В соответствии с Указом № 67 от 11 марта 1996 года в республике произведена реорганизация Министерства образования и высшей школы Ресспублики Коми, одной из задач которого является создание единой интегрированной модели профессионального образования, одновременное обеспечение научного сопровождения профессиональных образовательных программ в республике. Следует отметить, что в 90-х годах в республике сложился определенный комплекс образовательных программ профессиональных учреждений начального, среднего и высшего уровней.
К достоинствам этого комплекса можно отнести:
* наличие квалифицированных педагогических, научно-педагогических и инженерно- педагогических кадров по большому спектру специальностей, в том числе и педагогических;
* наличие определенной материальной базы и учебных площадей;
* компетентное руководство профессиональными образовательными учреждениями;
* расширение образовательных услуг в связи с изменением спектра специальностей и специализаций под воздействием рыночных отношений, поиск новых форм взаимодействия образовательных учреждений по направлениям подготовки кадров;
* инициативная интеграция ряда профессиональных образовательных учреждений, создания единых учебно-научных комплексов, в частности в 1989 году был создан учебно-научный педагогический комплекс;
* инновационная деятельность образовательных учреждений.
Вместе с тем проявились негативные тенденции, заложенные длительной традицией в области профессионального образования:
* ведомственность профессионального образования, в том числе и педагогического, принятие решений Министерством общего профессионального образования Российской Федерации без учета особенностей каждого региона Российской Федерации;
|
* отсутствие в Российской Федерации практики создания республиканских учебно-методических объединений по направлениям национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
* недостаточна в республике роль науки в разработке и внедрении современных моделей профессионального образования, педагогических интегрированных систем, новых интенсивных методик профессионального образования;
* отсутствие в республике достаточного количества «полных вертикалей», включающих среднее, высшее и дополнительное послевузовское образование, что затрудняет создание полной схемы подготовки основных профессиональных кадров для республики;
* отсутствие подготовки в республике кадров наиболее современных направлений развития науки, образования и производства в областях высоких технологий, современных коммуникационных систем, информационных технологий, управления в неэкономических областях, специалистов области индивидуального и общественного сознания, культурологов.
В образовании республики недостаточно интегрированных современных специальностей (учитель-словесник, историк-культуролог и т.д.), что препятствует введению дополнительных эффективных методов социальной защиты профессионала в условиях напряженного рынка труда, препятствует формированию современной профессионально ориентированной личности, обладающей достаточными ресурсами знаний, умений и навыков.
В течение 1994-1998 гг. в системе образования РК произошли изменения, связанные с процессами демократизации общества, расширения сферы образовательных услуг, изменения экономических и политических условий, возрастания инициативы педагогов. Это представляет реальную возможность для включения Республики Коми в европейское экономическое пространство путём постепенного включение республики в европейское образовательное, культурное, научное и информационное пространство при условии:
|
* создания единой самостоятельной динамической модели профессионального образования республики и на ее основе – средне и долгосрочной программы реформирования начального, среднего и высшего профессионального образования в республике;
* создания и усовершенствования механизма многоканального финансирования профессиональных образовательных учреждений на основании соответствующих соглашений различного уровня;
* осуществления эффективной общественно-государственной поддержки системы профессионального образования республики;
* переучреждения высших учебных заведений с участием органов государственной власти и управления республики и городов, где они расположены;
* создание попечительских советов образовательных учреждений;
* формирование республиканских университетских вузовских комплексов по типу «колледж-вуз».
Динамическому развитию сферы общего и профессионального образования способствовало формирование в течение 1994-1997 гг. собственной республиканской политики в области общего и профессионального образования, способствующей поэтапному формированию единого образовательного пространства республики, оптимизации и дифференциации сети образовательных учреждений, переходу к многоуровневому профессиональному образованию. Для решения этих направлений концентрация усилий шла в четырех направлениях:
|
· обеспечение развития высшего профессионального образования, модернизация вузов и переориентация их на подготовку необходимых республике кадров;
· обеспечение устойчивого развития средних профессиональных учреждений, создание конкурентноспособных образовательных программ, учет условий рынка труда;
· введение инновационных и интеграционных образовательных программ, создание инновационных учебных заведений для обучения особо одаренных, а также ослабленных детей с целью дифференциации образования в соответствии с образовательными возможностями личности, сохранением интеллектуального потенциала народонаселения в республике;
· создание условий для развития частной инициативы в области образования, увеличение количества и повышение качества, а также индивидуализация образовательных услуг для населения.
Министерством образования и высшей школы проводится работа по качественному преобразованию номенклатуры специальностей, переходу с более узких направлений к подготовке кадров на более широкие.
Особое внимание в республике уделяется инновационной педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях.
В документах и программах отмечается, что совместная работа традиционных учебных заведений и инновационных образовательных структур приведет к укреплению и развитию всей образовательной системы республики в соответствии с законами и потребностями развивающейся экономической и социальной сфер на соответствующую перспективу.
Для реализации приоритетных направлений в развитии образования Республики Коми встали серьезные перспективы подготовки учителей.
За последние годы основная масса средних специальных учебных заведений республики преобразована в колледжи с многоступенчатой системой подготовки кадров.
Идет процесс региональной и межрегиональной интеграции средних профессиональных учреждений, колледжей с высшими учебными заведениями, что позволит сохранить единое образовательное пространство.
Изменения социально-экономических условий, происходящие демографические сдвиги приводят к пересмотру некоторых направлений подготовки, переподготовки, перепрофилирования деятельности педагогических учебных заведений Республики Коми.
Особенности расположения республики, ее приоритетные направления в развитии образования, национальные особенности, отрицательное воздействие рынка на пополнение школ молодыми учителями, использование накопленного интеллектуального опыта выпускниками колледжа в других видах деятельности, заставило искать выход из создавшегося положения.
Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации представляется путь разработки и реализации концепции непрерывности и преемственности педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. Подготовка учителей по многоступенчатому образованию позволит улучшить условия для воспитания и обучения личности в Республике Коми.
К настоящему времени сложилось несколько подходов к реформированию национальной школы: от фиксации в документах преподавания родного языка как учебного предмета до изменения роли школы как одного из главных механизмов возрождения этничества, как способа «защиты» растущей личности, обеспечения социокультурной среды в условиях постоянной изменчивости общества.
Совершаемый в настоящее время переход цивилизации от экстенсивной к интенсивной культуре влечет изменения в оценке межпоколенной трансляции информации, что вызывает изменения в содержании и технологии школьного образования. Развитие школы на основе народной педагогики, социально-этических идеалах народа – один из главных путей ее обновления.
Перемены серьезно затронули и школы республики Коми, где наряду с появлением учебных заведений разных типов (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, с применением альтернативных технологий в обычных классах), начался переход к реформированию национальной школы.
Все это потребовало подготовки «учителя нового поколения», способного реализовать планы инновационной школы, умеющего ориентироваться в потоке методической, педагогической и психологической информации и умеющего использовать ее в своей работе, способного к исследовательской работе, имеющего умения и навыки работать как с одаренными детьми, так и с детьми с задержкой психического развития, знающего и учитывающего в своей работе основы народной педагогики.
Для подготовки учителей, способных работать на перспективу и успешно решать встающие перед ними нестандартные задачи, и была применена идея многоуровневого педагогического образования, предполагающая приведение целей, содержания и технологии обучения в соответствии с потребностями общества и школы Республики Коми.
Как уже подчеркивалось, в области образования в середине 80-ых годов, начались активные поиски новых моделей воспитания и образования, ориентируемые на максимальное развитие личности каждого ребенка, раскрытие его творческих способностей и индивидуальности.
Создавая новую модель подготовки учителей, мы исходили из того, что педагогические вузы дают серьезную теоретическую подготовку, но слабым звеном в них является подготовка по частным методикам и особенно организация практики, а педучилище традиционно дает богатые практические умения и навыки, но ему не достает фундаментальной теоретической подготовки, формирования навыков самостоятельной и исследовательской работы. Учитывалось также, что большинство выпускников педучилища продолжают обучение в вузах чаще всего по специальности, полученной в педучилище.
Концептуальные положения, лежащие в основе моделирования процесса подготовки будущих учителей в Республике Коми:
* целостность, т.е. единство среднего и высшего уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;
* преемственность, т.е. взаимосвязь и взаимодополняемость уровней среднего и высшего образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающегося;
* предвидение, т.е. внесение в профессионально-квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с содержанием, условиями труда и профессиональной подготовки, исходя из запросов регионов республики.
* опережающее событие, т.е. содержание и постановка образовательного процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению специалиста, а процесс профессиональной подготовки должен опережать эти требования еще в большей степени;
* интеграция, т.е. уровни образования на разных ступенях подготовки должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали- создавать новые качественные условия по взаимодействию с другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д. А отсюда следующие цели эксперимента:
* удовлетворение потребностей республики в квалифицированных специалистах с высшим образованием.
* удовлетворение потребностей личности будущего учителя в интеллектуальном и нравственном развитии, в приобретении высшего образования, соответствующей квалификации учителя с дополнительной специальностью.
* организация проведения в тесной связи с учебным процессом фундаментальных и прикладных научных исследований.
* создание предпосылок научного и учебно-методического обеспечения образовательных систем различных организационных форм.
Для реализации данной образовательной модели в Республике Коми была создана новая организационная форма непрерывного педагогического образования – учебный научно-педагогический комплекс (УНПК), в который вошли гуманитарно-педагогический лицей при колледже и педагогический колледж, как одно из структурных подразделений с сохранением юридической самостоятельности.
Таким образом, в республике начал функционировать и развиваться учебный комплекс, реализующий непрерывную многоступенчатую подготовку учителей.