Курсовой проект по предмету
«Технология реставрации художественных изделий»
на тему:
«Технология реставрации художественного изделия из металла»
Направление подготовки: 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»
Профиль подготовки: 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Проверил: Емельянов А.Ю.
Выполнила: студентка гр. 1477
Плечева К.Е.
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание
Общие сведения
1. «Технология изготовления изделия»
2. «Реставрация изделия»
Литература
Общие сведения
Для выполнения данного курсового проекта потребовалось выбрать любое изделие из металла эпохи тысячелетия до н.э. - 1 тысячелетия н.э. Выбрать подходящее изделие потребовалось в каталоге экспонатов Государственного Эрмитажа.
Мой выбор пал на экспонат из раздела «Скифские курганы и их сокровища», а точнее на «фрагмент ожерелья с подвесками» (рис.1).
Рисунок 1. – Фрагмент ожерелья с подвесками
Характеристика изделия
Название: Фрагмент ожерелья из проволочной тесьмы с подвесками.
Место находки: Российская империя, Таврическая губ., г. Керчь
Датировка: около 350 г. до н.э.
Размер: 3,8х3,1 см
Материал, техника: Золото
Инвентарный номер: Оп.Б 226/7/1
Номер ГИМ: ГИМ 34625/3
Номер ГК: 21795431
Коллекция: Археологические памятники
Выставки: Греческое золото. Москва. 27.04.2016-25.07.2016
Аннотация: Фрагмент ожерелья, выполненный из плетёной проволочной тесьмы. К нижнему краю тесьмы прикреплены семилепестковые розетты с шариком зерни по центру и припаянными к оборотной стороне петлями. Круглые проволочные колечки привешены к петлям, а к ним, в свою очередь, миндалевидные трехлопастные подвески с шариками зерни на концах. В лепестках некоторых розетт сохранились следы синей эмали.
|
Технология изготовления изделия»
Фрагмент ожерелья с подвесками относится к группе ожерелий на тесьме (Strapnecklaces), весьма распространенный по всему греческому миру. Основу их составляет смонтированная из плетеных объемных проволочных «косичек» лента различной ширины, концы которой спрятаны в фермуары в виде «коробочек». К нижнему краю ленты крепились различные подвески, в один или несколько рядов. Фрагмент ожерелья из Исторического музея является одним из простых вариантов подобных украшений: к тесьме из шести косичек прикреплены в один ряд составные украшения из семилепестковых розеток и соединенных с ними проволочным колечком трехлопастных подвесок, оканчивающихся двумя шариками зерни.
В целом, подобные ожерелья, различающиеся типами фермуаров, длиной и шириной тесьмы, иногда - размером (длиной) «катушек», на которых крепятся лопастные подвески, составляют группу очень близких друг другу украшений. В литературе одни исследователи относят их к македонской продукции, другие - к ионийской.
В аннотации прописано, что верхний фрагмент изделия изготовлен из плетеной проволочной тесьмы. Проволочная тесьма из металла состоит их переплетения проволочных нитей, которые изготавливались по способу технологии – волочением. Первоначально проволоку отковывали из слитков, затем раскатывали, выглаживали. Затем стали проволоку волочить. Есть мнение, что волоченые доски (фильеры) были известны в Персии приблизительно с 525 г. До н.э., а в Греции ими стали пользоваться с 300 г. до н.э., но на ювелирных изделиях из греческого изготовления 5-6 вв. уже есть волоченая проволока. В этой фильере можно было волочить очень тонкую проволоку из серебра и золота высокой пробы.
|
К нижнему краю тесьмы прикреплены семилепестковые розетты с шариком зерни по центру и припаянными к оборотной стороне петлями.Круглые проволочные колечки привешены к петлям, а к ним, в свою очередь, миндалевидные трехлопастные подвески с шариками зерни на концах.
Миндалевидные подвески скорее всего выполнены литьем по выплавляемым моделям. Из воска выплавляли фигурку, обмазанную снаружи глиной. Затем глину обжигали на огне, а воск от нагрева расплавлялся и вытекал из глиняной оболочки. Внутри ее образовывалась полость, соответствующая по очертаниям модели. В эту полость и заливали жидкий металл. После его затвердевания глину отбивали и полученную отливку очищали.
Рецептура древней техники филиграни и зерни утеряна. Археологи в своих штудиях по поводу грануляции оперируют перечисленными рецептами филиграни, указывающие точные температурные режимы пайки, регламентируемые составы припоев и точки плавления припоев и основного металла. Древние мастера не работали с химически чистыми металлами. На вооружении древнего матера были только знания.
Все металлы и компонентные сплавы имеют зернистую структуру. В интервале от ликвидуса до солидуса металл находится в тестообразном состоянии – здесь идет образование зерен в расплаве.
|
Основу и зернь нагревали с целью появления на них оксидной пленки. При пайке эту пленку убирают, здесь же с ее участием осуществлялось основное действие. Основу флюсовали, может быть, с участием мочи; зернь укладывали на основе и прикрепляли слюной, соком чеснока или каким-нибудь растительным клеем. Затем изделие очень аккуратно нагревали на углях, раздувая жар до тех пор, пока на основе, в точке соединения зерни с основой, не появлялось зеркало (верхний слой расплавленного металла). Дутье сразу прекращалось, и операция завершалась. Флюсовать нужно именно основу, а не зернь, поскольку основа более массивна, и должна подправляться тогда, когда зернь внутри оксидной пленки еще не теряла своей формы. На заключительном этапе осталось удалить оставшуюся оксидную пленку. Этот способ работы применялся только для работ в микротехнике. При менее ответственных работах пользовались уже крепкими припоями.Для каждого металла и сплава делали свои припои и флюсы, а у мастеров были свои секреты пайки.
Древнейший способ – соединение фрагментов изделия через амальгаму соответствующего металла. При осторожном нагревании образуется единая структура металла. Трудно ожидать возрождения этого способа из-за высокой токсичности паров ртути, но считают, что именно в этой технологии скрыт секрет изготовления древнейших изделий с разнообразными накладными украшениями (например, зернью).
Реставрация изделия»
Изделия из низкопробных сплавов золота заметно меняют свой цвет после длительного пребывания в земле и морской воде. В меньшей степени меняется цвет поверхности изделий из высокопробных сплавов золото-медь. Изменение цвета может быть неравномерным.При обработке изделий для придания поверхности естественного, присущего данному сплаву цвета, необходимо, использовать травильный раствор. Таким раствором является 50%-ная серная кислота при температуре нагрева около 80 °С.
Существует методика так называемого «желтого кипячения», при котором с поверхности удаляются окисленные слои меди и серебра. Для этого изделия обрабатывают в горячем растворе, состоящем из одного объема H2SO4, одного объема HNO3 и двух объемов Н2O.
При кипячении изделий в соляной кислоте или разбавленной царской водке также можно получить насыщенную желтую окраску поверхности, особенно у высокопробных сплавов. Недостатком этого метода является то, что поверхность может покрыться пятнами из-за осаждения AgCl.
Для того чтобы получить на поверхности сплава оттенки чистого золота, недостаточно одного травления, необходимо произвести также окраску. При этом нужно учитывать, что сплавы с высоким содержанием золота окрашиваются лучше, чем низкопробные сплавы, а сплавы красного цвета – лучше, чем бледно-желтого или желто-зеленоватого.
При реставрации изделий из золота и серебра одним из способов соединения фрагментов является пайка.
Для изделий из золота и серебра рекомендуют специальные ювелирные припои, содержащие в качестве основы золото или серебро и присадки ряда металлов (медь, цинк, кадмий, олово) для придания припоям нужных технологических свойств.
Для реставрационных целей особенно интересны низкотемпературные припои на основе галлия. Галлий позволяет создавать припои, по составу близкие к золотым сплавам 583, 375 и 750-й проб, с температурами применения от 450 до 650 °С в зависимости от соотношения компонентов и легирующих добавок. Кроме галлия и золота в состав этих припоев входят медь, серебро, никель, индий, олово.
Изделия из высокопробных сплавов золота практически неизменны на воздухе и при их использовании.В изделиях из серебра, меди и их сплавов на воздухе атомы металлов в поверхностных слоях взаимодействуют с серой и кислородом с образованием сульфидов и оксидов; хлористые соли и углекислый газ также способны вступать во взаимодействие с серебром и медью и образовывать болевые пленки.
Все это вынуждает принимать специальные меры по защите поверхности изделий из сплавов золота и серебра. Она осуществляется двумя способами: 1) созданием условий для предохранения экспонатов от потускнения при хранении и экспонировании; 2) введением ингибиторов коррозии в разнообразные вещества (составы), предназначенные для чистки, смазки и мытья серебряных изделий.
По способу применения все защитные препараты можно разделить на две группы: 1) средства для пропитки упаковочных материалов (для предохранения от атмосферных воздействий при хранении и перевозках); 2) средства для создания на поверхности экспонатов из золота и серебра защитной пленки. К первой группе относятся, например, уксуснокислые соли тяжелых металлов – меди, кадмия, цинка, свинца. Растворами этих солей смачивают упаковочные материалы, в которые заворачивают изделия.
Литература
1.Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. - М.: Исторический музей, 2014. - 352 с.
2.Минасян Р.С. Металлообработка в древности и в средневековье. — СПб.: «Издательство Государственного Эрмитажа» 2014. - 471с.