Письма Макария Оптинского




Письма Льва Оптинского

Ежели кто к кому совершенно предан, то должен веровать и открывать все свои помыслы, а особенно духовному отцу. Св. Симеон Новый Богослов в 192-й главе пишет так: «Подобает же на всяк день исповедать всякий помысл духовному отцу и глаголемое тебе от него, яко от Божиих уст, принимать со всяким извествованием и не произносить иному кому сия, яко сие вопроси мя отец и сие ми провеща, добро ли убо рече или ни и что убо должен есмь соделати ко уврачеванию. Сии бо глаголы неверия окаянные суть к отцу и душевредны, иже наипаче случается с новоначальными». Да вникнем, что нам пишет св. Симеон: «Всякий помысл, то бы и вам следовало вопросить, хотя прикровен, должно ли объяснять чужое или постороннее лицо, которое иногда замечаю с пристрастием к кому прикасается или страстные виды преследует».

Вы теперь уже на самом деле опытно увидели, что враг – ненавистник добра поселил вам мнение. Видно, нам с тобою еще много учиться, но, слава Богу, что за стыд ничего не утаено и на другое лицо не увеличено. А что упущено от забытия, то в сей части должны вы быть покойны, потому что сие не в нашей власти. А что вас малодушие не поредку объемлет, то сие попускается и действует не токмо за прежние грехи, но наиболее за высокоумие.

...Изволите ли знать, что есть прелесть. Прелести суть разнообразные имут действия, по мере возношения ума и сердца, помрачается ум и пленяется от занятия собой. Само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага-диавола – сие значит прелесть.

Хотя N вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, но, если вы при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от сих произношений воспоследует польза значительная! Если же будете приходить в ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого будете лишены. Во свидетельство вашей любви помещю св. Симеона Нового Богослова, главу 31-ю: «Бесчествуемый или досаждаемый и зело болезнует сердцем познаваем есть от сего, яко древнего змия обносит в недрах. Аще убо с молчанием претерпит или со многим смирением отвещати будет, немогуща сего и расслаблена содела. Аще где горестию противоречит или возглаголет с дерзостию, даде крепость змию яд излияти в сердце его и свирепо поедати внутренняя его, якоже отсюду на всяк день укрепляемому тому снедию творите исправление во благих и крепость окаянной его души и жити ему оттоле греху мертву же всеконечно быти правде».

Да видим и уразумеваем, что претерпевать укоризны и бесчестия – польза, а от нетерпения и ожесточения – каковой грех и вред. Вы должны своею совестию довольствоваться: во-первых, что заметили и ощутили душевный вред, т.е. смущение, во-вторых, не по своей воле и рассуждению, но еще и по совету духовного отца и мнимого наставника. А что он взыскивал на вас, что вы в церкви не подошли к нему поздравить и честь воздать как значащему благотворителю и попечителю, то сие в нем посеяла надменность!

Видим, что вам Премилосердый Господь Своим неизреченным милосердием и благостию даровал по вашим немощам и слабости выгодную квартиру, сухую и теплую. А что приключилось во время переносок, кои из каких вещей разбить и потерять, о сем мы малодушествовать не должны, но претерпевать со всяким благодушием и благодарением. Насчет кошки, что не попущением Божиим, а вражиим действом перебила стекла во образах и стащила с окна салфетки, с чем и сему не должно много удивляться – все сие событие попущено, дабы приобучить себя к спасительному терпению и благоназидательному упованию и дабы вспоминали слова блаженного и праведного мужа Иова многострадального, который при истреблении дома, детей и всего стяжания таковые произносил слова: «Господь даде, и Господь взяте» (Иов. 1:21). И паки к жене: »Аще благое от руки Господней восприяхом, злых ли не перетерпим«(Иов. 2:10). И мы, по обязанности нашей христианской и по заповеди апостольской, все должны терпеть, и благодушествовать, и квартирою быть довольной и благодарной. Об излишестве расходов по возможности должны мы стараться вести себя поаккуратней, о недостатке – уповать и благонадежным быть на Всеобщего Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа, Промыслителя и Искупителя нашего!

И вот, предостопочтеннейшая о Господе сестра, известного мнимого старца ответные советы, согласующиеся с Божественным Писанием и преданиями святых отцев. Впредь при укорениях от другого человека прошу и молю от таковых язв предохранять себя, и, по преданию святых отец, себя укорять, и осуждать за свои недостатки. И это мне удивительно, как вас самомнение ослепило, и помрачило, и не дало вам ни мало. Вы, будучи, во-первых, не связаны супружеством, над собою всегдашним подчинением, во-вторых, не обременены обширным семейством детей и прислужницами разных нравов и знания, сами крайне тяготитесь не поредку в приемах. Итак, при помощи Всевышнего да положим благое начало нудиться ко творению заповедей Господних, которые только едины преданы Самим Спасителем для врачевания убогим душам нашим!

В дополнение, не соизволите ли и от нас, грешных, по вашей неограниченной вере благодушно выслушать совет, единственный полезный для души твоей. Первое – положи начало молиться за Авдот. Теор.; второе – при свидании понуди себя всячески со извинением поласковей обойтись с ней; третье – всячески старайся, простя поступок с вами, о нравственности ее и обхождении, как только возможно, с похвалою и добрым, и благоволительным благорасположением упоминать. И когда, при содействии Божией благодати за молитвы нашего всеобщего старца, батюшки отца Феодора, исполнишь наш недостойный совет, тогда ощутительно почувствуешь в душе плоды и во всех чувствах мир помыслов, радость, кротость, воздержание, долготерпение, сострадание и любовь ко всем! (Ср. Гал. 5:22–23). Слава Всемилостивому Господу, что облегчил Своим милосердием и благостию от гнусной и преужасной брани.

А что вы чувствовали во время моления, по вашему мнению, противоположность в чувствах, то сие вы чувствовали, потому что, когда делали поклонения, тело было в движении и в нем ощущали скоктания и брань, потому что ум мало спомоществовал, равно и душевные силы от слабости мало спомоществовали. А когда вы одним умом внимали и душевно ум в молитву вперяли, то вам Всемилостивый Господь пречувствительно спомоществовал.

Насчет духовника, о. Афанасия, я вам предоставляю на ваше чувствование сердца, а что он вас удостоил к причащению святых Христовых Таин, то вы сие с верою приимите и покойны будьте. А к совершенному откровению, когда вас события запутанностей устрашают, то я, прескверный, принуждать вас в совершенное доверие не смею.

Насчет вашей прохватки с Анною Дем., хотя и произошел непохвальный объяснительный разговор, но, может, сим не прекратится частность их посещений. Правда, что и не поредку бывает и противными частьми попустительными польза убогим душам нашим. Хотя я, окаянный, твердо помню, что вас просил, дабы всевозможно старались и нудили себя удерживаться от грубостей против Анн. Дем., – что ж делать, когда попустилось вам такое нетерпение.

23 сентября 1827 года.

Что же касается до вашей дочери Анны, хотя они и жили с начала года с матерью Назаретой, но по совету старца строителя Моисея, и мы, непотребненные, тоже согласуемся с ним, что твоя дочь не имеет совершенного повиновения точно от того, что не нудится на отсечение своей воли. Видно, что и мать Назарета, по плотской мягкотелости к ней, под видом мнимого утешения, воистинну ей самые охладнительные выражения о старцах говорит, будто они не по Бозе живут, и тем до крайности расстраивает ее душевное назидание. О плача достойное мати Назареты положение и крайнее нечувствие в сием положении; и других судить дерзает, да еще, по-видимому, превосходных по всему ее святыню, и, как чувствуется, старица оная справедливо вам говорила, что ваша Анна, как стала часто к м. Назарете ходить, то стали плоды оказываться препоганые: любовранием недуговать, – а где сие тлетворные недуги погнездятся, то там и смущение, и отчаянные помыслы, и, словом сказать, все страсти выступают, и порабощают. И от такового-то отчаянного положения, поранящего ее охладевающее сердце и влекущего в мир, совершенное расстройство происходит! Во обители привезли ее не только к подвигу обучить, сколько повредить, и о сем Спаситель во св. Евангелии от Матфея пишет в главе 15-й стихе 14-м: «слепец слепого Аще водит, оба в яму впадут».

И так наши чувства здравые вместо утехи охлаждает и развращает; как даже дочь отказалась исповедоваться. А что мати Назарета согласует Анну в Севский монастырь, то я, скудоумный, на сие не согласуюсь, дабы ей туда перейти – пусть живет, и старице повинуется, и помыслы свои открывает, а к м. Назарете ей ходить превредно, Поелику мутным напоением напояет до утомления. Наше сердце ощущало смущение, когда хотели ее к Назарете, да и по отпетию молебна всем благомыслящим старицам единодушно возвестил Господь в дополнение, и мать игумения утвердила, и вас покорно прошу возложить судьбу Анны на покровительство Божией Матери и благодарить Бога, который силен дочь твою сохранить не токмо от той злонравной девицы, но и от всех сил вражиих, и даровать ей здравое покаяние во истинном любомудрии. А равно и твою любовь да вразумит, и да просветит душу к назидательным стезям смиренного мудрования, и да поможет тебе во всех твоих стезях, и да сохранит, и покрыет от всех наветов вражиих, и да простит тебе и Марии все согрешения ваши. Молитвами св. отцев наших мир Божий да почиет на вас.

4 (?) февраля 1833 года.

Письма Макария Оптинского

Слова ваши: «кажется, я немножко чувствую невозможность спастись от дел моих, почему возлагаю надежду на Бога и на тех из братий, коим дана область чадами Божиими быти чрез веру, кажется» подали мне повод с вами побеседовать. Из сих малых строк заметно нечто, колеблющее ум ваш и наводящее вам смущение. Хотя я, по скудости в делах и словах, и должен бы был внимать себе, но по любви к ближнему, и из сожаления к вам, предпринимаю предложить вам малое рассуждение о сем предмете, не от моего скудного разума, но уповая на Бога разумов и Господа, дающего слово и бессловесным к пользе людей Своих; – от слова Его и от писания Богодохновенных отцов, кои, после деятельной жизни, оставили нам в руководство свое учение.

Вера есть основание всех благих, и без веры невозможно угодити Господу (Евр. 11:6.); она же есть и дар Божий. Господь, по воскресении своем, посылая святых Апостолов на проповеди, повелел: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: a иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16: 15. 16.). И паки: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Матф. 28:19. 20.). И святый Апостол Иаков учит: Кая польза, братие моя, Аще веру глаголет кто имети, дел же нe имать; еда может вера спасти его? Вера Аще дел не имать, мертва есть о себе. Покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу веру мою от дел моих. Хощеши ли разумети о человече суетне, яко вера без дел мертва есть; Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник; видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера. Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек,

a не от веры единыя. И якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2: 14. 17. 18. 19. 21. 22. 24. 26).

A святый Апостол Павел: имей веру и благую совесть, юже неции отринуша, от веры отпадоша (1Тим. 1:19). И паки: имуще таинство веры в чистей совести (1Тим. 3:9). Довольно сего к утверждению, что ко спасению нашему нужна не одна вера, но и дела. Слово же святого Апостола Павла: от дел закона, не оправдится всяка плоть (Рим. 3:20) относится к ветхозаконным обрядовым делам, a не к новоблагодатным заповедям. Оное же мудрование, что оправдание приобретается только одною верою без дел, есть лютеранское, не православное, которого наша Церковь не приемлет. Кто во оном убежден, что не нужны дела, a одна вера, тот и не печется о делах, a чрез сие может впасть в бо́льшие заблуждения, противные истине, и отпасть от веры; равно и на дела свои кто надеется, хотя и при вере, – заблуждается. Чада же Божии, коим дана область быти таковыми чрез веру во имя Его (Иоан. 1:12), разумеются все верующие и принявшие крещение, о чем удостоверяет святый Иоанн Златоустый, в первой беседе о покаянии, говоря о блудном сыне: «итак, сын сей носит на себе образ по крещении падших. A что он по крещении падших означает, явно есть от того, что нарицается сыном; без крещения же никто не может сыном называтися. Итак, чрез все сие состояние верных нам назнаменуется». Следовательно, хотя мы и грешны, но все чрез веру и крещение чадами Божиими по благодати нарицаемся.

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать, и по мере успеяния в оных, умножается; преступая же заповеди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее. A все сие действуется чрез веру, и к делам покаяния без оной не приступили бы; везде вера и дела! «Вы немножко чувствуете невозможность спастись от дел своих», немножко, a все еще не совсем отлагаете надежду на них; похоже, что прежде и много на них надеялись, a это опять вредно, думать делами своими заслужить спасение: нам оное доставили заслуги Спасителя. Должно делать, но не полагать на дела надежду. Когда-ж мы думаем делами заслужить, показывается сим наше самонадеяние; тогда и не подаст Господь нам силы к исполнению добродетелей, но паче попускает на нас укрепиться страстям, чтобы мы познали свою немощь и смирились пред Богом, помня оную заповедь Божию: Аще и сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17:10). Прочтите в Добротолюбии y св. Марка подвижника, в главах о мнящихся от дел оправдатися (1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 11. 12.13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.), увидите, как согласуются вера и дела. Я полагаю, что вы, видя необходимость в делах, к снисканию спасения, и желая исполнить оные, но не видя в себе достижения сей цели, a паче побеждение разными сграстьми, – смущаетесь, и недоумеваете, что делать? Конечно возложение надежды на Бога, и на молитвы благоугождающих Ему, много может вспомоществовать в деле нашего спасения; но в смущении, при поползновениях, видно, что происходит оное от духовной гордости. Вам довольно известно, что хотящие благоугождать Богу, и ищущие спасения, имеют сопротивляющихся сему невидимых врагов, как пишет святый апостол Петр: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5:8.). A святый Апостол Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6:12.). С такими-то борцами боровшись, надобно на них и оружие крепкое имети, a оное есть, со всеми известными, – смирение, которому никак не могут они сопротивиться, a без оного, сражаясь с ними самонадеянно и гордо, всегда бываем побеждаемы. Для того-то Господь попускает нам и падать, чтоб смирились, к чему прилично написанное в 58 слове святого Исаака Сирина: «еже неким случаем греха поползатися, явительно есть естественныя немощи, занеже полезне попустил есть Бог души приятельней той быти страстей: усмотре бо не вышшу сих ту уставляти прежде второго паки бытия. Еже приятельней тей быти страстей, полезно есть ко убоданию совести, a еже пребыти в сих, безстудио есть и безсрамно». Еще прочтите y него же слово 7 и 46 и святого Иоанна Карпафийского, в главах (в IV части Добротолюбия) найдете довольно для себя укрепления. Святые отцы, прошедшие опытом, показывают нам, какие бывают борения от врага, противящегося исполнению воли Божией; и дабы не прийти в отчаяние, ежели случится поползновение, укрепляют, и к вере и делам покаяния восставляют. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс. 50:19), и паки: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет (Пс. 33:19). Написал вам от многого малое; ежели ощутите пользу, воздайте хвалу Богу, и сами, прочитывая отеческие деятельные учения, познавайте в оных истинный разум и правое рассуждение; и при свете веры и помощи Божией тецыте, подвигом добрым подвизаясь, в надежде на милосердие Божие, и Он управит путь ваш к преднамеренной цели, – спасению души. Нам очень бы приятно было ваше посещение, но как не исполнилось сие ваше желание в сей пост, то предая сие воле Божией, успокаивайтесь впредь благонадежием на Успенский пост. Да благословит вас Господь и сие намерение да исполнит, Аще будет оно к пользе души вашей.

Присланную вами материю получил, которую по назначению маменьки вашей, постараюсь употребить на одежды престола и жертвенника в рукотворенный храм Божий, где приносится бескровная жертва о спасении всего мира. A имя тётеньки вашей, рабы Божией……, для поминовения запишу куда следует. Но при сем есть моя к вам усердная просьба: материя очень хорошая и прочная, приличная для назначения; но для благолепия храма Божия весьма хорошо бы было, в сих одеждах вышить внизу род каймы, по шире, букетами; это будет служить бо́льшим украшением. Не благоугодно ли вам предложить о сем вашей маменьке, не буде ли ее на сие соизволение поусердствовать, a между тем сим могут доставить бедным девицам, живущим в С–е; монастыре, занимающимся сим рукоделием, пропитание. Я ожидаю от вас о сем согласии уведомления, и тогда приступлю к исполнению: спишусь с ними, и скроив материю полами, отошлю к ним для шитья синелью, и местами золотом или серебром, по приличию. Впрочем, это шитье, кажется, не составит значительной издержки; сколько же именно, не знаю, a списавшись с ними могу вас уведомить.

На исполнение желания вашей маменьке, в чем можно будет, да ниспошлет Господь Свое благословение, и да послужить оное в душевную ее и ближних пользу.

Поручая вас покрову Божию, и испрашивая на вас мир и благословение Его, с моим к вам усердным почтением и желанием спасения, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный I. М. 17 июня, 1840.

Батюшка о. Л. посылает вам свое благословение. Он отправляется в Тихонову пустынь.

Достопочтеннейший N N! Возлюбленный о Христе брат! Не один ты хвалишься немощами своими, могу и я ими похвалиться: ежедневно напоминают об общем долге; силы стали хилы – и уж недалек до могилы. Надобно явиться пред суд Божий. А там вечность! Помилуй, Господи!

Пишешь, что чай много подорожал, и потому спрашиваешь, поддерживать ли прежний порядок в раздаче его братии, и не подпадешь ли за сие осуждению? – Надобно сообразоваться со временем и с немощами людей, также и с своей. Если прекратишь братии сие утешение, то, имея к оному привычку, стянут искать средств непозволенных; а кто сему будет причиной? На строение стен и украшение храмов несравненно более тратится иждивения, а души хотящих спастись несравненно дороже сего. Прежде, когда не было чаю, тогда не было в нем и потребы, да и совсем другое было житие; a ныне время другое. Мы стены построим, а души ожесточим. Какой же дадим ответ? Если нельзя давать полную порцию, какую давали, то хотя третью часть убавить, а две давать, – все то же и выйдет. Тем же, которые терпят нужду, можем ли помочь? Надобно молиться Богу да подаст мир миру.

Еще спрашиваешь ты: можно ли иметь в монастыре оружие, на случаи нападения воров, так как в ваших местах много их появилось?

Если есть у вас военный корпус, данный от правительства, то ему можно иметь и оружие; а нам не должно прибегать к сему средству; наше оружие не плотское, но духовное, о котором св. Апостол (Еф. 6:14–17; 1Сол. 5:8) написал: вера, надежда и проч. – броня, шлем, меч духовный. Крест Христов – наше непобедимое оружие. А когда мы будем уповать на видимое оружие, и употребим его при нападении, и если случится смертоубийство, то какой дадим ответ пред Богом? и какой должен быть соблазн перед людьми? и совесть не даст покоя. По моему мнению лучше не предпринимать сей обороны, но возлагать упование на Господа и Пречистую Богородицу и угодника Божия Святителя Николая Чудотворца. Мы видим из житий св. отцов, как Бог защищал рабов Своих от нападения врагов: одних ослеплял, другим показывал воинство защищающее, или церковь на воздухе стоящую, и другие многие средства употреблял к защите и сохранению их, а иногда и попускал быть обиженными, по смотрению Его. И в наши времена во многих местах случались внезапные похищения, как и в вашем монастыре было; но в таких случаях могло ли орудие подать помощь? «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: и Аще не Господь сохранит град, всуе, бде стрегий (Пс. 126:1) св. Писание глаголет». И мы будем возлагать упование на Господа и просить Его помощи и защиты в обстояниях и напастях. «Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс. 43:7), но десница Твоя защитит мя, и мышца Твоя покрыет мя.

Вот тебе, возлюбленный брате, мое мнение, и совет тебе на твои вопросы. Если найдешь правыми и достойными внимания, то последуй им; а если нет, то да будет на воле твоей; сотвориши, яко же хощеши.

Поздравляю тебя с наступившим св. постом, Господь да поможет вам благоговейно перейти его, и прошу помолиться о мне грешном, сомолитвеннике твоем, многогрешном И. М. 16 ноября 1854 года.

Почтеннейший о Господе дядюшка N N

20 генваря достигло рук моих письмо, возвестившее грустную весть, – кончину почтеннейшей бабушки….. Слава милосердому Господу, сподобившему ее достигнуть смерти в летах столь преклонных и вступить в оную в белых одеждах искреннего раскаяния, исповедания грехов своих, неся на себе печати святого елеосвящения, и в себе Христа причащением Его святых и животворящих Таин. Благодарю вас за подробности ее преставления: ибо они единогласно обнадеживают меня в ее вечном благополучии. Благодарю за то, что не сокрыли от меня чувств вашего горестного сердца, ибо люблю печалиться с опечаленными; всевозможное сострадание есть та непременная обязанность, которую я должен любви вашей, отыскавшей меня, и в сем удаленном безмолвном и безизвестном уголке.

Потеряв человека, даем мы ему настоящую цену, дражайший дядюшка, может быть увеличиваем оную. С моим зачатием написывался внутри меня закон разрушения; на каждый, вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: он мой. Цепь дней моих есть цепь бо́льших или меньших страданий; каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к истлению. Приходят болезни и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины, или уже дана вам власть разлучить тело от души, разлукою горестною и страшною? Иногда умственное мое око, развлеченное суетою, оставляет созерцание моей печальной участи; но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, – к поучению о смерти; ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы!

Ты, Которого неизреченной благости мы создание, скажи нам, почто жизнь нашу растворил горестями? Неужели Твое милосердие не трогается нашими страданиями? почто даешь мне бытие и потом восхищаешь оное мучительною смертию?

Не услаждаюсь я, вещает Бог, твоими болезнями, о человек! Но из семени скорбей твоих, и твоих печалей, желаю произрастить, для тебя, плоды вечного и величайшего наслаждения. – Не в твоем единственно теле запечатлел Я закон смерти и разрушения, – запечатлел оный в каждом предмете сего видимого мира. Я заповедал всему миру вопить тебе, вместе с твоим телом, что жизнь сия не есть жизнь истинная и настоящая, что нет в сем мире ничего постоянного, к которому могло бы привязаться твое сердце любовию непредосудительною! Когда ты не влемлешь громкому гласу всей вселенной, тогда отеческое мое благоутробие, непрестанно тебе желающее неограниченных благ, заставляет Меня поднять жезл наказания; тогда томлю тебя искушениями, измождаю недугами, угрызаю скорбями; дабы ты, оставив безумие, сделался премудр, оставив тени, за коими гоняешься, припал к стопам истины, и вместе к стопам спасения, Моя неизреченная благость и человеколюбие недомысленное заставили Меня восприять плоть; Моим уничижением я доставил роду человеческому величие Божества (Иоан. 14:9). Претерпев крест ради спасения человеческого, кого хочу привлечь к Себе, того сперва поражаю скорбями и стрелами скорбей умерщвляю его сердце к временным сладостям. Жезл наказаний есть знамя любви Моей к человеку. Так некогда уязвлял Я страданиями сердце раба Моего Давида и когда поток искушений отделил его от мира, тогда некоторое страшное размышление, некоторый расчет необыкновенный явились в уме его, и заняли оный. Помыслих, – пишет он, дни первыя, и лета вечная помянух и поучахся! (Пс. 76:6), то есть, взглянул я на мимошедшие дни моея жизни, и они мне показались мгновенным сном, быстро исчезнувшим явлением, мертвою жизнию! Потом воспомянул о вечности; стал сличать ее с краткостию прошедшей моей жизни и, сравнив бесконечное с кратчайшим, временным, вывел результат; какой же результат сей? Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс. 38:7), т. е. сколько человек ни суетится, сколько ни заботится о разных временных приобретениях; однако все сие напрасно: ибо не престает он быть на земли некоторым кратким явлением, гостем, странником! Таковые чувства и размышления удалили его от мира страстей; он начал поучаться в законе Господнем день и ночь, и стремиться к познанию себя и Бога, как жаждущий олень на источники прохладных вод. Как царь, он имел возможность всех временных наслаждений, но когда вкусил сладости внутренних благ, тогда забыл снести и самый хлеб свой (Пс. 101:5).

Написал я вам, дядюшка, мои чувства, если противные светскому разуму, то по крайней мере искренние; a искренность может быть утешительною во время печали. Усопшая матушка ваша завещала вам, пред своею кончиною, быть добрым христианином; и я вам этого желаю от всего моею сердца. Тогда смерть потеряет в очах ваших свой грозный вид и соделается только некоторым приятнейшим переходом от временных скорбей к бесконечному наслаждению; она перенесет вас в чертоги, в коих теперь обитает, как мы с некоторою достоверностию угадываем, наша почтеннейшая родственница. Самая печаль об умерших, озаренная светом истинного разума, истаевает; a на месте оной зачинает прозябать благое упование, утешающее и веселящее душу. Фанатизм стесняет образ мыслей человека, – истинная вера дает ему свободу; сия свобода обнаруживается твердостию человека при всех возможных счастливых и несчастливых случаях. Мечь рассекающий наши оковы, есть очищенный ум, видящий, во всяком случае, его истинную, сокровенную, таинственную причину. Достигает сей цели всякий, кто устремился к ней рассматриванием своего ничтожества, с трепетным прошением Божественного покровительства и помощи.

....За все слава премилосердому Богу, изливающему нам во всяком случае иеизреченныя блага! ибо источник благости не может источать из себя никаких других волн, кроме благостных; не понимая коих человек часто ропщет на всеблагого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: