ВВЕДЕНИЕ
Слово «секретарь» происходит от средневекового «secretarius» и первоначально означало доверенное лицо. В России должность секретаря появляется в XVIII веке, сначала как должность личного секретаря императора (в Толковом словаре В.Даля определяем: «статс-секретарь», доверенный письмовод государя»). В первой четверти XVIII века секретарь становится должностным лицом учреждения, и в законодательных актах того времени очерчены сфера его деятельности и служебные обязанности (27 февраля 1720 года был подписан Генеральный регламент Петра I).
В настоящее время в словарях секретарь определяется как «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством».
Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника руководители, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии, секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до технического секретаря. Отсюда разнообразие их обязанностей и прав, различные требования к образованию, профессиональным навыкам (от специалиста с высшим образованием и ученой степенью до выпускника школы, окончившего секретарские курсы).
За последние годы профессия секретаря-референта претерпела существенные изменения. На секретаре зачастую сходятся все внутренние и внешние связи предприятия. Именно секретарь-референт должен быть безупречным связующим звеном между руководителем и сотрудниками, воплощающими решения и распоряжения в жизнь; между руководителем и его деловыми партнерами. Отвечая по телефону, организуя приемы, совещания, презентации, обмениваясь деловыми бумагами, секретарь всегда в гуще событий. Хороший секретарь может вдвое повысить результативность работы своего руководителя, плохой секретарь уменьшает ее наполовину.
|
От профессионального уровня секретаря во многом зависит престиж фирмы. Такие его качества, как исполнительность, инициатива и высокий профессионализм помогут руководителю предприятия преодолевать производственные трудности и решать накопившиеся проблемы. В условиях жесткой конкуренции немногие руководители могут себе позволить выбирать секретаря только по внешним данным. Такие качества, как рост, возрасти и «количество печатных знаков в минуту», все больше уступают место образованности, интеллекту, коммуникабельности и стажу работы. Сегодня во всех развитых странах при подготовке секретарей особое внимание уделяют расширению профессиональной эрудиции, кругозора, повышению способности решать разнообразные деловые задачи.
С появлением персональных компьютеров на рабочем столе секретаря упростились процедуры подготовки документов, их регистрации, поиска и хранения, однако возросла роль секретаря как организатора, диспетчера, консультанта, В связи с этим появились новые требования к личностным и профессиональным качествам секретаря-референта, появились вариации названия секретарской должности: ассистент, помощник по общим вопросам, представитель дирекции, офис-менеджер.
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ
СЕКРЕТАРЬ
Чтобы соответствовать современным требованиям, секретарю необходимо:
§ Иметь профессиональный имидж;
|
§ Хорошо владеть речью и письмом;
§ Обладать неплохой памятью (в том числе зрительной памятью на лица);
§ Содержать в порядке документацию, быстро находить необходимые бумаги;
§ Уметь правильно оформлять документы, вести деловую переписку руководителя;
§ Квалифицированно пользоваться офисной оргтехникой;
§ Осваивать новые компьютерные программы;
§ Быть энергичным, проявлять инициативу;
§ Уметь находить взаимопонимание с руководством, коллегами и клиентами;
§ Поддерживать эффективную работу офиса в отсутствии шефа;
§ Проявлять осторожность и осмотрительность в конфиденциальных вопросах.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРЯ
Основными функциями секретаря-референта являются:
§ Ведение документации дирекции предприятия;
§ Организация и координация текущей работы с деловыми партнерами, клиентами, заказчиками, контрагентами;
§ Поиск необходимой руководителю информации;
§ Выполнение оперативных поручений и заданий руководителя;
§ Контроль исполнения документов и поручений руководителя;
§ Бронирование гостиниц, авиабилетов, оформление виз;
§ Планирование рабочего дня руководителя;
§ Организация и участие во встречах и переговорах;
§ Прием посетителей;
§ Прием иностранных делегаций;
§ Помощь при подготовке совещаний, собраний, презентаций;
§ Решение административных вопросов в пределах своей компетенции;
§ Работа с оргтехникой.
Все функции, права, обязанности и ответственность секретаря в определенной форме должны быть перечислены в должностной инструкции, которая разрабатывается специалистом по работе с персоналом, согласовывается с юрисконсультом предприятия и утверждается директором. Все существенные изменения в должностную инструкцию вносятся приказом директора.
РАБОЧЕЕ МЕСТО СЕКРЕТАРЯ
Психологи утверждают, что одна из главных причин пониженной работоспособности – неправильно организованное рабочее место. Рабочее место секретаря, как правило, находится в помещении, смежном с кабинетом руководителя, называемом «приемной». Помимо приемной в идеале офис должен иметь комнату отдыха или комнату-кухню и отсек или комнату для технических средств (копировальных аппаратов, машины для уничтожения бумаг и т.п.).
Требования к организации