Глава 2. Составляющие пирамиды




Глава 1. Почему именно пирамида?

 

Например, вам нужно запомнить покупки: виноград, молоко, картошка, морковка, апельсины, масло, яблоки, сметана.

Вместо того, чтобы запоминать 8 предметов, вы запоминаете три категории, в которые они входят: фрукты, овощи, молочные продукты. Вы мыслите на 1 уровень абстракции выше, но это не значит, что вы забываете о нижележащем уровне – наоборот, обобщающая категория подразумевает его.

 

Главная проблема коммуникации:

Как совместить свою систему понятий с системой понятий собеседника.

Лучше всего, если обобщающая идея дана в самом начале, а затем идет ее аргументация или детализация.

Слушатель может воспринимать предложения лишь в том порядке, в котором они были ему предложены. Если вы заранее не объясните, в чем заключается их взаимосвязь, он попытается сделать обобщения самостоятельно, и не факт, что они совпадут с вашими.

Умственные способности читателя все же ограничены: часть используется для распознавания и понимания слов, часть – для поиска взаимосвязей, оставшаяся часть осмысливает значение идей. Вы можете сэкономить время читателя, излагая мысли таким образом, чтобы на их восприятие приходилось затрачивать меньше усилий.

Документ должен быть направлен на представление одной-единственной мысли – той, которая представлена на самом высоком уровне.

 

3 золотые правила:

 

1. Идеи любого уровня пирамиды должны обобщать идеи, сгруппированные ниже.

2. Идеи каждой отдельной группы должны быть однотипными, то есть содержать в себе нечто общее.

3. Идеи каждой группы должны быть расположены в логической последовательности.

 

Что касается п.3: всего существует 4 вида логических цепочек, в которые можно выстроить идеи одной группы:

1. Дедуктивный – главная идея, второстепенная идея, и заключение.

2. Хронологический – первый, второй, третий.

3. Структурный – Москва, Петербург, Челябинск.

4. Сравнительный – первый по значимости, второй по значимости, и т.д.

 

Это соответствует четырем видам действий. И это единственные аналитические действия, которые может выполнять человеческий ум.

1. Дедуктивное мышление – последовательность аргументов.

2. Построение причинно-следственные связей – хронология.

3. Деление общей структуры на составляющие – структурное последовательное описание.

4. Разбиение на категории.

 

Перед тем, как письменно изложить свои мысли, постройте их в форме пирамиды и проверьте на соответствие указанным правилам. Если хотя бы одно из этих правил не выполняется, значит, ваши рассуждения

· Либо ошибочны,

· Либо недостаточно развиты,

· Либо идут не в той последовательности, которая позволяет читателю сразу уловить основную мысль.

 

Глава 2. Составляющие пирамиды

 

Сначала нужно обнаружить идеи. И именно для этого нужна пирамида: требуемый ею набор составляющих ускоряет процесс обнаружения недостающих звеньев в рассуждении.

Эти составляющие:

· Вертикальная связь между пунктами и подпунктами;

· Горизонтальная связь внутри группы подпунктов;

· Вводная часть в повествовательной форме.

 

Вертикальная связь помогает установить диалог в форме вопросов и ответов. Утверждение новой информации автоматически вызывает вопрос, на который составитель документа отвечает уровнем ниже. В своем ответе он снова сообщает читателю неизвестные ему факты, вызывая новые вопросы, ответы на которые снова приведены уровнем ниже. И так до тех пор, пока автор не дойдет до утверждения, к которому нет вопросов. Если это произошло, автор снова переходит к Главному Уровню, чтобы продолжить свои объяснения по Основному Вопросу.

Способ, позволяющий постоянно удерживать внимание читателя:

· Раньше времени не поднимать в его голове те вопросы, на которые вы не готовы ответить;

· Не отвечать на те вопросы, которые еще не затрагивались.

 

Горизонтальная связь:

Если в письме вы используете дедуктивный метод, то

Вторая идея должна уточнять субъект или предикат первой,

А третья – начинаться словом «следовательно», представляя собой вывод из первых двух.

 

  Субъект Предикат  
Все люди смертны
  Уточнение субъекта    
Сократ - человек    
Следовательно, Сократ смертен  

 

Если же это метод индукции,

идеи в рамках одной группы должны иметь что-то общее и заменяться родовым понятием выраженным существительным во множественном числе:

 

Таня съела сегодня три персика.
Таня съела сегодня две груши.
Таня съела сегодня еще четыре помидора.
Таня съела сегодня полкило черешни.
Таня еще откушала пять морковок и один огурец.
Итак, Таня ест много свежей растительной пищи (фруктов и овощей – это есть сущ. во множ. числ.).

 

Зная эти основные положения, вы можете, имея лишь одну идею, можете начинать строить свою пирамиду с любого места, постепенно добавляя остальные идеи там, где это необходимо – вверху, внизу, слева или справа.

Очень важно правильно формулировать Главный Вопрос, на который будет дан ответ в вашем документе. Этот Вопрос всегда указан во вводной части документа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: