(модульная контрольная работа) по дисциплине
«Методика преподавания русского языка в школе»
для студентов 4-го курса (7-ой семестр)
дневной формы обучения
направления подготовки
6. 020303 «филология (русский язык и литература)
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО
Специальность 6. 020303 «филология (русский язык и литература)»
Семестр 7-ой.
Учебный предмет Методика преподавания русского языка в школе.
Контрольная работа (модульный контроль)
Вариант 1.
1. Перечислите общедидактические и частнометодические принципы обучения. Раскройте сущность одного-двух принципов, вытекающих из специфики предмета «русский язык».
2. Дайте определение термина «орфограмма».
3. Выполняя грамматическое задание к контрольному диктанту, ученик 5-го класса квалифицировал слова купаться и покупка как однокоренные. Назовите причину ошибки. Используя в качестве дидактического материала пары слов виновный – винный, горный – горький, водянистый – водительский, ранний – ранить составьте упражнение, способствующее предупреждению появления ошибок такого типа.
4. Рядом с цифрой, обозначающей номер вопроса, запишите букву (А, Б, В), соответствующую правильному ответу на поставленный вопрос.
1. Методика преподавания русского языка в школе как научная дисциплина помогает будущим учителям:
А)усвоить содержание всех разделов науки о языке;
Б) обобщить передовой опыт современной школы;
В) овладеть системой теоретических знаний и профессиональных умений, которые помогут формировать у учащихся языковую и речевую компетенции.
|
2. Связь с какой наукой помогает методике преподавания русского языка в школе отбирать методы и приемы обучения с учетом использования их возможностей для развития мышления учащихся, которое протекает в соответствии с определенными законами (анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др.)?
А) языкознание;
Б) логика;
В) психология.
3. Источниками развития методики преподавания русского языка являются:
А) постановления правительства Украины о статусе русского языка;
Б) действующие программы и учебники;
В) передовой опыт учителей-словесников отечественной и зарубежной школы.
4. Учебная программа определяет цель обучения русскому языку в школах Украины с русским языком обучения как …
А) достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций;
Б) формирование умений и навыков грамотного письма;
В) обучение грамотной устной речи на русском языке.
5. Документ, утвержденный Министерством образования и науки Украины, в котором находит отражение содержание обучения русскому языку в школе, обозначены цель и задачи курса русского языка, указывается общее количество часов, отводимых на изучение всего предмета, а также отдельных тем – это …
А) государственный стандарт;
Б) национальная доктрина развития языкового образования в Украине;
В) учебная программа.
6. Под «составом курса русского языка в школе» понимается …
А) система лингвистических понятий; орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка;
|
Б) конкретное распределение материала по классам;
В) взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания урока русского языка
7. Перечень, представленный в рамке, представляет собой классификацию …
1.Урок обучающего пересказа 2.Урок контрольного пересказа 3.Урок анализа контрольного пересказа 4.Урок обучающего сочинения 5.Урок подготовки к контрольному сочинению 6.Урок контрольного сочинения 7.Урок анализа контрольного сочинения |
А) аспектных уроков русского языка;
Б) уроков развития связной речи;
В) контрольных уроков русского языка.
8. Для разговорной речи характерны такие жанры:
А) публичное выступление, дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, зарисовка;
Б) служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), отчет, обзор;
В) рассказ, беседа, письмо.
9. Какому типу урока соответствует структура, представленная в рамке?
1.Вступительное слово учителя. 2.Самостоятельное составление плана сочинения. 3.Работа над осознанием темы и основной мысли сочинения. 4.Написание чернового варианта работы. 5.Редактирование сочинения и переписывание начисто. 6.Самостоятельная проверка написанного. 7.Доработка пересказов и переписывание их начисто. |
А) уроку анализа контрольного сочинения;
Б) уроку обучающего сочинения;
В) уроку контрольного сочинения.
10. План-конспект урока – это …
А) детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом;
|
Б) этапы разработки урока русского языка в условиях тематического планирования;
В) микроструктура урока.
11. Способом взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, является …
А) метод обучения;
Б) средство обучения;
В) прием обучения.
12. Частично-поисковый метод изложения учебного материала характеризуется тем, что …
А) учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает сложный, но доступный путь ее разрешения;
Б) учитель ставит перед учащимися проблему, а учащиеся разрешают ее самостоятельно под его контролем и руководством;
В) учитель предполагает учащимся самостоятельно исследовать языковой материал и сделать выводы, а добытые знания использовать в практической деятельности.
13. В сочинении на нелитературную тему учащийся допустил речевую ошибку в следующем предложении: «Хочется сказать огромное спасибо нашим врачам, операционным сёстрам и анестезиологам, на чью голову свалилась такая тяжёлая больная». Данная ошибка является...
А) стилистической (неоправданное использование разговорных единиц в книжных стилях);
Б) синтаксической (ошибочный порядок слов в предложении);
В) фразеологической (искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения).
14. Формирование языковой компетенции предполагает, что изучая русский язык, школьники получают …
А) возможность развивать свои творческие способности;
Б) возможность расширить свой словарный запас и совершенствовать умения и навыки во всех видах речевой деятельности в разных сферах общения;
В) знания о системе языка и базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и правописные (орфографические и пунктуационные).
15. Систематизирующая функция учебника русского языка …
А) презентует теоретические сведения о русском языке как сложной развивающейся системе;
Б) подает знания в определенной системе, соответствующей программе;
В) трансформирует знания учащихся в умения и навыки.
Утверждено на заседании кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики
Протокол №___ от «__» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой Ященко Т.А. Экзаменатор _______________.
Типовое задание
С образцом его решения