Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 15 – 20 минут.
Материал:
Бумага разных видов:
Картон белый и цветной,
Бумага акварельная,
Ватман,
Альбомы,
Писчая бумага,
Папирусная бумага,
Бумажные салфетки,
Гофрированная бумага,
Бумага цветная,
Бумага двухсторонняя,
Журнальная бумага,
Газетная бумага, калька и т.д.
Ткань,
Вата, ватные диски, ватные палочки,
Свеча,
природный материал:
Семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
Крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
Пластилин,
Глина,
Тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
Коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки откиндер яиц,
Пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
Фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
Гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
Карандаши простые, цветные,
Фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелиевые ручки и т.д.
Ножницы,
Клеёнка,
клей:
Клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
кисти:
Беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
Стеки,
Влажные салфетки,
Непроливайки,
Шаблоны.
Приемы и методы:
ü Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
ü Практические – упражнения, игр методы.
ü Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
ü Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5. Педагог создает схематические изображения.
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
5. Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
ü Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
ü Тематические выставки в ДОУ.
ü Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
ü Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
ü Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
Ø Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
Ø Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Ø Учатся рисовать различными материалами.
Ø Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
Ø Развивать навыки по составлению сюжетов.
Ø Дети учатся цветоведенью.
Ø Экспериментируют.
Ø Развивается связная речь.
Ø Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
ü сформировать умения и навыки;
ü развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе тврчества, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Содержательный раздел
Содержание разделов программы «Мастерская юного художника»
№ | Месяц | Наименование раздела | Кол-во часов |
Сентябрь | Различные техники рисования | ||
Октябрь | Экопластика. | ||
Ноябрь | Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | ||
Декабрь | Изготовление новогодних поделок, различные техники | ||
Январь | Работа с бумагой. | ||
Февраль | Различные техники рисования | ||
Март | Работа с тканью и нитками | ||
Апрель | Работа нетрадиционными материалами | ||
Май | Смешанные техники (бумага, картон, фольга) | ||
Количество часов по программе |
2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мастерская юного художника»на 2018-2019 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Материалы | Программное содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь.Различные техники рисования
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь. Экопластика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Подсолнухи» | Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей | Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Семейство ежей» | Шишки, пластилин | Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Цветочная полянка» | Каштаны, желуди, семена клена, пробка. | Закрепление приемов работы с пластилином, Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Старичок-Лесовичок» | Каштаны, палочки, шишки, пластилин. | Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Осенняя открытка» | Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей | Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Гусеница» | Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей, пластилин | Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Осенняя фантазия» | Листья клена, дуба, краски, кисти тонкие | Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Насекомые» | Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин. | Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Дерево жизни» | Соленое тесто, шаблоны листьев, фруктов, шляпки от желудей | Знакомство с новым материалом, его свойствами. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Розочки» | Пластилин, цветной картон | Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки изпластина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Крендельки» | Соленое тесто, стека | Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Черепашка» | Глина, вода | Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. Знакомство с видом изобразительного искусства контррельефом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Золотая рыбка» 1 часть | пластилин, трафарет | Подготовка фона для создания композиции. Обучение приемам примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с трафаретом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Золотая рыбка» 2 часть | пластилин, трафарет | Создание образа рыбки, передавая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Веселые зверята» | Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон | Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Котята» | Глина, стека | Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Волшебные снежинки» | Макароны различных видов и форм, клей концелярский, акриловая краска белая, блестки | Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры, Воспитывать аккуратность при работе с клеем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Письмо Деду морозу» | Шаблоны открыток, Вата, клей, цветная бумага, фломастеры | Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Елочка» | Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза | Закрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Новогодние шары» | Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные | Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Елочные игрушки» | Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек | Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Декорирование игрушек» | Готовые формы игрушек, краски, кисти, клей с блестками | Закрепление приемов раскрашивания. Учить оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Новогодний декупаж» 1 часть | Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые. | Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Новогодний декупаж» 2 часть | Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки | Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блестками форму частично перекрывая изображение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь. Работа с бумагой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Снежинки» | Полоски из белой бумаги, клей | Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Бабочка» | Картонные шаблоны, цветная бумага | Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Волшебные узоры» | Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей | Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Варежки» | Бумага цветная, картонная основа, вата | Знакомство с обрывной техникой аппликации, Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Кошечки и котики» | Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами) | Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Гусеница» | Основа из полоски цветного картона, Цветные салфетки, клей ПВА | Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7/8 | «Снежные вершины» | Бумага белая, картон цветной, клей | Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль. Различные техники рисования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Витраж» 1 часть | Бумага, гуашь, кисти | Знакомство с техникой витраж. Рисование контура. Воспитывать интерес к искусству. Обогащать кругозор детей. Учить умело рисовать кистью, рисовать кончиком кисти. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Витраж» 2 часть | Бумага, гуашь, кисти | Развитие воображения. Учить детей создавать образ из частей. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3/4 | «Подводный мир» | Бумага для акварели, карандаши простые, ластики | Знакомство с новой техникой рисования с помощью ластика по заретушированному простым карандашом фону, развивать чувство формы, пропорции. Учить детей регулировать нажим. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5/6 | «Морозные узоры» | Жидкое цветное тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые | Знакомство с новой техникой рисования по жидкому тесту контрастными цветами. Познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой», познакомить с новым приемом рисования деревянной шпажкой по жидкому соленому тесту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Ночной полет» Часть 1 | Бумага плотная, цветные восковые мелки, гуашь черная + ПВА (=акрил) | Знакомство с новой техникой рисования граттаж. Подготовка фона (нанесение фона-основы разноцветными мелками, покрытие черной краской). Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивость, самостоятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Ночной полет» Часть 2 | Готовая основа, деревянные шпажки | Продолжение знакомства с новой техникой рисования граттаж: процарапывание узора заостренным концом шпажки. Учить анализировать особенности соотношения частей рисунка по величине и пропорциям. Развивать глазомер и чувство композиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март. Работа с тканью и нитками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Пушистики» | Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы | Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сердечко для любимой мамочки» | бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы | Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Кукла» | Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки | Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы, складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Закладка» | Картон с контуром, разноцветные полоски ткани | Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки. Синхронизировать работу обеих рук. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Цветик-семицветик» | Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания, ножницы, клей | Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Яблочки» | Картонные основы, разноцветные нитки, пушистая проволока | Продолжение обучения детей использованию различных материалов и уже знакомых техник при изготовлении изделия, передавая его характерные особенности. Развитие пространственного мышления и воображения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7/8 | «Мороженое рожок» | Разноцветные отрезы ткани, синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона | Продолжать формировать умение детей работать с тканью ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель. Работа нетрадиционными материалами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Леопард» | Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка. | Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«НЛО» | Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др. | Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Дракончик» | Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки | Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Макарония» | Макароны разных видов.картонная основа, гуашь, клей. | Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Кит» | Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки | Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Ромашки» | Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон | Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Стрекозы» | Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь | Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Мальвина и Буратино» | Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин | Учить создавать образ, используя пластилин и ложки как основу. Закреплять умения детей применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Рисование на фольге» | Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые | Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Рыбки» | Картон цветной с разметкой, ножницы, глазки | Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики.Развивать воображение пространственное, мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3/4 | «Волшебные цветы» | Салфетки бумажные, карандаши | Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5/6 | «Пионы» | Шаблоны азных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона | Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Астры» | Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки | Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Летний домик» | Цветная бумага, фломастеры | Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы. |
Организационный раздел.