а документ.
Рис. 2.2 Мотивация обучения студентов в вузе (заочное отделение)
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А. А. Реан, 1990).
Рассмотрим полученные данные по методике «Мотивация успеха и боязни неудач» А.А. Реана (см. приложение 2). Специфика мотивации учебной деятельности несомненно зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижении успеха или, наоборот от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации). Поэтому возникла необходимость диагностировать мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи. Мотивация успеха носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь положительных результатов.
А вот мотивация боязни неудачи носит отрицательный характер. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность.
Полученные результаты по данной методике также можно представить в виде определенной диграммы (см. рис. 2.3)
Рис. 2.3 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (дневное отделение)
Итак, после обработки данных выяснилось, что на первом курсе доминирует мотивация на успех. Она встречается у 86% студентов. Мотивация боязни неудач встречается только у 14% студентов. А вот, что касается заочной формы обучения, то здесь мотивация на неудачу составляет только 6% студентов от всего количества опрошенных (50 человек), и у 94% студентов доминирует мотивация на успех (см. рис. 2.4).
Рис. 2.4 Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (заочное отделение)
и т.д
Коррекционная программа
В эмпирического изучения было выявлено, что у некоторых студентов доминирует мотивация боязни неудач, что отрицательно влияет на академическую успеваемость.
Для уменьшения процента таких студентов была проведена коррекционная работа, которая включала в себя блок упражнений.
Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.
Задачи:
§ открыть и осознать свои взгляды и привычки;
§ создать новые вдохновляющие интерпретации;
§ жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.
Возраст: студенты учебных заведений.
Состав участников: 15-20 человек.
Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут.
Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы...
Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!
Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.
Структура тренинга:
§ Орг. момент – 4 минуты
§ Вступление – 5 минут
§ Цель задачи – 3 минут
§ Разминка – 5 минут
§ Основная часть – 5 часа 20 минут (320 минут)
§ Рефлексия – 20 минут
§ Орг. конец – 3 минуты
Ход тренингового занятия:
1. Разминка Упражнение «Веселый мячик» – 5 минут
2. Упражнение «Дюжина» – 15 минут
3. «Анализ моментов на которые мы теряем время» – 15 минут
4. Упражнение «Интонация» – 15 минут
5. Игра «Угадай стиль общения» – 20 минут
6. Упражнение «Автопилот» – 15 минут
7. Игра «Сотворение мира» – 25 минут
8. Упражнение «Я такой, какой я есть» – 15 минут
9. Игра «Я в будущем» – 15 минут
Перерыв 20 минут.
10. Упражнение «Если бы +, то я стал бы +» – 20 минут
11. Упражнение «Зато +» – 25 минут
12. Упражнение «Фигурные построения» – 15 минут
13. Упражнение «Ступеньки» – 10 минут
14. Упражнение «Доведи за меня до конца» – 20 минут
15. Упражнение «10 заповедей» – 10 минут
16. Упражнение «5 шагов» – 10минут
17. Упражнение «Слалом» – 40 минут
18. Упражнение «Событие» – 20 минут
19. Упражнение «Подарок» – 15 минут
Структура:
Все рассаживаются на места в круге.
– Здравствуйте. Мы + и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.