Таким образом, ценообразование выступает не только регулятором производства и обмена, но и организатором общественного производства в мировом масштабе, что способствует сбалансированности глобальной системы.
Формирование цен на мировых рынках происходит по; влиянием многих причин экономического, социального и поли тического порядков.
Величина интернациональной стоимости изменяется обратно пропорционально производительности труда экспортных предприятий в той или иной 'стране. Это обычно приводит к тому, что она оказывается выше национальной стоимости данного товара в развитых странах и ниже его национальной стоимости в менее развитых странах. Следовательно, мировые цены отражают не средние международные затраты, а более низкие затраты, уровень которых ближе к затратам основных производителей.
Реализация товаров по мировым ценам позволяет более развитым поставщикам и странам получать прибыль, а экономически менее развитые страны вынуждены отдавать товар по ценам ниже уровня их национальной цены производства. В результате через внешнеторговый обмен часть стоимости, созданной в экономически менее развитых странах, перекачивается в промыш-ленно более развитые страны. Осуществляется это в основном за счет отклонений в механизме ценообразования. В частности, монокультурные развивающиеся страны нередко вынуждены экспортировать свои товары на любых условиях, чтобы получить валютные средства для закупки необходимых им товаров.
Есть мнения другого характера. Оно исходит из формального понимания концепции сравнительных преимуществ. Если развитая страна в состоянии производить товары для экспорта в развивающуюся страну с меньшими относительными издержками, значит, страна располагает относительными преимуществами в производстве этих товаров, и развивающаяся страна ничего не теряет, а только приобретает от импорта более дешевых товаров.
Существенное влияние на ценообразование накладывает господство на международных рынках ТНК, что может приводить к появлению монопольных цен: монопольно высокие цены на продаваемые ими товары и монопольно низкие цены на покупаемые ими товары. Фактический верхний предел цены определяется не спросом и производственными возможностями, а риском новой конкуренции. На практике ТНК стремятся установить цены на таком уровне, который обеспечил бы получение сверхприбылей и в то же время не создавал сильных стимулов для проникновения на рынок новых опасных конкурентов, если не существует достаточно высоких барьеров технологического и организационного характера.
Мировые и внутренние цены часто не совпадают. Последние обычно превышают мировые во всех странах независимо от уровня их развития. Поставки на внешние рынки осуществляют наиболее конкурентоспособные производители стран-экспортеров. Использование рядом стран явных и скрытых форм поддержки и субсидирования экспорта своих товаров также способствует более низкому уровню экспортных цен.
Каждое социально-экономическое явление имеет свою институциональную структуру, которую определяют образующие ее институты и подсистемы.
В структуру механизма мирового хозяйства входят агенты на двустороннем и многостороннем, региональном и мировом, частном и международно-монополистическом уровнях. Это государства, интеграционные объединения, ТНК и ТНБ, международные картели, межгосударственные организации, союзы предпринимателей.
Государство.
Оно занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйстве с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочной регулирования, проводит соответствующую структурную поли тику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научнотехническа политика государства.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Данное направление встречает сопротивление «своих» и «чужих» ТНК. Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда. Лозунги «свободной торговли» и ее защиты используются часто не в интересах достижения обшей выгоды в мире, а для укрепления своих позиций, увеличения собственного могущества.
Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер.
Это таможенные тарифы, которые по характеру своего воз
действия относятся к регуляторам внешней торговли;
нетарифные меры регулирования, куда входят многие ме
ры торговой и экономической политики, включая лицензирова
ние, антидемпинговые;и компенсационные пошлины, импорт
ные депозиты, так называемые добровольные ограничения, та
моженные формальности, технические стандарты и нормы,'са
нитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.
Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию "государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.