Первоначально население страны положительно восприняло создание Временного правительства. Все слои общества ждали от него принятия решений по актуальным проблемам: введение 8-ми часового рабочего дня и избавление от непомерных тягот военного времени; переход земли в общенародное достояние; осуществление самоопределения народов и т.д.
В своих первых документах Временное правительство изложило свою программу. В них провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Была отменена смертная казнь и военно-полевые суды. Упразднялась каторга и ссылка. 12 апреля был принят закон о свободе собраний и союзов. Вместе с тем, Временное правительство провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права». В аграрной политике оно ограничилось указом о передаче государству земель, принадлежавших царской фамилии. Одновременно было отдано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. Решение аграрного вопроса откладывалось до Учредительного собрания.
Столь же неспешными и ограниченными были меры по рабочему вопросу. Требование о 8-ми часовом рабочем дне было отклонено, т.к. правительство усмотрело в этом еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Вместе с тем, проводились реформы, расширявшие свободу действий фабрикантов и заводчиков.
Некоторые меры были приняты в области межнациональных отношений. В марте был принят закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом и т.д. Закон также разрешал употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично – в делопроизводстве.
|
Временное правительство изменило и организацию власти на местах. Фактически, своими решениями оно разрушило государственный механизм, который существовал в России. Оно отстранило от власти губернаторов и вице-губернаторов, предложив взять власть в руки на местах общественным организациям. В губернских городах стали создаваться комитеты общественных организаций, появились крестьянские земельные комитеты, в активную политическую деятельность включилась кооперация.
В мае-июне произошла земская реформа, в соответствии с которой земское самоуправление распространялось по всей стране. Однако земства многими воспринимались как остаток прежнего режима. Их постепенно стали оттеснять от власти Советы. Вскоре Советы распространились по всей России.
Апрельский кризис Временного правительства. Важнейшим вопросом для всех жителей страны было участие России в мировой войне. Население устало от войны, разрухи и тягот, поэтому мечтало о мире. Однако у Временного правительства были иные планы. 18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков обратился с нотой к союзникам России. В ней подчеркивалось намерение Временного правительства «довести мировую войну до решительного конца». Против этого официального заявления выступили рабочие и солдаты Петрограда, Москвы и ряда других городов, где состоялись массовые демонстрации под лозунгами «Долой министров-капиталистов!», «Долой Милюкова!». На фронте также прошли стихийные выступления. Временное правительство пыталось подавить беспорядки в Петрограде силой – командующий войсками петроградского военного округа отдал приказ вывести войска на улицы города, но он был проигнорирован воинскими частями. Стало ясно, что временное правительство не обладает реальной силой. Начались переговоры с Исполкомом Петроградского совета, но они ни к чему не привели, так как Гучков и Милюков были настроены решительно против.
|
Кризис был разрешен в начале мая формированием нового состава правительства, в которое вошли представители Петроградского Совета (эсер В.М. Чернов,меньшевикИ.Г. Церетели и др. А.И. Гучков и П.Н. Милюков были вынуждены подать в отставку. Петроградский Совет выразил полное доверие новому составу кабинета. Временное правительство стало коалиционным, т.е. в его состав кроме буржуазных, вошли и представители социал-демократических партий – меньшевики и эсеры. Министром-председателем и министром внутренних дел по прежнему оставался князь Г.Е. Львов. Коалиция на время расширила социальную базу Временного правительства и вернуло ему народную поддержку.
месте с тем, в это время усилился очень опасный для Временного правительства процесс «левения», радикализации Советов. Например, в ходе прошедших мае 1917 г. Перевыборов, в Иваново-Вознесенском Совете большевики получили 90 мест из 100, а в Костромском Совете они завоевали три четверти всех депутатских мест. Возросло представительство большевиков в советах Казани, Саратова, Самары, Царицина и др. городов. Но особенно опасно для Временного правительства было усиление влияния Советов в армии и на флоте. Например, в мае – июне 1917 г. состоялся первый съезд Балтийского флота. На нем был создан революционно-демократический орган – Центробалт, которому принадлежала вся реальная власть на флоте и без его санкции ни один приказ Временного правительства не имел силы.
|
Процесс нарастания радикальных элементов резко усилился после приезда в Россию В.И. Ленина в начале апреля 1917 г. Проанализировав обстановку в стране, он разработал план действий на ближайшее время. Он подверг критике партийную установку на «завершение буржуазно-демократической революции», объявив ее не соответствующей «своеобразию текущего момента в России» и потребовал немедленно взять курс на социалистическую революцию. В.И. Ленин хорошо понимал, что безынициативность и вялость Временного правительства, расходящаяся с социальными ожиданиями и запросами народа, неизбежно будет дестабилизировать обстановку в стране. А это в свою очередь давало левым силам немалый шанс на успех в борьбе за массы, открывало путь к власти. Важно было лишь верно избрать тактику борьбы. Ее и сформулировал большевистский лидер в «Апрельских тезисах», с которыми он выступил 4 апреля 1917 г.
На первое место В.И. Ленин поставил требование немедленно «кончить войну подлинно демократическим миром», провести «конфискацию всех помещичьих земель» и «национализацию всех земель в стране». Тут же выдвигалась задача: отказаться от всякой поддержки временного правительства и путем организации самой широкой пропаганды» внедрять в массовое сознание мысль, что решить эти насущные задачи нельзя без перехода всей государственной власти к Советам. Добиться последнего в условиях двоевластия, с точки зрения В.И. Ленина, можно было мирным путем. А затем, продолжая среди избирателей «работу критики и выяснения ошибок» эсеров и меньшевиков, лишить их посредством переизбрания господствующего положения в Советах и установить над органами новой власти большевистский контроль. Так был бы реализован записанный в программе партии стратегический курс на социалистическую революцию.
После публикации в «Правде» и других большевистских газетах тезисы подверглись резкой критике со стороны меньшевиков, эсеров и многих членов Петроградского комитета РСДРП(б). Так, Л.Б. Каменев назвал тезисы «личным мнением их автора».
Однако в конце апреля, после первого кризиса Временного правительства, который подтвердил верную оценку его внутренней и внешней политики, данную В.И. Лениным, VII конференция РСДРП(б) в конце апреля 1917 г. утвердила в качестве общепартийного курс на подготовку социалистической революции.
В критической ситуации, возникшей после первого (апрельского) кризиса Временного правительства, Исполком Петроградского Совета мог взять руководство на себя. Однако он продолжал «равняться» на буржуазию. Петроградский и почти все другие советы призвали население сохранять спокойствие и воздерживаться от демонстраций. В этой связи нельзя не согласиться с выводом В.П. Булдакова о том, что деятельность эсеров и меньшевиков в 1917 г. «просто не соответствовала заданному народом темпу революционных преобразований».
Между тем, события набирали темпы. В общественном сознании формировались конкретные и реальные пути решения назревших вопросов. Так, 4 – 28 мая после ряда региональных съездов состоялся Всероссийский крестьянский съезд. В его резолюции было записано требование безвозмездного перехода земли в руки народа, гарантии которого связывались с передачей ее земельным комитетам, правомочным урегулировать аграрные отношения до Учредительного собрания. Последнему фактически оставалось только узаконить в общегосударственном масштабе местную крестьянскую инициативу. Съезд потребовал от Временного правительства ясного заверения в том, что аграрный вопрос будет решен в соответствии с волей народа.
Второй кризис Временного правительства. К лету 1917 г. Временное правительство попыталось провести ряд социальных реформ: начали действовать земельные, фабричные и заводские комитеты, было создано Министерство продовольствия, призванное поддерживать твердые цены на продукты питания и осуществлять перераспределение продовольственных запасов и т.д. Однако эти меры носили запоздалый характер. Частично они уже были осуществлены трудящимися, а по многим направлениям требования населения стали более радикальными. Фактически, Временное правительство не успевало за развитием революционных процессов в стране, а созыв Учредительного собрания затягивался.
В этих условиях представители социалистических партий, входящих в состав Временного правительства, попытались упрочить свое положение при помощи I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 3 июня 1917 года. Меньшевики и эсеры располагали на съезде решающим большинством. Они же преобладали в новом руководящем органе Советов – Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК), избранном на съезде. Делегаты приняли резолюцию о доверии Временному правительству.
18 июня в Петрограде, а затем во многих крупных городах прошли демонстрации, планируемые как манифестации в поддержку решений I Съезда Советов, на деле прошедшие в основном под большевистскими лозунгами. Это привело ко второму политическому кризису Временного правительства. Пытаясь выйти из него и повысить свой авторитет, правительство решило начать давно планируемое наступление на фронте, полагая, что военный успех на фронте собьет волну недовольства. Особенно большую активность в подготовке русской армии к наступлению проявлял военный министр А.Ф. Керенский, но он просчитался, огромные усилия его и Временного правительства пошли прахом. 18 июня русская армия по приказу Временного правительства перешла в наступление на Юго-Западном фронте. Сначала боевые действия были достаточно удачными, но 6 июля австро-германские войска нанести мощный контрудар в районе Тирасполя и русские армии с большими потерями отошли назад, оставив неприятелю обширные территории, которые они удерживали до июньского наступления. Всего на полях сражений было убито свыше 150 тыс. русских солдат и офицеров. События июня - начала июля 1917 г. еще более накалили обстановку в Петрограде. Временное правительство и военное командование попыталось вывести революционно-настроенные части Петроградского гарнизона на фронт, и вновь, как в феврале 1917 г., это привело к волнениям солдат.
Июльские события в Петрограде. В начале июля в Петрограде было относительно спокойно. Но к вечеру 2 июля обстановка резко изменилась. Кадеты заявили о своем выходе из правительства в знак несогласия с намерениями министров-социалистов пойти на некоторые уступки Центральной Раде, настаивавшей на автономии Украины еще до созыва Учредительного собрания. Однако главная причина такого заявления заключалась в другом. ЦК кадетской партии, принимая подобное решение, явно рассчитывал, что эсеры и меньшевики ради сохранения коалиции, согласятся на более жесткие условия в проведении внутренней политики (разоружение рабочих, запрещение деятельности левых партий и т.д.).
Далее события развивались с нарастающей стремительностью и драматизмом. 3 июля в Петрограде начались стихийные выступления солдат и рабочих. Они проходили под лозунгами свержения Временного правительства и перехода всей власти в руки Советов, что было неожиданно для активистов РСДРП(б). Поэтому сначала, днем 3 июля ЦК партии большевиков, видимо, опасаясь вооруженной провокации со стороны властей, предпринял безуспешные попытки остановить демонстрации. Вечером этого же дня группа большевистских ультрарадикалов (М.И. Лацис, В.И. Невский, Н.И. Подвойский, И.Т. Смилга и др.) напротив, решила открыто поддержать выступления масс, вывести их на улицы 4 июля и одновременно обеспечить демонстрантам военную помощь. В частности, были вызваны подкрепления из Кронштадта, где моряки уже успели сорганизоваться в вооруженные десантные отряды, отправлены броневики и рота солдат для захвата Петропавловской крепости, мостов и иных объектов города.
В ночь с 3 на 4 июля состоялось заседание ЦК РКП(б). Призывы к насильственному свержению Временного правительства не встретили на нем одобрения, поскольку слишком очевидной была неготовность провинции поддержать восстание в столице. После горячих дебатов руководство партии склонилось к решению принять участие в демонстрации, но с тем, чтобы превратить ее в мирное шествие. За эту позицию высказался и В.И. Ленин.
И все же предотвратить столкновение между правительственными войсками и 400-тысячными колоннами демонстрантов с немалым числом винтовок и пулеметов не удалось. Причем первыми, как правило, открывали огонь члены правых военных и полувоенных формирований, засевших на верхних этажах и чердаках зданий в центральной части города. С другой стороны, буйно вели себя кронштадтские матросы, большей частью вооруженные и горевшие желанием сражаться. В ходе то и дело стихийно возникавших на улицах перестрелок 56 человек было убито, около 650 ранено.
Правительство официально объявило июльские события результатом «заговора большевиков с целью вооруженного захвата власти» - хотя, по мнению многих исследователей, заговора в подлинном смысле слова не было. Петроград был объявлен на военном положении, некоторые воинские части разоружены и выведены из города, закрыта газета «Правда» и некоторые другие большевистские издания. Был отдан приказ об аресте В.И. Ленина и ряда большевистских руководителей по обвинению в шпионаже в пользу Германии и организации антиправительственного мятежа.002Часть из них оказалась в тюрьме. Ленин перешел на нелегальное положение и покинул столицу.
Между тем к 24 июля А.Ф. Керенский закончил формирование второго коалиционного правительства. В него вошли представители партий кадетов, меньшевиков, эсеров и др. Первыми указами нового состава Временного правительства была восстановлена смертная казнь на фронте, введены военно-полевые суды и военная цензура.
После июльских событий власть в большей степени, чем раньше, власть сконцентрировалась в руках Временного Правительства. Это позволило В.И. Ленину сделать вывод о том, что с двоевластием покончено. Однако не все большевики разделяли эту позицию. Л.Д. Троцкий, например, считал, что двоевластие, хотя и в ослабленном виде, продолжало существовать. Он полагал, и в пользу Троцкого свидетельствовали некоторые факты, что ЦИК Советов сохранял немалое влияние на правительство. Так, он сумел смягчить удар по большевистской партии, не поддержав санкции только против отдельных ее деятелей, которым официально предъявили обвинения в «подстрекательстве к мятежу».
Между тем обстановка в стране осложнялась, но ни Временное правительство, ни эсеро-меньшевистские Советы не могли объединить различные политические силы для стабилизации ситуации в стране и на фронте.
Большевики в этих условиях в конце июля – начале августа на VI съезде партии сняло лозунг «Вся власть Советам!», т.к. по их мнению, меньшевики и эсеры перешли на сторону буржуазии и провозгласили курс на вооруженный захват власти. Тем самым, большевики самоизолировались от других левых партий, а в условиях репрессий против них Временного правительства партия фактически была обречена на медленную деградацию. Это, кстати, признавали, по мнению Н. Верта, и многие большевистские лидеры.
Политическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, а Временное правительство медлило с решением вопросов, касающихся практически всего населения страны: мир, земля, хлеб. Это было самой крупной его ошибкой – оно не просто теряло поддержку народа, но создавало условия для активизации крайних политических сил. Теряя доверие, Временное правительство теряло и рычаги власти. В августе 1917 г. оно открыло дорогу для установления «твердой власти», т.е. диктатуры. После июльских событий это стало реальностью.
А.Ф. Керенский, понимая слабость позиции Временного правительства, созывает 12 – 15 августа Государственное совещание, на котором присутствовали представители буржуазии, высшего духовенства, офицерства, бывшие депутаты Государственной Думы, руководство Советов и профсоюзов. Однако совещание отказало А.Ф. Керенскому в поддержке. Центральной фигурой там стал Верховный Главнокомандующий (с 18 июля 1917 г.) генерал Л.Г. Корнилов. Он был сторонник жестких мер и с его личностью связан четвертый путь развития страны – установление военной диктатуры.
Выступление генерала Корнилова. Третий кризис Временного правительства. Точных документальных сведений о событиях, предшествующих выступлению генерала Л.Г. Корнилова на Петроград, целях его и А.Ф. Керенского не существует. Между тем, это одно из важнейших событий 1917 г. Вероятно, все происходило следующим образом: А.Ф. Керенский, не получив поддержки на Государственном совещании, решил укрепить свою власть с помощью военной силы. 25 августа по негласной договоренности между ним и Л.Г. Корниловым к Петрограду были двинуты конный корпус и две конные дивизии. Они должны были «оздоровить» столицу, т.е. очистить ее от наиболее опасных противников Временного правительства – большевиков.
На следующий день А.Ф. Керенский известил о планах Л.Г. Корнилова сместить после введения войск в Петроград Временное правительство и взять военную и гражданскую власть в свои руки. Современные историки сомневаются в достоверности этих сведений. Они скорее отражали общее настроение монархического окружения Корнилова, чем твердое намерение его самого. Но в зыбкой и полной неопределенности атмосфере августа 1917 г. Керенский не стал доискиваться истины. Он решил устранить генерала Корнилова с политической арены и тем самым укрепить свои позиции.
Утром 27 августа в Ставку ушла правительственная телеграмма, отзывавшая Л.Г. Корнилова с должности Верховного Главнокомандующего, а в вечерних газетах появилось официальное сообщение за подписью А.Ф. Керенского с обвинением Корнилова в попытке «установить государственный порядок, противоречащий завоеваниям революции». В качестве главного доказательства указывалось на движение корниловских войск к Петрограду.
В Ставке заявление А.Ф. Керенского произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Корнилов, по свидетельствам очевидцев, был потрясен случившимся до глубины души, но отказался сложить обязанности Верховного Главнокомандующего и отозвать дивизии. Игнорирование директив официальных властей перевело выступление Корнилова в открытое антиправительственное движение.
Для основной части населения законным было Временное правительство. Поэтому обращение А.Ф. Керенского ко всем политическим силам оказать отпор Корнилову, встретило мощную поддержку Советов, профсоюзов, социалистических партий (включая большевиков). Был учрежден Комитет народной борьбы с контрреволюцией. В Петрограде спешно формировались вооруженные отряды Красной гвардии. Из тюрем были выпущены арестованные в июльские дни члены РСДРП(б). К 30 августа корниловские войска были остановлены, а сам Л.Г. Корнилов арестован.
Мятеж был подавлен, однако он изменил политическую ситуацию в стране – резко возросло влияние Советов, которые получили опыт борьбы за власть. Страна ушла от диктатуры Корнилова, но в результате получила диктатуру Керенского.
После подавления корниловского «мятежа» кабинет Керенского заявил, что вся полнота власти перешла к Директории, состоящей из пяти человек. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. После создания Директории высшей государственной властью фактически бесконтрольно распоряжался Керенский. Он самостоятельно издавал указы и постановления, назначал крупных государственных чиновников, в основу выбора кандидатур при этом был положен принцип личной преданности Керенскому. Историк Г.А. Герасименко отмечает, что осенью 1917 г. А.Ф. Керенский утратил способность к критическому самоанализу и оценке событий.
Министры-кадеты, не желавшие участвовать в расправе над генералом Корниловым, подали в отставку. Это вызвало третий, августовский кризис Временного правительства. Новое правительство было сформировано А.Ф. Керенским только к 25 сентября.
Между тем политическая ситуация в сентябре – октябре 1917 г. чрезвычайно обострилась – кризисные явления в различных сторонах экономической, общественной и политической достигли высшей точки. И это осознавали во всех слоях общества. Главным оппонентом Временного правительства по-прежнему оставались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, однако ситуация резко изменилась – соотношение сил в Советах менялось коренным образом, началась полоса большевизации Советов.
Резко обострились отношения между властями и армией. Положение солдат на фронте было очень тяжелым. Росла их ненависть к офицерам, армия стремительно политизировалась и теряла боеспособность. Солдаты отказывались подчиняться воинским начальникам и переходили на сторону Советов. Власти активизировали деятельность военных судов и дошли даже до расформирования целых воинских подразделений, но эти меры не помогли.
Различные политические силы, прежде всего не радикального толка, отчаянно искали выход из сложившегося положения. С этой целью 14 – 22 сентября 1917 г. было проведено так называемое Демократическое совещание, призванное, по мысли его устроителей, внести консолидирующее начало в расколотое российское общество на базе сплочения всех противников военной диктатуры. В нем участвовали представители политических партий, земств и городских дум, профсоюзов, Советов, армии. На совещании обсуждался вопрос о коалиционном правительстве, в тоже время лидеры меньшевиков и эсеров попытались скорректировать деятельность Временного правительства, выдвинув предложение положить в основу его политики программу, принятую Государственным совещанием 14 августа. Программа предусматривала скорейший созыв Учредительного собрания, прекращение войны, передачу помещичьей земли в ведение земельных комитетов. Таким образом они хотели нейтрализовать большевиков, авторитет которых рос с каждым днем. Однако Керенский отверг это предложение, решив проводить политику, выработанную в правительственных кругах. Ее основой было создание сильной власти в центре и на местах, опиравшейся на силовые министерства. А.Ф. Керенский свято верил в их безграничные возможности и с этой верой, по выражению одного из лидеров меньшевиков Ф. Дана, катился в пропасть. Кабинет Керенского в соответствии с этой программой в течение двух последних месяцев существования Временного правительства и пытался решить все многочисленные проблемы прежде всего силовыми мерами и при этом терпел поражение за поражением.
На Совещании был избран постоянный орган – Временный Совет Российской республики (Предпарламент) и наделен правом контроля над правительством до Учредительного собрания. Однако Временное правительство освободило себя от подотчетности Предпарламенту, превратившемуся после этого в бесправный орган, место изнурительных и бесплодных дискуссий.
Итак, после неудачи корниловского выступления, правые силы перестали поддерживать А.Ф. Керенского, которого не без основания обвиняли в беспринципности, политическом коварстве и окончательном подрыве боеспособности русской армии. А после Демократического Совещания, не поддержавшего программу меньшевиков и эсеров, он стал терять авторитет и у лидеров этих партий, которые совсем недавно привели его к власти. Зато исключительно благоприятная обстановка стала складываться для левых партий, в первую очередь для большевиков. Позднее А.Ф. Керенский писал: «Если бы не было Корнилова, не было бы и Ленина» и он во многом был прав. Действительно, начиная с конца августа 1917 г. партия большевиков стала быстро набирать силу. Между тем Н. Верт считает, что усилению позиции РСДРП(б) способствовали два скрытых, гораздо более важных, чем корниловщина, фактора: радикализация масс, которым полгода спустя после Февральской революции не терпелось воспользоваться ее результатами, и краха всех созданных ею институтов.
В отношении деятельности последнего, третьего, коалиционного состава Временного правительства, высказываются различные точки зрения. Правительство было сформировано 25 сентября. В нем посты министра-председателя и Верховного главнокомандующего сохранил за собой А.Ф. Керенский. Министерские посты в нем заняли второстепенные политики. И.Г. Церетели отмечал, что, получив неограниченную власть, Керенский не имел возможности укрепить ее, а лишь сохранял то, чем располагал, и то в течение сравнительно короткого времени, у созданного им государственного аппарата отсутствовали воля, организаторские способности и др.
Вместе с тем, в современной публицистике делаются попытки представить последний состав Временного правительства как «команду единомышленников-реформаторов». Однако эта версия слабо подтверждается – факты говорят об обратном, к тому же при всем желании они мало что могли сделать: в последнем коалиционном правительстве вся полнота власти полностью принадлежала А.Ф. Керенскому.