Полководцы Древней Руси
Реферат
Студентки
Научный руководитель
Мещовск, 2004
Содержание
Введение.
Глава 1. Князь Святослав.
Глава 2. Князь Владимир – креститель Руси.
Глава 3. Владимир Мономах.
Заключение.
Литература.
Введение.
Войны Древнерусского государства были направлены на утверждение власти киевского князя во всех славянских землях, сохранение независимости Киевской Руси и увеличение сфер влияния на международной арене. В походах и сражениях выдвинулись такие выдающиеся князья-полководцы, как Святослав, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. О военном искусстве Древней Руси мы можем судить по письменным памятникам того времени. Правда, эти памятники не посвящены специально военным вопросам, но в них есть многочисленные свидетельства того, что уже в древности фиксировались процессы развития военного искусства.
Одним из таких памятников является «Повесть временных лет». Это древнейший русский летописный свод, где изложены основные события истории Древнерусского государства. «ПВЛ» является древнейшей русской военной историей. В ней сообщается о многих походах князей, сражениях, войнах внутренних и внешних. В летописи присутствует не только изложение фактов и сообщения о военных событиях, но и попытки установить причины успеха или неуспеха похода. Здесь можно видеть описание состава рати, вооружения, способов ведения боя.
Особенно много места в «ПВЛ» отводится походам Святослава и Владимира Мономаха. Кроме того, сохранилось еще «Поучение» Мономаха – своеобразная автобиография, в которой князь хотел передать наследникам свой опыт государственного и военного деятеля. В «Поучении» как и в «ПВЛ» затрагиваются многие вопросы военного дела. Вопросы, связанные с организацией вооруженных сил, нашли отражение и в «Русской Правде» - своде законов, составленном в древнерусском государстве. Вместе с тем все названные памятники не являются специальными трактатами по вопросам военного искусства и требуют критического изучения.
|
Глава 1. Князь Святослав.
Сын Игоря и Ольги, князь Святослав прожил недолгую, но богатую событиями жизнь. Вся она была посвящена острым политическим схваткам и ратным делам. Если верить летописцу, воинские деяния Святослава начались едва ли не в младенческом возрасте: ему было лет пять, когда мать взяла его с собою в поход на Древлянскую землю. Когда два войска сошлись, малолетний князь совершил принятый в те времена (и известный не одним только русским) ритуальный акт, которым открывались сражения: он метнул копье в сторону древлян, но так как был мал, то копье едва пролетело между конских ушей и, падая, ударило коню в ногу. Тем не менее, находившиеся рядом с князем кормилец его Асмуд и воевода Свенельд воскликнули: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян...
Святослав, каким он запечатлен в летописях, был будто рожден для войны и суровой походной жизни. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как гепард, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти».
|
Величие и искусство Святослава-воина, его рыцарство признавали даже противники князя — греки. «Горячим, дерзким, стремительным» представлял его греческий историк Лев Диакон. Он же набросал редкий по реалистичности портрет князя — в момент, когда тот приплыл для переговоров с императором: Святослав сидел на веслах и греб вместе с приближенными, ничем не отличаясь от них. Он был среднего роста, не слишком велик, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, безбородый и с густыми, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, и только с одной стороны свисал клок волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. Князь казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином. Одеяние князя было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.
Святослав был неотделим от своей дружины, о которой много заботился и с мнением которой очень считался. Был он стойким язычником и на этой почве серьезно расходился с матерью. Ольга, когда приняла крещение, склоняла к тому же и сына, надеясь тем самым добиться распространения христианства на Руси. Но Святослав был непреклонен и матери отвечал: как он может один принять новую веру? А дружина? Она же станет смеяться над ним.
Летописец с явным осуждением отметил: Святослав продолжал жить по языческим обычаям, он не знал, что в беду впадет, ибо сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Может быть, летописец намекал, что ранняя смерть Святослава была ему наказанием за непослушание...
|
С 964-го по 972 год Святослав проводит в походах, военных предприятиях, осадах и обороне городов и крепостей. Вся эта деятельность протекала за пределами Киевской Руси и словно бы прямо не была связана с ее интересами и заботами. Даже напротив, долгое отсутствие великого князя едва не стало причиной разгрома Руси. Печенеги осадили Киев и чуть не захватили Ольгу с внуками. Киевляне направили к Святославу послов со словами укора: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
Святослав поспешил в Киев и прогнал печенегов в поле. Хотя он и сокрушался о случившемся, но вскоре заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславле на Дунае, — там середина земли моей...»
Совершив сначала походы на Волгу, в Хазарский каганат, на Северный Кавказ, Святослав затем обратил свои взоры на Балканы, на земли Болгарии и Греции. Что влекло его сюда? Жажда завоеваний? Мечта о переносе центра Руси на Дунай? Особенная неприязнь к грекам? Вот как отвечает на эти вопросы уже упоминавшийся нами греческий историк Лев Диакон. Посланник императора Никифора постарался завести дружбу с князем «тавроскифов» (или «тавров» — так называли греки обитателей обширных пространств Руси) и с помощью «льстивых речей» и «даров» уговорил его собрать сильное войско и выступить против «мисян» (то есть болгар). В награду Святослав должен был получить эту страну в собственное пользование и несказанные богатства из царской сокровищницы. Как уверяет Лев Диакон, Святослав, прельщенный надеждой на получение богатства и во сне уже видевший себя владетелем страны «мисян», поднял на войну все молодое поколение «тавров», собрав войско из шестидесяти тысяч цветущих здоровых мужей.
В первом же столкновении выявилось преимущество русских как воинов: «Тавры стремительно выпрыгнули из челнов, выставили вперед щиты, обнажили мечи и стали направо и налево поражать мисян». Очень скоро Святослав одолел болгар, взял множество городов по Дунаю и сел княжить в Переяславле. Тут-то и обнаружились разногласия греков и русских. Греки обеспокоились новым сильным и воинственным своим соседом и потребовали, чтобы Святослав вернулся в свои земли. Князь же «отвечал надменно и дерзко», что он уйдет, лишь, если получит большую денежную дань и выкуп за все захваченные им города и за всех пленных.
Не ограничившись этими условиями, Святослав пригрозил грекам: если они не выполнят его требований, то пусть убираются в азиатские земли. Тогда император, в свою очередь, напомнил Святославу о судьбе его отца: Игорь приплыл к берегам Византии на десяти тысячах судов, а вернулся домой лишь с десятком лодок. «И ты найдешь погибель здесь». И на это последовала угроза Святослава: «Мы разобьем вскоре шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны».
Теперь Святослав объединился с болгарами против греков и с огромными силами вторгся во Фракию. Не станем описывать все перипетии войны, которая шла с переменным успехом. Нам интересны в первую очередь те ее моменты, в которые проявились качества личности Святослава, его характер и способности военачальника. Все это обнаружилось особенно ярко в критических обстоятельствах. Десять тысяч русских воинов оказались перед ста тысячами греков (по сведениям русского летописца). Святослав обратился к своим воинам: «"Нам некуда деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые принимают позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь". И ответили воины: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". И исполчились русские и была жестокая сеча, и одолел Святославам греки бежали».
Наутро князь собрал совет, на котором предлагали тихо спастись бегством на другие, напротив, вступить в мирные переговоры, чтобы сохранить войско. Святослав же остался верен себе: «Если мы теперь но уступим, то погибнет слава, спутница русского оружия, без труда побеждавшего соседние народы и без пролития крови покорявшего целые страны... Итак, с храбростью предков наших и памятуя, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой».
Однажды Святослав был осажден в городе Доростоле (ныне Силистра). Значительная часть его людей была ранена, и почти все съестные припасы иссякли. В темную ночь, при сильном дожде с градом и блеске молний, князь усадил две тысячи воинов на суда и спустился по Дунаю добыть хлеба, пшена и других продуктов. На обратном пути заметили они на берегу большое скопление греков. Святослав незаметно высадил своих воинов, провел их лесом и неожиданно ударил на греков. Избив многих, русские благополучно вернулись в город. Осада, однако, продолжалась, и перед Святославом снова встал выбор: умереть от голода или тайно бежать. Князь решил по-своему: «Люба ли будет нам та жизнь, которую мы бегством искупим, и не впадем ли мы тем в презрение у окрестных народов, которые доселе нас трепещут?» Святослав вывел все войско» велев запереть за собою ворота, чтобы даже не возникало помысла о возвращении в город. Жестокое сражение продолжалось с переменным успехом, и, по словам историка, лишь помощь свыше — святого Федора Стратилата — принесла победу грекам-христианам.
Вот и еще эпизод, подтверждающий беспредельную преданность Святослава воинскому долгу. Греки после одного из поражений стали раздумывать, как им поступить: Святослав разбивал город за городом. Решили они испытать русского князя. Царь послал ему золото, дорогие ткани и попросил послов наблюдать за тем, как он встретит подарки. Святослав на эти дары даже не стал смотреть и велел спрятать их. Тогда послали ему оружие, и при виде этого подарка Святослав стал хвалить царя и выражать ему свою любовь. Греки очень испугались: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет». И послал царь к нему, говоря: «не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь».
Русский летописец предпочитал не говорить о поражениях, которые терпел Святослав от греков, либо упоминал о них вскользь. Греческие историки, напротив, о поражениях его писали много. Писали они и о жестокостях, которые якобы творил Святослав на захваченных землях. Но правда войны была жестокой, и Святослав, рыцарски честный, когда речь шла об интересах его земли и его дружины, вел себя по-варварски беспощадно по отношению к противнику. Русский летописец признавался, что после его похода на Дунай «города … и доныне стоят пусты».
И вот – конец его короткой жизни. Возвращаясь из похода на греков с небольшой дружиной, Святослав попал в засаду. «И напал Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так завершается рассказ о князе русском, великом войне, завоевателе, доблестном рыцаре, не запятнавшем своих дел ни малодушным бегством, ни унижениями и погибшем в расцвете сил своих – из-за того, что воинская удача и слава на время покинули его.