ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
План педагогической практики
«Первые дни ребёнка в школе»
Студентов 4 курса (7 семестр)
(на базе основного среднего общего образования)
специальность 050704 «Дошкольное образование»
2011-2012 учебный год
Задачи практики
1. Ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса после 1 – 2-х месяцев пребывания в школе.
2. Ознакомление студентов с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями.
3. Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.
4. Формирование умений наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
5. Формирование у студентов культуры педагогической деятельности, общения с первоклассниками.
Организация практики
Практика проводится в 1-х классах школы концентрированно в течение
1-й недели.
В период данного вида практики студентов необходимо познакомить с порядком приёма детей в школу и методикой комплектования первых классов; с планированием работы учителя; с правилами поведения и режимом работы школы; с размещением детей в классе в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами; с содержанием, организацией и методикой проведения уроков; организацией учебной деятельности детей (правила обращения с карандашом, ручкой, тетрадью, учебниками, классной доской, мелом, дидактическим материалом, организация рабочего места); методами и приёмами формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель - ученик»; методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, чтения, письма счёта, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни.
|
В ходе практики студенты ведут дневник, наблюдают уроки, проводят беседы с учащимися, игровые перемены, определяют характер адаптации детей к школе, знакомятся с режимом работы группы продленного дня. В ходе практики студенты оказывают помощь учителю в изготовлении наглядных пособий.
Отчётная документация по практике: дневник педагогической практики с результатами работы по определению характера адаптации детей в первом классе (форма определяется преподавателем практики).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
День
1. Выезд в базовое учреждение, экскурсия по школе. Беседа с завучем школы:
· по каким программам и учебникам учат детей 1 класса? чем они интересны и полезны, что Вас не устраивает?
· с какими трудностями сталкивается учитель 1 класса?
· какие интересные воспитательные мероприятия проводятся для 1 класса?
· какая работа ведется с родителями поступивших детей в 1-й класс?
· современный учитель, какой он?
2. Знакомство с оборудованием и оформлением помещения первого класса (мебель, учебные пособия, игровой уголок, классный уголок, уголок природы и т.д.): целесообразность подбора, эффективность использования, эстетичность и качество оформления, порядок обновления, участие детей и родителей в оформлении класса, порядок поддержания чистоты.
3. Знакомство с учащимися, с правилами поведения их в школе (вписать правила поведения в дневник по практике).
4. Знакомство с документацией учителя: составить перечень документов учителя, порядок их заполнения, использования, хранения; выявить особенности планирования образовательной и воспитательной работы с учащимися; познакомиться с целями и содержанием внеклассной работы на 2 четверть.
|
5. Наблюдение за организацией перемен.
6. Выбрать ученика для наблюдения за ним и определения степени адаптации в 1-ом классе. Познакомиться с интегративными качествами ребёнка – выпускника дошкольного образовательного учреждения для оценки степени адаптации в первом классе (приложение № 1). В течение практики выделять (фиксировать) те качества, которые сформированы полностью, частично сформированы, не сформированы. Сопоставить результаты наблюдений и бесед с мнением учителя по данным позициям.
7. Наблюдение ухода детей домой и работы учителя с родителями.
8. Определить тему классного часа, внеклассного мероприятия или урока (на выбор), который должен быть проведён в последний день работы с детьми. Возможные направления: сплочение коллектива; продуктивная, проектная деятельность; воспитание патриотических, семейных, дружественных чувств; развитие чувства юмора, понимания прекрасного и т.п. Например: панно-коллажи «Дружбой крепкой мы сильны», «Наша многонациональная Родина», «Как удивителен и прекрасен мир», «Как хорошо, что мы встретились!», альбомы «О чём мы мечтаем», «Я люблю свою семью», «Давайте познакомимся», викторины «Смеёмся вместе», «Наш Санкт-Петербург», коллективное рисование «Народное творчество», рассказы по кляксографии «Ужасно интересно всё то, что неизвестно», игры–тренинги на коммуникацию «Круг дружбы», «Пока горит свеча», «Как жаль расставаться с тобой» и др. (пример внеклассного мероприятия в приложении № 2).
|
День
1. Наблюдение за приёмом детей и подготовкой класса к урокам. Выделить содержание работы учителя и деятельности детей перед уроками.
2. Беседа с учащимися с целью выявления отношения их к школе, учебному процессу и определения уровня мотивации к обучению (добавить, скорректировать вопросы по ситуации):
· тебе нравиться учиться?
· какие уроки тебе нравятся больше всего? почему?
· что тебе нравится в школе?
· что не очень нравиться в школе?
· с кем ты подружился в классе?
· если бы завтра отменили уроки, ты бы обрадовался или огорчился? что делал бы дома?
· какие учебники тебе нравятся? чем? как ты за ними ухаживаешь?
· ты часто вспоминаешь детский сад? что там было хорошего, интересного?
· что тебе не очень нравилось в детском саду?
· чем любишь заниматься дома больше всего?
· ты утром с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
· что ты рассказываешь о школе родителям?
Обработка результатов: отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла.
30 – 35 баллов – высокий уровень школьной адаптации
20 – 25 баллов – нейтральная мотивация
15 – 19 баллов – низкая школьная мотивация
ниже 15 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
3. Оценка эмоционального состояния выбранного для наблюдения ученика на уроке. Результаты наблюдения отразить в таблице (см ниже). Оценка эмоциональных проявлений: 5 баллов – положительная эмоция большой интенсивности; 4 балла – положительная эмоция средней интенсивности; 3 балла – обычное ровное эмоциональное состояние; 2 балла – отрицательная эмоция средней интенсивности; 1 балл – отрицательная эмоция большой интенсивности. Определите средний показатель эмоциональных проявлений ученика. Проведите беседу с учеником с целью уточнения его эмоциональных состояний на уроке и их причин.
Части урока (их краткое содержание) | Время в минутах | Содержание деятельности ученика | Эмоции (в баллах) |
4. Выявить наличие тревожности ученика с помощью метода неоконченных предложений. Ребенку предлагается закончить предложения: Когда я думаю о школе… Когда я иду в школу… Когда звенит звонок… Когда я вижу учителя… Когда я отвечаю у доски… Когда учитель задаёт вопрос, я… Когда заканчивается урок, я…
5. Самостоятельное проведение игровых перемен с учащимися.
6. Из беседы с учителем выявить, каким образом осуществляется диагностическая работа по определению промежуточных и итоговых результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
День
1. Беседа с учителем с целью выявления трудностей адаптации детей в первом классе (добавить, скорректировать вопросы по ситуации, сделать выводы): Что нравится в детях класса? Какие трудности возникают, почему? Кто из детей требует особого внимания, почему? Что бы Вы посоветовали воспитателям ДОУ, которые готовят детей к школе? Как родители первоклашек понимают проблему адаптации их детей в первом классе? Как происходит взаимодействие с родителями для устранения проблем адаптации? Какие условия необходимы для более лёгкого принятия ребёнком новой социальной роли – ученика?
2. Наблюдение уроков и подробный анализ одного из них (по выбору). Сделать вывод об эмоциональном состоянии учеников на уроке. Сравнить состояние и активность учеников на первых уроках и на последних. Гипотетически определить причину утомления зависит ли состояние учеников от настроения учителя. Параметры для анализа:
· тема, цель урока (уточнить у учителя)
· этапы (части) урока
· приёмы работы учителя (в т.ч. воспитательного характера, направленные на адаптацию) на каждом этапе
· яркие (особые) проявления детей на уроке (положительные и отрицательные)
· учебные навыки детей
3. Самостоятельное проведение игровых перемен с учащимися.
День
1. Наблюдение уроков с целью выделения приёмов работы учителя, направленных на формирование коллектива, культуры поведения; на выработку у учащихся навыков обращения с учебными принадлежностями, восприятия и выполнения указаний учителя. Какие из приёмов были наиболее удачными?
2. Выделить стеснительных, непоседливых, капризных, агрессивных на уроках детей. Каковы причины такого поведения? Какие меры принимаются родителями и учителем для преодоления трудностей общения и обучения? Продумать и запланировать работу с этими учащимися (по одному на практикантку) в следующие дни практики (индивидуальные игры, творческие задания, беседы, рассказы об удивительном в мире и природе, фокусы и т.д.)
3. Организация и проведение игровых перемен. В дневнике запланировать игры с указанием приёмов привлечения малоактивных детей.
День
1. Проведение классного часа, внеклассного мероприятия или урока (на выбор).
2. Знакомство с организацией работы группы продлённого дня:
· режим работы ГПД
· знакомство с детьми и учителем
· проведение работы по плану учителя
· организация помощи в подготовке домашних заданий и досуговой деятельности учащихся начальной школы: проведение подвижных игр на прогулке и настольно-печатных, творческих, конструктивных, развивающих, логических игр в помещении ГПД, организация чтения и обсуждения познавательных книг, знакомство с произведениями изобразительного, музыкального искусства, презентация хобби и т.п.
· наблюдение ухода детей домой (настроение, общение с родителями)
· высказать мнение о необходимости и целесообразности открытия в школе ГПД, значении и эффективности проводимой работы
3. Подведение итогов практики «Первые дни ребёнка в школе». В отчётах дать анализ по следующим направлениям:
- психологические особенности детей: речь, внимание, интересы;
- восприятие и выполнение учащимися указаний учителя;
- использование учителем содержания уроков в воспитательных целях;
- приёмы работы учителя, направленные на формирование коллективистских чувств у детей и культуры поведения;
- как дети расходятся домой, роль учителя при этом;
- проявления эмоций детей;
- выполнение детьми правил поведения в школе.
Зам. директора
по учебно-производственной работе
И.Е.Нарыкова
Приложение № 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
К концу старшего дошкольного возраста ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. п.). В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. п.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.