ЗАНЯТИЕ 6. Радость, страх, удивление.




1. Чтение рассказа Н. Носова "Живая шляпа". Вопросы к детям:

— Что почувствовали Вова и
Владик, когда шляпа пополз­
ла?

— Какое чувство возникло у
ребят, когда они обнаружили
под шляпой кота?

— Какое чувство пришло на
смену удивлению?

— Как ребята выражали ра-

ППГТк9

ДОСТЬУ

2. Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова "Живая шля­
па".

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору: маль­чики испугались; мальчики удивились, увидев котенка под шляпой; мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков.

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.


Обращается внимание на то- как по-разному дети изобра­жают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадова­лись.

5. Упражнение "Зеркало".

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, ко­торая будет названа. А чтобы было легче изобразить на­званную эмоцию, можно предложить детям вспомнить со­ответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

Ill РАЗДЕЛ

Цель занятий III раздела закрепить знания об эмоциях

продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

развивать эмпатию. РАЗВЛЕЧЕНИЕ "СТРАНА СКАЗОК".

1. Рассказ о путешествии по стране сказок.

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они пра­вильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

2. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.


3. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию.

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она вы­гнала его из собственного дома.

Вопросы детям:

— Кто пытался помочь зайчику, но не помог?

— Почему звери не смогли помочь зайчику?

— Как пугала лиса зверей9

— Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух вы­гоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается

4 Третий домик с пиктограммой горя.

Дети называют эмоцию.

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова "Але-

нушка1'. Вопросы

Кто написал эту картину''

—■ Как она называется?

— Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика вы­ходит Аленушка. Она рассказывает дегям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо сверши­лось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благо­дарят детей.

Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспом­нить эпизоды из сказки А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше'', в которых герои удивляются.

Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанце­вать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют.

После танца дети продолжают путешествие.


6. Пятый домик с пиктограммой радости.

Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспом­нить:

— Каким героям вы помогли?

— Какие чувства вы при этом испытаг

— Каких веселых героев сказок вы
знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть' в игру "Хоровод сказочных героев".

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В ЦАРСТВЕ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ".

(Автор Кубасова И.Л.)

1. Герда ищет Кая.

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой.

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят пра­вильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, ко­торая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

— С. Рахманинов "Полька" (радость);

— Л. Бетховен "К Элизе" (печаль);

— М. Глинка "Руслан и Людмила", увертюра (удивление);

— Д. Кабалевский "Петя и волк" — отрывок (страх);

— Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).
Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей.

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонст­рировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

— Покажите горе животных, которые живут у меня в клет­
ках.


4'

— Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кин­
жалом.

— Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зве­
ринец.

— Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула
ей на ногу кипящий котел.

— Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась
с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной коро­
левы.

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

5. Игра "Снежинки".

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схема­тично изображены различные эмоции. Дети рассказыва­ют, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Гер-ду во дворец.

6. Встреча с Каем.

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изоб­ражением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию — радость.

7. Возвращение домой.

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.


42 ПОСЛОВИЦЫИ ПОГОВОРКИ

Предложенные пословицы и поговорки, в которых встречают­ся эмоциональные проявления человека, можно использовать в работе с детьми Они помогут детям глубже осознать пред­ставленные здесь эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Не так страшен черт, как его малюют.

Боится его. как черт ладана.

Боится, как черт попа

Бояться волков — быть без грибков.

На трусливого много собак.

Бояться несчастья — и счастья не будет.

На трусливого и уж — змея.

В располохе и медведь труслив.

Он сам своей тени боится.

Волка боятся — и от белки бежать.

В баню идти — пару не бояться.

Волков бояться — в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

Грозит мышь кошке, да издалека.

Пуганый зверь далеко бежит

Дай бог нашему теляте да волка поймати.

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

Дрожит, как лист на осине.

Молодец — на овец, а на молодца — сам овца.

Душа в пятки ушла.

Страх по пятам за неправдой ходит.

Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.

Страхов много, а жизнь одна.

Бог.ливую корову из стада вон.

На чужой сторонушке рад своей коровушке.

Бранись, а на мир слово оставляй!

Сердце веселится — и лицо цветет.

Браниться бранись — а рукам волю не давай!

Весело поется, весело и прядется.


43 Всякая ссора красна мировою.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Гнев — плохой советчик.

Кончил дело — гуляй смело.

Гневлив с горшками не ездит.

Гость доволен — хозяин рад.

Господин гневу своему — господин всему.

Не спеши карать — спеши миловать.

Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

Не торопись казнить, дай слово вымолвить.

С людьми браниться — никуда не годится.

Криком изба не рубится.

Видна печаль по ясным очам, а кручина — по белу лицу.

Горе — море, не переедешь.

С ребятами горе, а без них — вдвое.

Горе не горе, лишь бы не было боле.

Час в добре поживешь — все горе забудешь.

Горе не задавит, а с ног свалит.

Вперед да вперед — так меньше горе берет.

Горе не ищут — само приходит

Всякое горе со временем забывается.

Горе — как море, берегов не видно.

Где горе, тут и слезы.

Горе — не плуг, а бороздки прокладывает.

Горе горевать — не пир пировать.

Горе с сердца — гора с плеч.

Горе горюй, а руками воюй.

Горе старит, а радость красит.

Горе да беда — с кем не была!

Горе — что стрела разит.

Горе да нужду обухом не перешибешь.

Горькие вести и гонцу не на радость.

Горе легкое болтливо, а тяжелое — безмолвно.

День меркнет ночью, а человек печалью.

Горе молчать не будет.

Слезами горю не поможешь.


44 ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

2. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1993.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.

4. Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы кон­
ференции. /Сост. Т. Тулва. — Таллинн, 1982.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Ко-
шелевой. — М., 1985.

7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост.
Ю.Г. Круглов. - М., 1990.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 —
М., 1986.

9. Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: