Есть семь основных особенностей, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.




Негативизм. В последнее время у ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!» Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребёнок поступает наперекор своему желанию. При непослушании он следует своему желанию, которое идёт вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей, например, только мамы или папы либо лишь одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребёнком, — сделать не так, как просят, а наоборот.
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём — либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства

Строптивость. Очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни, норм воспитания.

Своеволие. Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности — жизненно важная для трёхлетних малышей.

Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом. Ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку)

Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Малыш старается добиться того положения, которое занимал в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет попросту стать «господином положения».

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

· Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря, зато сколькому научится и как самоутвердится!

· Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)

· Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.

Средняя группа (4-5 лет)

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре.

Возникает образная игра. Теперь ребенок хочет почувствовать изнутри особенности игровых персонажей, которыми он раннее манипулировал. Для этого необходимо превратиться в них, т.е. войти в образ кошечки, собачки, зайчика и др., а затем действовать так, как они действуют в реальной жизни.

На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер. Оно помогает малышам решать задания мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами.

Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Малышам 4-5 лет характерна активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играют родители, которые должны понимать: именно они является теми людьми, с которым ребёнок сравнивает себя.

Старшая группа (5-6 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Начинает формироваться произвольное внимание и память – это умение запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому и тогда, когда это совсем не интересно.

Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. Воображение лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Мы должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы.

До 5 лет дети в своих играх активно готовятся к сюжетно-ролевой игре. первые игры детей — это режиссерская предметная игра-манипуляция (в 3–4 года) и образная игра (в 4–5 лет). Детям нужно много-много раз поиграть игрушкой-лисенком, мишкой, зайцем, львом, машинкой, кубиками, куклой, разыграть с ними разные сюжеты и научиться выстраивать игровое пространство. А потом и самим превратиться в лисенка, кошечку, собачку, тигра, фею, принцессу, пирата, капитана, спасателя. Только после этого ребенок сможет полноценно играть в самую главную игру дошкольного возраста — сюжетно-ролевую. В этой игре ребенок как бы набрасывает эскиз своей будущей взрослой жизни.

Полноценно играть в сюжетно-ролевую игру дети начинают только в период 5–6 лет. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно в этой игре у детей эффективно развиваются психические функции: внимание, мышление, речь, воображение, память, и такие качества, как креативность волевые качества, коммуникативность, произвольность

В игре ребенок способен прыгнуть выше и пробежать дальше, выдержать трудную паузу дольше, чем в реальной действительности. Например, подвижный мальчик, не способный угомониться, может долго стоять навытяжку, если ему сказать: «Давай ты будешь нас охранять». Или девочка-хохотушка будет сдерживать свои эмоции во имя исполнения правил, играя в царевну Несмеяну, хотя все вокруг ее пытаются рассмешить.

После сюжетно-ролевой игры, с 6 лет, дети начинают с удовольствием играть в игры по правилам. В этих играх уже нет увлекательного сюжета и ролей, но есть правила, которые важно соблюдать, чтобы игра состоялась. Важно быть готовым принять, что в такой игре есть победитель и проигравший, борьба и конкуренция. В этой игре дети учатся сотрудничеству и конструктивному взаимодействию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: