Дисциплина «Современные программно-технические средства, информационные продукты и услуги»




Контрольные вопросы

 

1. Что такое информационный продукт?

Ответ: Информационный продукт - это информация с признаком экспертной оценки, представленная в материальном или нематериальном виде с целью коммерческой реализации и удовлетворения потребительского спроса. Предпосылкой для формирования рынка информационных услуг стало бурное развитие экономики в разных странах мира. С ростом экономики и усилением конкуренции общество осознает потребность в информационных ресурсах. Первые информационные продукты и услуги появились в СМИ и сфере телекоммуникаций.

2. Какой рынок называется Рынком информационных ресурсов и услуг?

Ответ: Рынок информационных продуктов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. В настоящее время продолжается интенсивное формирование и развитие рынка информационных продуктов. Формируется экономика нового типа, где информация играет всё большую роль – увеличивается производство информационных товаров, появляются новые отрасли, новые профессии и новые рабочие места.

3. Каковы виды информационных продуктов?

Ответ:

Деловая сфера. Здесь представлены следующие виды информационных продуктов: биржевая документация и финансовая информация, статистические данные, коммерческая информация о деятельности компаний.

Узкоспециализированная сфера. Представленный здесь информационный продукт – это контент узкой специализации (различного рода профессиональная информация, научно-техническая документация, архивные материалы, доступ к первоисточникам).

Потребительская сфера. Включает в себя различные новостные источники – контент информагентств и прессы, литературу как на физических, так и на электронных носителях, справочники, энциклопедии, буклеты, журналы, продукты развлекательной сферы – игровой, телевизионный и видеоконтент.

Образовательная сфера. Здесь представлены учебная литература, методические пособия, обучающий компьютерный контент, системы тестирования и контроля, методики обучения и развития.

Информационный индустрия. Крайне важная и развивающаяся рекордными темпами отрасль информационного рынка. Здесь представлены продукты – разного рода базы данных, электронные справочники, мультимедиа- приложения, электронные архивы, программные продукты общего назначения – для обработки графики, документов, мультимедиа-контента.

4. Что относится к программно-информационным продуктам?

Ответ: Программы, базы данных, электронные издания, мультимедийные приложения и им соответствующие эксплуатационные документы, предназначенные для поставки потребителю (пользователю).

5. Из каких процессов состоит информационный продукт?

Ответ: Получение информации – сбор сведений, из каких любых доступных восприятию источников – химический состав среды, радио/электромагнитный сигнал, зрение, слух, флеш-карта и т.п.

Анализ / обработка информации – алгоритм преобразования информации в данные.

Сохранение информации – любые действия для того, чтобы полученные после обработки данные могли быть использованы в дальнейшем, начиная от памяти живых организмов и заканчивая электронными носителями.

Коммуникации / передача информации – процесс передачи информации другим субъектам. По сути, коммуникация есть то, что отличает информационный процесс от похожих процессов в неживой природе — вещества в химической реакции меняют цвет не «для чего-то», а «потому-то». А любой информационный процесс происходит исключительно с какой-то конечной целью, хотя и не всегда конкретной. В частности, та же лакмусовая бумажка меняющая цвет «потому что», только элемент информационного процесса по определению человеком химического состава вещества, фактически заменяющий орган чувств.

6. Какова область применения информационных продуктов?

Ответ: На данный период развития общества информационные продукты нашли свое применение практически во всех отраслях жизнедеятельности человека. Производство информационных продуктов в каждом отдельном случае уникально, но общая технология информационных продуктов включает в себя три этапа - сбор первичных данных, обработка и адаптация, предложение решения в виде того или иного информационного продукта. Примером может служить книга о популяризации научной идеи, для написания которой автор перерабатывает большое количество исходной информации, адаптирует ее в доступный текст и готовит к коммерческой реализации в виде книги на электронном или физическом носителе.

7. Каковы свойства информационных продуктов?

Ответ: Выделяют следующие основные особенности информационного продукта, которые существенно отличают его от других материальных товаров:

Информационный продукт способен быть средством отражения конкретных процессов и событий.

Информационный продукт является всеобщим продуктом труда. Работа с информацией как предметом труда ведётся человеком в каждом процессе труда, поэтому человек выделяет из него полезную информацию и фиксирует в удобном для себя виде.

Информационный продукт может быть использован многократно, так как информация не имеет физического выражения, поэтому в процессе потребления не исчезает. Информационный продукт может многократно продаваться на рынке в форме патента, авторского права, лицензии, программы и т.д. и при этом не отчуждаться от собственника и не терять своих потребительских свойств. Это свойство не характерно для товаров сферы материального производства, потому что они вещественны и если покупается товар, то всё вещество, которое входит в его состав переходит от одного собственника к другому.

Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нём информацию независимо от того сколько раз она была использована, т.к. информация не исчезает при потреблении, накапливается и может быть использована в дальнейшем для различных целей. В связи с тем, что информация легко хранится и может быть структурирована, производитель информационных продуктов может создавать информационные продукты, отвечающие индивидуальным требованиям заказчика.

Информационный продукт по мере того, как предоставляемое знание перестаёт быть актуальным, теряет свою ценность, т.е. морально устаревает, подвергается моральному износу. В различных областях срок износа варьируется (5-15 лет), однако старение информационного продукта не мешает ему быть товаром.

Информационный продукт имеет разные способы предоставления потребителю (свойство адресности). Порядок предоставления информационного продукта может привязываться в договоре не только к носителю, но и к способу передачи. Передача информационных продуктов может производиться в различном порядке: разово, систематическое предоставление и т.д.

Информационный продукт требует значительных затрат на производство по сравнению с затратами на тиражирование. Данное свойство создаёт проблемы при определении прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Информационный продукт способен приносить пользу, функционально не связанную с затратами на его производство. В материальном производстве его объёмы пропорциональны затратам, но информационная индустрия не подчиняется этому классическому постулату экономической теории.

Информационный продукт имеет многообразие форм материального воплощения, т.к. основное его свойство с точки зрения объекта экономических отношений состоит в том, что по своей природе информация не материальна, не вещественна и не имеет физической природы. Поэтому в реальном мире информационный продукт может существовать благодаря материальным или энергетическим носителям, при этом его параметры и содержание не зависят от формы материального воплощения.

8. В чем специфика информационного рынка?

Ответ: Рынок информационных услуг представляет собой слияние экономических, правовых и организационных отношений при покупке и продаже информационных продуктов и информационных услуг между поставщиками и потребителями и характеризуется определенной номенклатурой услуг, а также условиями и механизмами их представления.

9. Каковы виды информационных продуктов?

Ответ: Деловая сфера. Здесь представлены следующие виды информационных продуктов: биржевая документация и финансовая информация, статистические данные, коммерческая информация о деятельности компаний.

Узкоспециализированная сфера. Представленный здесь информационный продукт – это контент узкой специализации (различного рода профессиональная информация, научно-техническая документация, архивные материалы, доступ к первоисточникам).

Потребительская сфера. Включает в себя различные новостные источники – контент информагентств и прессы, литературу как на физических, так и на электронных носителях, справочники, энциклопедии, буклеты, журналы, продукты развлекательной сферы – игровой, телевизионный и видеоконтент.

Образовательная сфера. Здесь представлены учебная литература, методические пособия, обучающий компьютерный контент, системы тестирования и контроля, методики обучения и развития.

Информационный индустрия. Крайне важная и развивающаяся рекордными темпами отрасль информационного рынка. Здесь представлены продукты – разного рода базы данных, электронные справочники, мультимедиа- приложения, электронные архивы, программные продукты общего назначения – для обработки графики, документов, мультимедиа-контента.

10. Как делятся услуги Интернет?

Ответ: К числу основных служб сети Интернет относятся следующие.

Telnet (терминальный режим) — служба удаленного доступа к компьютеру. Дает возможность абоненту подключиться к удаленному компьютеру по протоколу этой службы и управлять его работой. Удаленный абонент может запускать программы, менять настройки операционной системы и т.д. Исторически это одна из самых ранних служб Интернета.

FTP (File Transfer Protocol) — служба передачи файлов. Дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный. Служба FTP имеет свои серверы в сети, на которых хранятся архивы данных в виде файлов. Протокол FTP дает возможность серверу идентифицировать обратившегося клиента, что позволяет предоставлять информацию только зарегистрированным клиентам. Существуют FTP-серверы с анонимным доступом для всех желающих.

E-mail (электронная почта) — служба обмена почтовыми сообщениями с любым абонентом сети Интернет. Также является одной из самых ранних. Существует возможность отправки как текстовых, так и двоичных файлов. Эту службу обеспечивают специальные почтовые серверы. Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит передача поступивших сообщений на компьютер адресата.

Usenet (телеконференции) — получение сетевых новостей из электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. Телеконференции представляют собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, иначе называемые группами новостей (newsgroups). Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время доступной всем желающим. Пользователь может по своему выбору подписаться на любые группы новостей. Служба похожа на рассылку электронной почты, в ходе которой сообщение отправляется целой группе корреспондентов.

WWW (World Wide Web или просто Web) — служба доступа к файлам, документам, хранящимся на различных Web-страницах (Web-sites), использующих специальный язык — HyperText Markup Language (HTML) для работы с гипертекстом. Это служба настолько популярна, что ее иногда отождествляют с Интернетом. Для работы службы используется протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol).

Gopher (суслик) — это система вложенных меню, разветвленных, как норы суслика, была прообразом Всемирной паутины. Gopher — меню ресурсов Интернет, в которых можно отыскать нужную вам информацию. Но так как ходить по паутине значительно удобнее, чем ползать по норам суслика, в настоящее время эта система постепенно отмирает.

WAIS — еще более мощное средство получения информации, чем Gopher, поскольку оно осуществляет поиск ключевых слов во всех текстах документов. Запросы посылаются в WAIS на упрощенном английском языке. Это значительно легче, чем формулировать их на языке алгебры логики, и это делает WAIS более привлекательной для пользователей-непрофессионалов. При работе с WAIS пользователям нс нужно тратить много времени, чтобы найти необходимые им материалы.

В сети Интернет существует более 200 WAIS-библиотек. Но поскольку информация представляется преимущественно сотрудниками академических организаций на добровольных началах, большая часть материалов относится к области исследований и компьютерных наук.

Новости — получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. Электронные доски объявлений сети Интернет формируются по тематике. Пользователь может по своему выбору подписаться па любые группы новостей.

DNS — служба имен доменов формирует связь между уникальными доменным адресом компьютера (составная часть URL-адреса) и IP-адресом (4 байта).

IRC (Internet Relay Chat) — предназначена для общения людей в режиме реального времени. В системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в котором принимают участие несколько человек.

NFS (Network File System) — распределенная файловая система. Дает возможность абоненту пользоваться файловой системой удаленного компьютера, как своей собственной.

ICQ — средство поиска абонентов и общения в Сети. Такие средства называют интернет-пейджер. Позволяет искать сетевой IP-адрес абонента, подключенного к сети в данный момент. Данная услуга необходима потому, что большинство пользователей не имеют постоянного подключения к Интернету. Название происходит от выражения: «I seek you» — «я тебя ищу». Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере1 и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам. Таким образом, зная UIN партнеров можно отправлять им сообщения с предложением установить соединение. Следует отметить, что кроме ICQ существуют и другие аналогичные службы, например AIM[1] [2] (AOL Instant Messenger).

Социальные сети — обеспечивают построение сообществ самого разного вида в Интернете. Данные сети за последние 12 лет приобрели феноменальную популярность, например, количество пользователей Facebook перевалило за 1 млрд.

11. Что включают в себя информационные услуги?

Информационные услуги - совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

Это не только весь индустриально - технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

 

12. Что включают в себя интерактивные услуги?

Интерактивные услуги включают в себя:

· 1) Электронная почту;

· 2) Электронная конференция;

· 3) skype-технологии.

13. Каковы функции Интернета как средства обучения?

Функции Интернета как средства обучения:

· Организация совместных исследовательских работ учеников и учителей

· Налаживание оперативной консультативной помощи

· Дистанционное обучение и повышение квалификации

· Оперативный обмен информацией

· Формирование у школьников коммуникативных навыков

· Формирование навыков исследовательской деятельности при моделировании работы научной лаборатории

· Обучение процессу добывания информации

· Создание подлинно языковой среды

· Способствование культурному, гуманистическому развитию учеников.

14. Что такое реклама?

Реклама - направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.

15. Какие страны являются ведущими на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время?

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

16. Сопоставьте этапы развития рынка информационных ресурсов и услуг.

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в уда­ленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

17. Кто считается продавцом на информационном рынке?

Поставщиками (продавцами) информационных продуктов и услуг могут быть:

• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное на­копление и редактирование в них информации;

• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

• службы телекоммуникации и передачи данных;

• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

• коммерческие фирмы;

• информационные брокеры.

18. Кто считается Потребителями информации?

Потребитель информации - это субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

19. Какие услуги относятся к информационным в сфере бизнеса?

В качестве информационных продуктов могут быть различные сведения, недоступные людям обычным способом.

Так, в качестве платной информации могут выступать различные базы данных:

— вакансий по заявкам, объявлениям работодателей. Такие сведения интересны всем, кто ищет работу, желает трудоустроиться;

— анкет, желающих завести романтические отношения, познакомиться, создать семью, общаться и т.д.;

— продаваемой недвижимости;

— перечень стоматологических клиник, поликлиник, частных медицинских центров;

— списки салонов красоты, парикмахерских, эстетических центров;

— списки оздоровительных учреждений, фитнес-центров;

— перечень банков, кредитных учреждений и предлагаемых ими основных условий кредитования, депозита;

Кроме того, в качестве информационных услуг могут предоставляться разного рода сведения в письменной или устной форме в различных общественных сферах: юриспруденция, экономика, психология, культура и т.д.

— списки торговых точек, предлагаемой ими продукции с контактными данными в определенном населенном пункте. Такие данные очень актуальны для больших городов, где порой трудно отыскать нужный магазин или товар;

 

20. Какова отличительная особенность информационных ресурсов от других видов ресурсов?

Информационный ресурс -это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода "знаний в силу", способов

Основные особенности:

· В отличии от других видов ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

· По мере использования информационного ресурса не исчезла, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

· Он несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами - опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, информационный ресурс проявляется как движущая сила.

· Эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний.

· Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной венной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.

· Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: