Особенности договоров морского агентирования и морского посредничества.




Статья 232. Определение договора морского агентирования.

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области торгового мореплавания в порту или на определенной территории.

Нормы главы о договоре морского агентирования являются диспозитивными, т.е. позволяющими сторонам согласованно отказываться от их применения и регулировать свои отношения иным образом.

 

В качестве морского агента могут выступать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на агентское обслуживание морских судов в морских портах в соответствии с Законом о лицензировании. В международной практике морской агент в том значении, которое определено комментируемым Кодексом, иногда называется портовым агентом (port agent). В качестве принципала в договоре морского агентирования во всех случаях выступает судовладелец.

 

Договор морского агентирования является возмездным. К агентскому вознаграждению применяются правила ст. 1006 ГК РФ. Договор морского агентирования должен предусматривать территориальную сферу его действия. Морской агент действует либо в определенном порту (или нескольких определенных портах), либо во всех портах, находящихся на определенной территории, непосредственно или через субагентов. В последнем случае морского агента принято называть генеральным агентом. Правила договора морского агентирования применимы и к договорам судовладельцев с генеральными агентами.

 

Одной из особенностей договора морского агентирования является территориальная привязка действий морского агента к определенному порту или определенной территории. Эта особенность вытекает из специфики морского судоходства: работа судов в линейном и трамповом сообщении с заходами в конкретные порты, объемы агентских услуг и т.п. В Стандартном соглашении предусматривается, что стороны определяют, в каких портах на территории государства будет осуществляться агентское обслуживание (возможно также оказание агентских услуг внутри территории).

 

Статья 233 КТМ РФ. Применение правил, установленных настоящей главой

Правила, установленные настоящей главой, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.

Положения ст. 233 дают возможность российским морским агентам и их принципалам использовать международные формы агентского договора. В морской практике, прежде всего в линейном (регулярном) судоходстве, широко распространено применение стандартных форм агентского договора. Крупные линейные судоходные компании имеют собственные формы, разработанные ими в соответствии с их потребностями организации агентского обслуживания и с характером эксплуатации судов.

 

Хотя ни в главе 52 ГК, ни в главе XIII КТМ не говорится о форме, в которой заключается агентский договор, договор морского агентирования в большинстве случаев заключается в простой письменной форме. Согласно п. 2 ст. 1005 ГК в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента. Включение в договор положения о праве агента на осуществление общих полномочий создает презумпцию, что агент вправе совершать любые сделки, обычно принятые при осуществлении данного вида агентирования. В ст. 234 КТМ эта же идея выражена несколько иначе: даже если судовладелец ограничил общие полномочия морского агента на совершение сделок от имени судовладельца, заключенная с добросовестным третьим лицом сделка является действительной и создает права и обязанности для судовладельца. Исключением является лишь ситуация, при которой доказано, что третье лицо, зная о таком ограничении, совершило с морским агентом указанную сделку.

 

Статья 236. Договор морского субагентирования

Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирования заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оставаясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только морской субагент не действует на основе передоверия.

Морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с капитаном морского порта и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для перевозок на морской линии, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

 

Морской агент обязан:

осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования;

действовать в пределах своих полномочий;

вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.

 

Судовладелец обязан:

предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с договором морского агентирования;

возмещать морскому агенту произведенные им расходы;

нести ответственность за последствия действий морского агента, если морской агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий;

уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены договором морского агентирования.

Статья 239. Прекращение договора морского агентирования

1. В случае, если договор морского агентирования заключен на определенный срок, окончание срока действия такого договора влечет за собой его прекращение.

2. В случае, если договор морского агентирования заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе расторгнуть такой договор, известив другую сторону об этом не позднее чем за три месяца до даты расторжения договора.

 

Морское посредничество.

Ст. 240 КТМ РФ По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.

До принятия действующего КТМ РФ в законодательстве России понятие морского посредника (морского брокера) отсутствовало. Правовое положение фрахтового брокера и других морских посредников определялось, по крайней мере до введения в действие части второй ГК РФ в 1996 г., правилами о представительстве и о договоре поручения. После появления норм о договоре агентирования они стали определяющими для правового статуса морских посредников. § 2. В международной практике брокеров по купле - продаже судов и фрахтовых брокеров в юридическом отношении часто рассматривают в качестве разновидностей морского агента, наряду с портовым агентом. Этот подход применен, например, в Минимальных стандартах ЮНКТАД, где морской агент ("shipping agent") определяется как любое лицо (физическое или юридическое), занимающееся от имени судовладельца, фрахтователя или оператора судна либо от имени грузовладельца предоставлением услуг в области судоходства, включая:

· ведение переговоров и совершение сделок по купле - продаже судов;

· ведение переговоров по фрахтованию судов и осуществление контроля за исполнением чартеров;

· сбор фрахта и арендной платы и ведение связанных с этим финансовых дел; подготовку таможенной и грузовой документации и экспедирование грузов;

· организацию получения и обработки документации и осуществление всех видов деятельности, требуемых для отправления груза;

· организацию мероприятий, связанных с прибытием и отходом судов; организацию получения судном необходимых услуг во время нахождения в порту.

 

Морской брокер входит в число видов коммерческих представителей (ст. 184 ГК РФ), особенности правового положения которых определяются законодательством (морской агент, биржевой брокер, фондовый брокер, страховой брокер).

 

В КТМ не содержится положений о форме договора морского посредничества, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заключаться в простой письменной форме. Это требование содержится в подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Если в итоге переговоров, например о заключении договора фрахтования, между судовладельцем и фрахтователем достигается соглашение, морской (фрахтовый) брокер подписывает договор фрахтования на основании письменного уполномочия, которое в соответствии с п. 3 ст. 184 ГК РФ должно содержаться либо в договоре морского брокера с доверителем, либо в доверенности.

В практике фрахтования судов, особенно на условиях рейса или краткосрочного тайм - чартера, договор фрахтования как единый документ, подписанный сторонами, т.е. чартер, составляется и подписывается зачастую спустя значительное время после фактического заключения договора, т.е. после момента получения полного и безоговорочного акцепта (см. п. 1 ст. 433 и п. 1 ст. 437 ГК РФ) последней из оферт, которыми стороны обмениваются в процессе переговоров, обычно по телексной или факсимильной связи. Поэтому в случаях, когда переговоры ведутся через брокеров сторон, для того чтобы договор мог считаться заключенным с указанного момента, а не с момента подписания чартера, требуются либо наличие у брокеров письменного уполномочия, либо последующее прямое одобрение данной сделки соответствующими доверителями. Договор в этом случае будет считаться заключенным (в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ) путем обмена документами посредством телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В отличие от морского агента, который может выступать как от имени судовладельца - принципала, так и от своего имени, морской брокер всегда выступает от имени доверителя. В качестве последнего могут выступать продавцы и покупатели судов, судовладельцы и фрахтователи либо арендаторы судов, владельцы буксиров и владельцы буксируемых объектов, страхователи и страховщики морских рисков.

 

Морской брокер имеет право на вознаграждение за оказание посреднических услуг при заключении договоров, указанных выше, если такие договоры заключены в результате усилий морского брокера.

После исполнения поручения доверителя морской брокер обязан отчитаться за полученные от доверителя суммы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: