Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)




ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит активное реформирование си­стемы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы до­школьного воспитания, разрабатываются оригинальные ме­тодические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоцио­нальной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное вни­мание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и дей­ствие".

Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмо­циональной сферы должны рассматриваться в качестве од­ной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональ­ной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отноше­ния с окружающими. Способность ребенка сознавать и кон­тролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмо­циональная сфера качественно не развивается. Ее необходи­мо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное серд­це" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современни­ков и связанном с воспитанием, направленным на логизиро­ванное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствую­щей направленности воспитания и обучения, "обесчувствова-нию" способствует технологизация жизни, в которой участву­ет ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в. значительной степени обогащает чувственную сферу. Совре­менные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необхо­димо определиться, что брать за основу, на какие эмоции


опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на наш взгляд, является классификация К. Изарда, которая ос­нована на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, с гид, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются произ­водными. Этой классификации мы и будем придерживаться далее.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и "вокальной мимике" (выражению эмоций в интонации, тем­бре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого слу­жат слова С.Л. Рубинштейна: "Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное пережи­вание, но и само, включаясь, формирует его; так же как. формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чув­ство, выражая его".

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка пред­полагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из вышесказанного, автор разработал задания, игры и занятия для изучения и развития эмоциональной сферы ребенка.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫРЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения иг­ровых и познавательных занятий еще раз выполнить с деть­ми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последую­щей работы большой степени замкнутости, резкой смены на­строений, частых вспышек раздражения, гнева требует осо­бого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пан­томимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводит­ся индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать весе­лого, печального, испуганного, сердитого, удивленного маль­чика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демон­страции указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

М — мимика, П — пантомимика.

Втирая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить ге­роя сказки или мультфильма, который был веселым, груст­ным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное со­стояние героя называют по мере выполнения задания или от­каза от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком "+" обозначают используемое ребенком выразитель­ное средство во время изображения предъявленного героя.


 





Ответы детей записывают в таблицу 4.

Таблица 2

Таблица 4

М — мимика, П — пантомимика, Пр— персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми вы­разительных средств при показе каждого эмоционального со­стояния. Сравнивают результаты первой и второй серии ис­следования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуаль­но.)

Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в со­ответствующей графе таблицы 3.

Таблица 3

Обработка данных. Делают сравнительный анализ вырази­тельности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: "Какое это лицо?"


Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети гра­фические изображения эмоциональных состояний. Сравнива­ют графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний лю­дей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится?

— Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5


Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с
картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе
груши?

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей
сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее
кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая
собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.

Таблица 6

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоцио­нального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопро­сах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состо­яния. (Проводится индивидуально или группой в течение не­скольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону дет­ских работ, расположение изображения на листе бумаги, ве­личину изображения, использование цвета.


9 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разу­мению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми сле­дует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрос­лых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не дол­жен преследовать исключительно интересы родителей. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направ­ленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное вре­мя по одной или несколько за один раз. Игры можно использовать для систематических занятий с под­группой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется прово­дить 1-2 раза в неделю продолжительностью в среднем 30 минут. Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов — 11-14 занятий.

Этапы игровых занятий:

1 этап. 3-4 занятия по 3-4 игры в каждом.

2 этап. 6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предло­
женная детьми из уже известных, другая — придуманная деть­
ми, третья — предложенная воспитателем.

3 этап. 2-3 занятия по 3-4 игры, предложенные детьми.

На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание са­мим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помо­гают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Для того чтобы легче было ориентироваться, игры сгруппи­рованы. Каждая группа получила свое символическое назва­ние.

Игры, в которых используются природные образы, обознача­ются названием "Природа". Образы, подсмотренные в при­роде и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя. С этих игр мы и начинаем данный раздел.


 

В следующую группу входят игры, в которых фигурируют, в основном, персонажи сказок. Поэтому и названа эта группа "Сказка". Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что об­легчает детям задачу перевоплощения в этих героев.

Далее идут игры под названием "Профессия". В них обыгры-ваются различные профессии и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности.

Игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются "Пиктограмма". Эти игры помогают фор­мированию у детей экспрессивных эталонов.

Игры, которые не вошли в перечисленные группы, но достой­ны Вашего внимания, получили название "Сюрприз". Мы хо­тим, чтобы каждая игра этой группы, да и все остальные игры, были для Вас приятным сюрпризом.

ПРИРОДА

МАМА И ДЕТЕНЫШ

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности дви­жений и речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре вы­полняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчи­тывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детены­ши — реагировать на эти действия. Животных называет вос­питатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

Я И ЖИВОТНОЕ

Цель: развитие вообра­жения, выразительнос­ти движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что ря­дом с ними названное воспитателем живот­ное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, со­бака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.


БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний и речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем г- самого взрослого живот­ного

ШКОЛА ЗВЕРЕЙ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, вырази­тельности движений, чувства единения.

Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отга­дывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затрудне­ния учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из на­званных или подобных им действий.

Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети изображают новое животное.

ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний, сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые v живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детены­шами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те живот­ные, которых они назвали.

ОЖИВИ КАМЕШКИ!

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камеш­ки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.


 

ХОРОВОД

Цель: развитие чувства общности, выразительности движе­ний, снятие напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, винова­тую лису, счастливую ласточку.

ОБЛАКА

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек.


 

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развитие выразительности движений и речи, раско­ванности, воображения, произвольности, групповой сплочен­ности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора по­явиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".

{Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.) Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бро­ви: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состоя­ние этого цыпленка.) Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему

так хорошо и уютно было в яич­ной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выб­ранные дети изображают то на­строение цыплят, которое описы­вает воспитатель.) Четвертый цыпленок очень обра­довался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудес­ный, какой яркий мир вокруг!"


 

Пятому цыпленку, как только он родился, все было интерес­но, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сес­тер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупи­лись и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

Далее воспитатель-"наседка" предлагает деткам поискать червячка.

МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообрази­тельности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед ос­тальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

ЗООПАРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений, со­образительности.

Описание игры. Дети делятся на две группы: первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке; вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадываю­щие, какое животное перед ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

САДОВНИК

Цель: развитие воображения, выразительности движений. Описание игры.,Воспитатель или ребенок играет роль садов­ника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изобра­жают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

Дети могут изображать конкретные цветы, которые они вы­берут.


ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок выполняет роль док­тора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздорав­ливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

БАБОЧКИ И СЛОНЫ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, ком­муникативных навыков.

Описание игры. Воспита­тель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель пред­лагает детям стать бабоч­ками. Дети, изображая ба­бочек, легко порхают по комнате и общаются.

ДОЖДИ

Цель: развитие выразительности движений, пластики, вооб­ражения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за дру­гом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

/
БЕРЕЗКИ '

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательнос­ти, воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

"Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя лис­точками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сто­рону.


Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки"

ЗКАЗКА

ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо ска­зочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).

СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель-

ности движении и речи.

Описание игры. Воспитатель предлага­ет детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Ос­тальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

Дети должны быть знакомы со сказка­ми: "Лиса, заяц и петух", "Заяц-хвас-та", "Сказка про храброго зайца", "Ко­лобок", "Теремок", "Заяц и еж" и др.

ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, вообра­жения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой де­вочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложен­ных стихотворений А. Барто.

1. Зайку бросила хозяйка. — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.


1 /

— Какая девочка бросила зайку? — задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения.

2. Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

— Какая девочка испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу — Потому что он хороший.

— Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

—• Какая девочка любит свою лошадку"7

КОЛОБОК

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, вы­разительности речи

Описание игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

— Как тебя зовут?

— Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

— Колобок, давай с тобой дружить.

— Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль како­го-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.

ДЖИНН

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплочен­ности.

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и на­правленными к центру руками и изображают бутылку, в кото­рой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, на­ходится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Краб-


 


ле! Буме!", которые произносят все дети хором, они рассту­паются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

ПРОФЕССИЯ

ФАНТАЗИИ

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, во­ображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нра­вится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

ПРОФЕССИИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, вы­разительности движений.

предъявлению.

Описание игры. Дети, разбившись на пары, показывают выра­зительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспи­тателя, дворника, строителя, имитируя движения, характер­ные для людей данной профессии. Один ребенок в паре по­казывает грустного человека, другой — веселого, и каждыйраз присмене ролей дети меняются по эмоциональному


НА РЫБАЛКЕ

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительно­сти движений и речи.

Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредото­ченно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети рас­поряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка.

ЦИРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности.

Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на аре­ну. Дети играют роль тех, кто был объявлен Все организа­ционные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусни­ки, канатоходцы и др.

ПИКТОГРАММА

ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО

Цель: развитие способности определять эмоциональное со­стояние по схематическим изображениям и объединять раз­ные изображения единым сюжетом.

Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каж­дому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.



 


Варианты писем и примерная их расшифровка:

Варианты шаров:

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот
выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно
побежал на улицу.
> _

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натя­нулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Але­ша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибе­жали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель­ности речи.

Описание игры.

1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравил­ся, и выразительно рассказывает о его настроении, ориенти­руясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).

В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".

2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.


СНЕЖИНКИ

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры.

1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и расска­зать, что она чувствует.

2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмо­цию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чув­ствует.

НАРИСУЙ ОБЛАКО

Цель, развитие воображения, сосредоточенности.

Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каж­дому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.

КУБИК

Цель: развитие выразительности движений, внимания, произ­вольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель бросает ку­бик на каждой грани которого схемати­чески изображено лицо, выражающее ка­кое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имити-

ровать эмоциональное состояние, изображенное на его гра­ни. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.


 

&

22 СЮРПРИЗ

\ ЛЮБЛЮ - НЕ ЛЮБЛЮ

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разно­образную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

ПОВТОРИ ФРАЗУ

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры. Воспитатель называет фразу (например: "У меня есть котенок"), которую дети должны повторить с инте­ресом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со стра­хом, с грустью.

ЗЕРКАЛО

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблю­дательности, произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изобража­ет разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. "Кривые зеркала".

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональ­ные состояния, предварительно разбившись на пары.

ПАНТОМИМА

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительно­сти движения.

Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изобра­жают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.


Фразы могут быть такими:

— О горе мне, горе...

— Ах, какой счастливый день!

— Бедная я, несчастная!
—- Ура! Я еду на море!

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель: развитие воображения, выразительнос­ти движений, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок ими­тирует выдувание мыльных пузырей, а осталь­ные дети изображают полет этих пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся на пол.

СНЕГОВИК,j

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По коман­де воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН

Цель: развитие воображения, выразительности движений, со­образительности, произвольности.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, ста­новится водящим.

ОБУВЬ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, чув­ства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей "пройтись" в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, вален­ки, балетные тапочки, калоши большого размера и т.п.


2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изоб­ражением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен "пройтись" в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.


25 ЗАНЯТИЯ

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вме­сте с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старше­го дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмо­циональные состояния, вербализуют свои переживания, зна­комятся с опытом сверстников, а также с культурным насле­дием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

— у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

— они начинают глубже понимать себя и других;

— у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отно­
шению к окружающим.

При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмо­циям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закреплени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: