Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»




Сценарий кураторского часа по теме «Этикет,и культура поведения в общественных местах»

Познакомить студентов с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми, помочь овладеть навыками культурного поведения

 

Выяснить отношение студентов к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения нецензурной брани в подростковой среде

 

Содействовать появлению интереса к этическому знанию, основам этической культуры

 

ФОРМА: беседа-практикум

Цель:

усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть

навыками культурного поведения;

способствовать развитию ценностных ориентаций,

способности соотносить свои ценности с общечеловеческими.

Формируемые компетенции:

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения поставленных задач

 

Содержание кураторского часа

Вступительное слово куратора:

Жизнь человека не ограничивается его трудовой деятельностью.

Каждый из нас включен в целый мир многообразных человеческих

отношений: дома, в семье, в кругу друзей, на улице, в общественных местах.

Мы повседневно нуждаемся в удовлетворении самых различных

материальных и духовных потребностей: в пище, жилище, одежде, отдыхе,

развлечениях, физическом развитии, коммунальном обслуживании и т.д.

Свое отношение к обществу, к отдельным людям, к самим себе мы выражаем

в поступках, действиях, совершаемых в силу определенных нравственных

убеждений.

Оказывается, чтобы иметь право называться человеком, надо

обладать целым рядом достоинств и качеств, которые прививаются каждому

из нас с детства воспитанием.

А что, по вашему, значит быть воспитанным человеком? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «воспитанный»?

(Студенты дают свои определения)

Мы говорим «воспитанный человек», отмечая тем самым развитую способность поступать, вести себя в обществе по-человечески, т.е. культурно. Воспитанными не рождаются, ими становятся.

 

Противоположность вежливости

-грубость, хамство, пренебрежительное, высокомерное отношение к окружающим.

Взаимная вежливость позволяет людям избегать конфликтов и ссор

там, где для этого нет серьезных причин. Проанализируйте такую

простейшую ситуацию. В «часы пик» автобусы, трамваи, троллейбусы

переполнены спешащими на работу или с работы людьми, и не исключено,

что вас могут стеснить, задеть неловким движением или поворотом тела.

Надо ли реагировать на это грубым словом, вступать в пререкания и

выяснять, кто виноват?

 

(Студенты дают свои ответы)

Вопросы касательно этикета

 

1. Что такое этикет?


2. Как переводится с французского языка слово «этикет»?


3. Какие существуют виды этикета?


4. Что значит слово «вежливость»?


5. Одинаков ли этикет в разных странах мира?


6. Когда появился этикет?


7. Менялись ли правила этикета с течением времени?


8. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее?


9. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?


10. Можно ли войти в магазин с собакой?


11. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра?


12. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?


13. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?


14. Что можно рассматривать в театре в бинокль?


15. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?


16. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной?


17. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?


18. С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор?


19. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?


20. Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?


21. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает?


22. Как правильно произнести слова «звонишь», «звонит»?


23. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?


24. С какой стороны нужно обходить прохожих?


25. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?


26. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?


27. А когда поднимается?


28. Мужчина всегда дает возможность даме первой войти в дверь. А если эта дверь – вращающаяся?


29. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?


30. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?


31. А подавать руку для рукопожатия?


32. Мужчина первым приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?


33. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием?


34. А женщины?


35. Кого надо представить первым при знакомстве: младшего старшему или наоборот?


36. Как поступить в такой же ситуации с мужчиной и женщиной?


37. Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?


38. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?


39. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?


40. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?


41. Почему нельзя надевать не начищенные ботинки?


42. Когда можно надевать босоножки?


43. Можно ли дарить цветы в горшке?


44. Сколько цветов должно быть в букете, который вы собираетесь подарить?


45. Можно ли приходить в гости без предупреждения?


46. Можно ли опаздывать, идя в гости?

Ответы:
1. Что такое этикет? 2. Как переводится с французского языка слово «этикет»? 3. Какие существуют виды этикета? 4. Что значит слово «вежливость»? 5. Одинаков ли этикет в разных странах мира? 6. Когда появился этикет? 7. Менялись ли правила этикета с течением времени? 8. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее? 9. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него? 10. Можно ли войти в магазин с собакой? 11. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? 12. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? 13. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? 14. Что можно рассматривать в театре в бинокль? 15. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? 16. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? 17. В какое время можно звонить кому-либо по телефону? 18. С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор? 19. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился? 20. Кто первым должен заканчивать разговор по телефону? 21. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает? 22. Как правильно произнести слова «звонишь», «звонит»? 23. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой? 24. С какой стороны нужно обходить прохожих? 25. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? 26. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице? 27. А когда поднимается? 28. Мужчина всегда дает возможность даме первой войти в дверь. А если эта дверь – вращающаяся? 29. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира? 30. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? 31. А подавать руку для рукопожатия? 32. Мужчина первым приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина? 33. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием? 34. А женщины? 35. Кого надо представить первым при знакомстве: младшего старшему или наоборот? 36. Как поступить в такой же ситуации с мужчиной и женщиной? 37. Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять? 38. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? 39. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы? 40. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете? 41. Почему нельзя надевать не начищенные ботинки? 42. Когда можно надевать босоножки? 43. Можно ли дарить цветы в горшке? 44. Сколько цветов должно быть в букете, который вы собираетесь подарить? 45. Можно ли приходить в гости без предупреждения? 46. Можно ли опаздывать, идя в гости? 1. Совокупность правил поведения, принятых в обществе. 2. Слово «этикет» имеет два значения: а) ярлык, этикетка. б) церемониал. 3. Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, поведение в общественных местах. 4. Слово «вежливость» происходит от славянского слова «веже» – знаток, то есть быть вежливым – это знать, как себя вести. 5. Нет, неодинаков, а порой и абсолютно различен. 6. Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали еще в первобытном обществе. 7. Да, конечно. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас неприемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков. 8. Слева. 9. Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего. 10. Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание. 11. Нет. Для этого существует буфет. 12. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний. 13. Да, если надо одобрить декорации. 14. Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо. 15. Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля. 16. Лицом и только лицом. 17. С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо. 18. Со слова «Здравствуйте!» 19. Тот, кто звонил. 20. Женщина при разговоре с мужчиной. – Старший при разговоре с младшим. – При равных условиях – тот, кто звонил. 21. Если на 6–7-й гудок никто не отвечает – вешайте трубку. 22. С ударением на «и». 23. Правой. 24. Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева. 25. Извиниться. 26. На одну–две ступеньки впереди дамы. 27. На одну–две ступеньки позади. 28. Во вращающуюся дверь первым входит мужчина и придерживает ее для дамы. 29. Нет. 30. Младший. 31. Старший. 32. Если надо приветствовать: – Мужчину, который намного старше ее. – Руководителя. – Группу знакомых людей. 33. Да. 34. Нет. 35. Младшего старшему. 36. Мужчину представляют даме. 37. Друзей родителям. 38. Не более трех цветов. 39. Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке. 40. Нет, жилет в таком случае также надо снять. 41. Это придает их владельцу неряшливый вид. 42. Только на отдыхе. 43. Да, если Вам точно известно, что их любит тот, кому подарок предназначен. 44. От одного до… В этом вопросе надо исходить из финансовых возможностей и здравого смысла. Не принято дарить букеты, состоящие из четного количества цветов. 45. Нет. 46. Это недопустимо.

 

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в автобусе к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В кинотеатре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

 

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно"

 

Задание группе.


Заполните кластер по теме «Сквернословие», время работы 10 минут.
Подумайте, как связаны три слова, стоящие по центру?

 

 

Анкета `Сквернословие в моей жизни`


1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________

 

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________

 

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________________________________

 

4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________

 

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________

 

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________

 

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________

 

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________

 

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________

 

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________

 

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________

 

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

 

Подведение итогов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: