Преемственность на уровне «семья – дошкольное учреждение – школа»




1. Продолжение работы по установлению доверительных деловых контактов между семьей и дошкольным учреждением по привлечению родителей к совместной практической деятельности:

· Пропаганда общественного воспитания

· Повышение педагогической культуры родителей

· Формирование положительного отношения к дошкольному учреждению

· Изучение и распространение положительного семейного опыта

2. Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика

3. Обеспечение преемственности в развитии детей дошкольного учреждения и начальной школы.

Цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными проектируемыми результатами, представляющими собой:

- либо определенный уровень образованности,

- либо уровень социализации воспитанников,

- развитие самостоятельности и творческих возможностей и т.д.

Например,

- цель: реализация эффективной системы физического воспитания и оздоровления детей,

- задачи: * Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей

* Отработать систему мер по воспитанию потребности в здоровом образе жизни всех участников образовательной деятельности

* Внедрение системы эффективных оздоровительных мероприятий

- прогнозируемый результат:

* Снижение детской заболеваемости

* Приобщение к здоровому образу жизни

* Повышение сопротивляемости организма ребенка.

2.2 Проблемно-ориентированный анализ деятельности

В разделе «Общие положения» указывается также проблемно-ориентированный анализ деятельности педагогов ДОУ. Данный раздел образовательной программы включает характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

Социальный заказ представлен в программе на примере характеристики социальных портретов семей воспитанников группы, позволяющих выявить особенности родительского контингента и семейного воспитания, а также социального заказа территории (отдела образования), семьи и особенностей развития воспитанников.

Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии с используемым педагогами диагностическим инструментарием. В данном разделе программы представляются обобщенные результаты обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления воспитанников, как правило, в форме сводных таблиц или диаграмм: например,

- уровень социальной компетентности и воспитанности детей

- общее количество или % детей, освоивших программы (по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах)

- результаты освоения детьми разных видов деятельности

- динамика развития физических качеств воспитанников

- показатели заболеваемости (за 2-3 года)

- количество или процент детей, выпущенных с чистой речью

- количество детей, у которых сформирована готовность к школе

- результаты адаптации детей в начальной школе

- и другие результаты в соответствии с содержанием проводимой в ДОУ диагностики.

3. Содержание образования

Основной частью образовательной программы является 3 раздел «Содержание образования», включающий описание программно-методического комплекса, системы образовательной работы с детьми, характеристику образовательной среды группы. Каким образом их целесообразно представить в материалах образовательной программы?

3.1 Программно-методический комплекс

Программно-методический комплекс любого варианта образовательной программы включает описание общеобразовательных (основных) и дополнительных программ, технологий обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления, характеристику основных дидактических и методических пособий, представленных по образовательным областям.

Перечень используемых программ можно представить текстом или в таблице:

№ п\п Основные программы Дополнительные программы
  комплексные парциальные комплексные парциальные
         

Обращаем внимание, что в перечне реализуемых в ДОУ программ указываются программы дополнительные, позволяющие расширить содержание образования, создав условия не только для обучения, но также для воспитания, развития, оздоровления детей.

В таблице указывается точное наименование программы, авторский коллектив, место и год ее издания.

О бразовательные технологии, реализуемые педагогами группы, как правило, указываются по основным направлениям развития и только те, которые используются в работе со всеми детьми, например:

№ п\п Основные направления развития Образовательная технология
1. 2. 3. 4. Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Художественно-творческое развитие  

При отборе образовательных технологий важно указывать только те из них, которые действительно являются таковыми и определены авторами как технологии.

Помимо перечня программ и технологий, важной частью данного раздела образовательной программы является характеристика используемого методического и дидактического обеспечения, т.к. именно оно определяет содержание реального учебно-воспитательного процесса. Из всего возможного перечня педагогам следует указать только самое существенное оснащение, сориентировав его также по основным направлениям развития детей.

№ п\п Основные направления развития Основные методи-ческие пособия Основное дидакти-ческое обеспечение
1. 2.   3.   4.   Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Художественно-творческое развитие    

Характеристика программно-технологического и методического обеспечения образовательного процесса может быть представлена и по-другому, например:

№ п\п Возра-стная группа Основное направление развития Комплекс-ная про-грамма Парциаль-ная про-грамма Техно-логия Методи-ческие и дидакти-ческие пособия
             

 

Следует напомнить, что в учреждениях, имеющих приоритетное направление деятельности, профиль работы подтверждается соответствующими парциальными программами и технологиями (например, в учреждении оздоровительной направленности преобладают парциальные программы и технологии оздоровления и физического развития детей, а не художественно-творческие).

3.2 Система образовательной работы с детьми

Содержание образования включает также представление образовательной нагрузки, характеристику форм и методов организации образовательного процесса. В этой части образовательной программы целесообразно представить:

- вариативные режимы работы с детьми (режимы дня на теплый и холодный период времени года, адаптационный режим, режим двигательной активности, оздоровительные режимы и пр.),

- общую характеристику форм и методов работы с детьми

- сетки занятий (по возрастным группам),

- общую образовательную нагрузку (сетку занятий), разработанную в контексте реализуемой комплексной программы.

Данный раздел образовательной программы («содержание образования») включает также:

- систему оздоровительной работы с детьми, программу оздоровительных мероприятий, дифференцированные по диагнозам и группам здоровья, например:

№ п\п Общие для всех детей мероприятия группа часто болеющие дети группа ЛОР-патология группа бронхиальная астма
         

-информацию о координации и взаимодействии специалистов ОУ в образовательной деятельности группы (в обучении, в оздоровлении, в коррекционно-развивающей работе, в диагностике результатов образования).

Следует отметить, что в учреждениях, обеспечивающих индивидуализацию образовательной работы (что характерно для учреждений, имеющих свой профиль деятельности, либо для ДОУ- Центров развития), в данном разделе представляются также индивидуальные образовательные маршруты воспитанников (учебные, оздоровительные, коррекционно-разивающие), либо средства индивидуализации работы с детьми (индивидуальные занятия, карты наблюдений, индивидуальные режимы посещения, индивидуальные консультации родителей специалистами ОУ пр.).

Индивидуальная работа с детьми в ДОУ- «Детский сад» строится, как правило, на основании результатов диагностики освоения детьми программных знаний и отражается в календарном планировании.

Важным компонентом раздела «содержание образования» является также характеристика образовательной среды группы, включающая информацию об особенностях ее внутренней и внешней среды.

3.3 Характеристика образовательной среды ДОУ

Заполняя данный раздел образовательной программы важно указать:

- используемые основные компоненты среды развития учреждения в целом (группа, бассейн, изостудия, комната природы и т.д.),

- используемое основное оборудование учреждения, размещающееся в здании и на участке детского сада.

№ п\п Оборудование помещений ДОУ Оборудование участка ДОУ
     

 

В данном разделе указываются также особенности взаимодействия с социальными партнерами, дается характеристика социально-психологи-ческих условий, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников. В образовательной программе данная информация представляется следующим образом:

- включается общая характеристика социальных портретов семей воспитанников, посещающих ДОУ, на основании которой дается оценка особенностей семейного воспитания и проектируется программа взаимодействия с ними (для ДОУ всех видов),

- представляется характеристика социо-культурного окружения детского сада, развернутые схемы взаимодействия с основными социальными партнерами педагогов ДОУ (для ДОУ с приоритетами и «Центров развития»),

- представляются социо-культурные проекты педагогов, направленные на создание дополнительных условий для социализации воспитанников, развития социальных связей, обеспечения преемственности и непрерывности образования (для ДОУ – «Центров развития»).

Тематика таких проектов может быть различна, например: «Домашнее воспитание», «Мой подарок городу», «Образовательное учреждение - социо-культурный центр», «Индивидуализация образования» и др.

Проекты включаются в программу чаще всего в следующем варианте:

 

Тема Цели-задачи Ресурсы Календарный план мероприятий Участники Представление проекта
           

Проект может быть рассчитан на короткий или длительный период времени (месяц, год, три и т.д.). В образовательной программе может быть один или несколько социальных проектов, реализуемых в разных возрастных группах.

В образовательной программе ДОУ любого вида отражается также характеристика форм и методов образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. Форму представления данной информации педагоги дошкольного учреждения выбирают самостоятельно

4. Управление реализацией программы

Следующий раздел образовательной программы «Управление реализацией программы» раскрывает особенности механизма управления качеством образования в ДОУ. Целесообразно включить в него следующие материалы:

4.1 - характеристику нормативно-правового обеспечения деятельности педагогов, включающую документы как федерального, регионального, так и локального уровня (акты детского сада- Положения, Договора и пр.)

В данном разделе программы могут быть представлены также:

4.2 - анализ выполнения целей образовательной программы (текущий и итоговый по результатам работы по программе в течение периода ее действия (3-5 лет),

4.3 - мониторинг процессов и основных результатов обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции детей в соответствии с видом и направленностью образовательной программы:

* диагностика может быть сориентирована на уровень освоения детьми программных знаний, уровень освоения детьми разных видов деятельности либо особенности, динамику развития каждого воспитанника.

При этом, качество выполнения целей и мониторинг основных результатов определяются с учетом представленной в программе характеристике ребенка на выходе из ДОУ.

Мониторинг предполагает характеристику форм оценки достижений детей в образовательном процессе и описание диагностических методик.

Формы оценки достижений детей подразделяются как обязательные или дополнительные и могут быть представлены в сводной таблице:

Возрастная группа Обязательные формы Оценка достижений
Текущая диагностика Итоговая диагностика Организованное обучение Совместная деятельность
Старшая группа     - диагности-ческие занятия - работа с индивидуа-льными картами развития детей   - развитие познавательных способностей - развитие поведения

 

4.4 Составной частью данного раздела является и характеристика кадрового состава дошкольного учреждения, динамика профессионального роста и достижений педагогов. В программе эта информация может быть представлена:

- как анализ итогов аттестации педагогов ОУ(для ДОУ «Детский сад»), - как динамика индивидуальных достижений специалистов ОУ(от разряда к категории через конкретные формы презентации педагогических достижений) для ДОУ с приоритетами и «Центров развития».

Кроме этого, управление реализацией программы в данных вариантах образовательной программы предусматривает наличие план-карты инновационной работы, стимулирующей мастерство педагогов группы.

4.5. План-карта инновационной работы, ведущейся в дошкольном учреждении может быть представлена следующим образом:

Тип инновации Характеристика инновации условия внедрения Проблемы
- новации в области содержания образования   - новации в области технологий образования   - новации в области управления   - новации в организации образовательного процесса   разработка и внедрение программы по изобразительной деятельности разработка планирования работы с детьми в разных возрастных группах недостаточное техническое оснащение

Разработчикам образовательной программы следует определить конкретный вид инновационной работы, который будет способствовать совершенствованию образовательного процесса на группе, повышать уровень профессионального мастерства педагогов, и, в целом, содействовать увеличению педагогического потенциала ДОУ как образовательной системы.

Успех педагогической деятельности определяется сегодня не столько эрудицией практиков, сколько их коммуникативной культурой, способностью мотивировать, заинтересовать воспитанников предлагаемым содержанием образования, способностью организовать соответствующую задачам образовательную среду. Именно эти проблемы и должны решаться в учреждении, в том числе и в инновационном режиме.

 

Заключение

Представленная технология разработки и оформления образовательной программы ДОУ по сути есть ничто иное, как управление ее формированием. В зависимости от того, насколько грамотно педагогический коллектив учреждения сможет проанализировать, спланировать, организовать свою деятельность, зависит и конечный результат всей образовательной работы.

Образовательная программа может стать инструментом совершенствования качества образования, если разрабатывается как образовательный стандарт учреждения, учитывает потребности социальных заказчиков, способствует достижению социально-значимых результатов образования, стимулирует профессиональное развитие специалистов.

В системе дошкольного образования программа, рассматриваемая как основной нормативный документ, позволит обеспечить единство Федерального культурного и образовательного пространства, гарантии прав граждан на качественное образование и создать условия для сохранения сети дошкольных образовательных учреждений.

 

Список литературы

- Закон РФ «Об образовании».- М., Гос. Дума, 12.07.1995 г.

- Федеральная программа развития образования // Вестник образования, 2000, № 12

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении.-2001

- Образовательная политика России на современном этапе // - Официальные документы в образовании, 2002, № 2

- Инструктивно-методическое письмо «О реформировании образовательных программ общеобразовательных учреждений» // Народное образование № 8- 2000

- Информационно-методическое письмо «Об упорядочении терминологии образовательных программ» КОПО Ленинградской обл.

№ 3174-16/28 от 25.12.2002

- Арцев М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения.// Завуч. № 5, 2004, с.29-59

- Богуславский М. Учебная и образовательная программы: исторический ракурс // Управление школой № 2 – 2003

- Владимирская О.Д. Образовательная программа индивидуального обучения: (получение среднего образования в порядке экстерната). СПб., 1996

- Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муници-пального лицея: личностно- ориентированный аспект. Челябинск, Урал ГАФК, 1996, С.-216

- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура. содержание, технология развития. М., 1998, с. 176

- Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. М., 2001, с.118

- Казакова Е.И. Возможные описания возможностей. // Детский сад. Управление. № 5, 2003

- Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования. М., 2010, с.128

Лебедев О.Е. разработка образовательных программ как управленческая задача.// народное образование. № 7-8, 1999

- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001

- Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ. М., 2010, с.127

- Молчанова Т., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ Практические рекомендации. М., 2001, с.115

- Молчанов С.Г. теория и практика аттестации педагогических руководящих работников образовательных учреждений. – Челябинск, ЧелГУ, 1998.- С.258

- Молчанов С.Г., Гостев А.Г. Понятие «образовательная программ»в законе РФ «Об образовании».// Образование. № 4, 1998, с.32-48

- Образовательная программа школы / Под ред. Г.И. Стрижовой. М., 1995

- Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. М.. 2001

- Рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения.// Завуч. № 2 - 1998

- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Образовательная программа школы: назначение, сущность, структура.// Завуч. № 7 - 2000

- Третьяков Л.И. Управление школой по результатам. М., 1997

- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева.- М. Новая школа, 1995.- С.664

- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./ Под ред. В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М., 2001

- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001, с.284

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. М., 2001

- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. №2 – 1999

- Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников/ Под ред. И.С Якиманской. М., 1990

 

Приложение 1

 

Положение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: