Структуры управления в колледже.




Для качественного решения поставленных перед УНПК сложных задач встала необходимость объединения усилий нескольких образовательных учреждений. Колледж, являясь самостоятельным юридическим лицом в УНПК, и в то же время сотрудничающий еще с двумя вузами, должен был найти пути взаимодействия на демократических принципах, в условиях ярко выраженных дифференциальных образовательных систем и децентрализованных дивизиональных структур управления каждого образовательного учреждения.

Колледж, входя в УНПК, имеет собственного руководителя, наделенного большими полномочиями и ответственностью, и собственную организационную структуру управления, соответствующую нашему образовательному учреждению.

Для того, чтобы комплекс обладал необходимым единством, были созданы интеграционные механизмы управления. Работа колледжа с вузами координируется Советом УНПК, состоящим из руководителей структурных подразделений, учеными советами факультетов, ведущих многоуровневую подготовку учителей начальных классов, физкультуры, ИЗО и черчения, куда входят представители отделений колледжа, готовящих учителей по соответствующим специальностям, а также специально создаваемыми целевыми группами (ВНИК) с участием преподавателей института и колледжа. Итак, управление УНПК осуществляется путем органического объединения и совместного управления, создающего атмосферу уважения, доверия, отход от командно- административного стиля к демократическому, что позволяет перейти к корпоративному управлению.

Организационная структура управления УНПК, осуществляющего непрерывное многоступенчатое образование представлена следующей таблицей.

Как и всякая совместная деятельность, деятельность образовательных учреждений, готовящих учителей по вертикальной интеграционной программе, должна быть организована. Предложенная выше схема позволяет установить правила взаимодействия структурных подразделений, осуществляющих многоуровневую подготовку учителей, и должностных лиц по вертикали и горизонтали.

Авторы В.С. Лазарев, Ю. Н. Петров, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова сформулировали основные поллжения, лежащие в основе обновления управления образованием:

* демократизация: децентрализация, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления;

* гуманизация: обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями; права и свободы выбора уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения. Переориентация учебного процесса на личность ученика;

* гуманитаризация образовательных программ как средство гуманизации всей системы, означающая такое соотношение и состояние учебных предметов обязательных и по выбору, такую структуру учебных программ и учебной информации, применения таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают целостность, последовательность и преемственность обучения;

* дифференциация, мобильность и развитие предполагает многопрофильность, многоуровневость, полифункциональность образовательных программ на все многообразие видов образовательных учреждений;

* открытость образования – предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и непрерывность общего образования любой ступени, на любом уровне, любой направленности как базисного так и дополнительного;

* многоукладность системы означает поддержку и стимулирование качественного роста и развития государственной массовой школы; открытие элитарных образовательных учреждений нового типа;

* стандартизация предполагает соблюдение федеральных стандартов и норм к качеству образования; введение регионального стандарта повышенного уровня в зависимости от статуса;

Эти положения становятся руководством к действию в развивающих и развивающихся образовательных учреждениях. Создание многоступенчатых и многоуровневых образовательных заведений, осуществляющих подготовку учителей, обеспечивая непрерывное образование, выступает как инновационное направление, ориентированное на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности и ее конкурентноспособности.

Обеспечение принципа саморазвития профессионального обучения через внедрение инновационного образования и адаптации многоступенчатого образования в новых социально-экономических условиях является достаточным условием подготовки учителя для школы будущего. Новые реалии нашей профессиональной жизни побуждают принципиально по-новому строить управленческую деятельность.

П.И. Третьяков выделяет следующие резервы обновления управления, которые лежат и в основе многоступенчатой подготовки учителей, являющейся инновационным процессом:

* интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха каждому члену педагогического коллектива;

* освоение менеджмента, что позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основе новой системы лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности;

* использование педагогического менеджмента в развитии каждой личности, и этот процесс прежде всего необходимо связывать с мотивационной ориентацией руководителя и преподавателя, обеспечивающих условия развивающей и развивающейся многоступенчатой подготовки учителей;

* обогащение внутренней культуры, которая должна выполнить важную роль в развитии учебного заведения, его миссии с позиций менеджмента, чтобы за освоение общечеловеческих и национальных особенностей, как и за освоение образовательного госстандарта была персонализирована ответственность.

Внутренняя культура приводит к развитию навыков профессионального менеджерского стиля поведения, а это в итоге создает психолого-педагогический комфорт всем участникам образовательного процесса.

Управление инновациями – важное условие обновления и развития образования. Инертность прежних тенденций образования все еще велика, но глобальные процессы преобразований в мире не оставляют нам выбора, мы вступаем в инновационную эру.

Изменения структуры и статуса учебного заведения потребовали изменения всех других компонентов – цели, содержания образования и воспитания, технологии обучения и развития управления педагогическим процессом.

Для перевода нашего педагогического училища в новый статус – высшего педагогического училища, а затем и работа в новом статусе потребовали рассмотрения и введения различных инноваций, которые включили в себя следующие стадии: разработка новшеств и анализ их с точки зрения преобразований и инновационного потенциала.

Переход колледжа в режим развития обострил противоречия с изменившимися целями, условиями, потребностями личности студента и общества, в содержании образования, в педагогических технологиях обучения и воспитания. В первую очередь встала необходимость модернизации на уровне стратегического управления (выработка целей, прогнозирования, перспективного планирования).

Реализация вышеуказанных мер, потребовала на уровне оперативного управления разработать и создать новую организационную структуру управления, отвечающую новым требованиям.

В связи с тем, что и сам колледж состоит из двух ступеней – лицея и непосредственно колледжа, организационная структура была построена таким образом, что она отражает систему всех субъектов, структур, подразделений, взаимосвязей между ними, функции, задачи и методы их деятельности, что позволяет обеспечить эффективное функционирование в новых условиях и последующее развитие.

Модель организационной структуры управления или органиграмма нашего учебного заведения состоит из 6 уровней. (cм. Приложение, таблица № 3)

На первом уровне структуры- уровне директора образовательного учреждения «лицей-колледж» (по содержанию – уровне стратегического управления) модернизация состояла в определении целей, программ развития, в создании новых индивидуальных и коллективных субъектов: научно-методического совета, психологической службы, национально-культурного центра, маркетинговой службы, попечительского совета.

Второй уровень управления – уровень заместителей директора (по содержанию это уровень тактического управления), где происходят самые существенные изменения организационной структуры. Это прежде всего связано с новыми функциями заместителя директора по учебной работе, появление в штате заведующей научно-методическим центром на правах заместителя директора по научно-методической работе.

Главные задачи этой структуры – обучающие, методические и организационные, а только позднее начинаются контролирующие. Именно на уровне заместителей директора организуется исследовательская и опытно-экспериментальная работа преподавателей и студентов, проведение совместных заседаний кафедр и соответствующих предметно- цикловых комиссий, организуется участие преподавателей и студентов в конференциях различного уровня, получает распространение издательская деятельность, организуются школы – семинары для выпускников колледжа (чего не было ранее).

Третий уровень оргструктуры управления – уровень заведующих отделений, уровень тактический с элементами оперативности. Модернизация на этом уровне предусматривает прежде всего планирование и организацию работы своего отделения, национально-культурного центра, психологической службы, центра социальной защиты студентов.

Четвертый уровень – оперативное управление на уровне председателей предметно-цикловых комиссий, временных творческих коллективов (ВТК) и временных научно-исследовательских коллективов (ВНИК), экспертных комиссий, кафедр, творческих лабораторий под руководством ученых вуза, проблемных семинаров и т.д. Все эти структуры имеют четкий статус, и они распускаются, как только выполнятся задачи, ради которых они создавались.

Пятый уровень – уровень преподавателей, классных руководителей, уровень оперативного управления. Модернизация этой структуры идет через поиск и выбор оптимального варианта объекта управления. На этом уровне апробируются различные новые варианты деятельности классного руководителя, в преподавании предметов, внедрение новых технологий на основе личностно-деятельного и личностно-ориентированного подходов.

Шестой уровень оргструктуры – уровень учащихся лицея и студентов колледжа. Это тоже по преимуществу уровень оперативного управления, но из-за особой специфики субъектов этот уровень чаще называется уровнем соуправления и самоуправления. Здесь студентами и учащимися созданы свои структуры: совет дублеров классных руководителей, советы НКЦ и центра социальной защиты, совет общежития, советы различных клубов, совет старост, который имеет большие права в нашем учебном заведении, различные временные объединения по подготовке разнообразных коллективных творческих дел.

Модернизация также состояла в тщательном прописывании функциональных обязанностей, прав и ответственности каждого лица, как ранее участвующего в управленческом процессе, так и нового.

Управление в колледже является демократичным партисипативным (участвующим), а потому и иерархические связи по отношению к субъектам шестого уровня предполагают не столько подчинение, сколько курирование, помощь, педагогическое руководство, что несомненно является важнейшим фактором развития (саморазвития) личности.

Каждый из шести уровней в вертикальной оргструктуре управления имеет свою горизонтальную структуру органов, подразделений, участков, которые развиваются в соответствии с развитием колледжа.

Модель организационной структуры управления колледжем, осуществляющим многоступенчатую подготовку учителей, представлена в виде схемы на рис.

Итак, данная структура управления позволяет выполнять принципы, лежащие в основе управления образовательными учреждениями, работающими по многоступенчатой системе, такие как демократизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, открытость, многоукладность и стандартизация.

Следовательно, модернизация организационной структуры управляющей системы колледжа своими субъектами, структурами, подразделениями, их функциями, задачами, методами деятельности всех субъектов отражает в себе новое (инновационное, развивающееся образовательное учреждение) – колледж (т. е. новый управляемый объект), обеспечивает его эффективное создание, освоение, функционирование в новых условиях и последующее развитие.

Данная организационная структура управления позволяет образовательный процесс сделать инновационным, который по сути своей является полиструктурным (многообразным, со множеством структур), поэтому необходимо видеть это многообразие структур инновационного процесса и учитывать при управлении образовательным процессом в колледже. Так как инновационный процесс является объектом управления в развивающемся образовательном учреждении, то возникает необходимость хорошо знать этот объект, а для этого надо знать составные инновационного процесса. Исследователи В.С. Лазарев, М.М. Поташник называют эти составные – структурами инновационного процесса, которые органично скреплены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, причем каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, т. е. этот процесс системен. Они предлагают следующие структуры: субъектная, уровневая, содержательная, управленческая, деятельностная, жизненного цикла, генезиса инноваций.

Автором разработаны структуры инновационного процесса по реализации многоступенчатого образования в колледже. (См. таблицу № 8), для каждой из которых определены цели, мотивы, задачи, содержание, методы, технологии, формы, результаты, что помогло успешно реализовать инновационный процесс в колледже и лицее.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на федеральном, региональном и колледжном уровне.

Благодаря этой структуре появилась возможность удовлетворять потребности Республики в квалифицированных кадрах с высшим образованием. На конец 1997 года 85 выпускников колледжа получили высшее образование по сокращенному сроку обучения. Впервые в Республике Коми получили высшее образование учителя физкультуры, изобразительного искусства и черчения. Экономия государственных средств составила около четырехсот тысяч рублей.

К работе в колледже стал привлекаться профессорско-преподавательский состав вузов, что позволило поднять образовательный процесс на новый качественный уровень, создало предпосылки научного и учебно-методического обеспечения образовательной системы непрерывного образования (кадровое обеспечение).

Содержательная структура предполагает разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации образовательного процесса, в управлении образовательным учреждением и т. д.

Необходимость этой структуры вызвана тем, что преподаватель получил право на свободу творчества. Но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии учебного заведения и неумением педагогов ее реализовать. На основе проблемно- ориентированного анализа, мы проанализировали и выявили причины, которые мешают развитию инновационных процессов. С этой целью была проведена проверка состояния преподавания предметов, а также анкетирование студентов, на основе которых были получены социологические и социометрические обобщения.

Выявились следующие причины:

· преподаватели, приступая к работе по нововведениям, нередко игнорируют проблемы, над которыми работает учебное заведение при освоении системы непрерывного образования, т.е. многие преподаватели стремились опробовать новые методы, приемы работы и сделать учение интересным для студентов, но не решали кардинально проблемы колледжа, а это естественно мешает ему развиваться и двигаться вперед.

· методика обучения направлена только на получение знаний, умений и навыков студентов, а не на развитие и формирование нового способа мышления, направленного на самостоятельное добывание знаний, что позволило бы будущему учителю уметь анализировать факты, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить концептуально в условиях огромного выбора альтернативных систем в обучении школьников.

Названные недостатки в образовании студентов среднего звена задержали адаптацию первых выпускников колледжа в вузах, в которые они перешли на 3 курс.

Проблемы в обучении и воспитании студентов колледжа побудили педагогический коллектив продумать выбор средств обновления работы. Для этого были разработаны модели специалистов учителей начальных классов, ИЗО и черчения, физкультуры на основе концептуального проектирования будущего учителя.

Создан научно-методический центр, основная задача которого оказывать научно-методическую помощь преподавателям в освоении новых вузовских технологий, способствующих формированию другого способа мышления студентов и преподавателей (научно- методическое обеспечение образовательного процесса).

На базе научно-методического центра проходит методическая учеба преподавателей по новым современным технологиям и эффективным формам контроля знаний студентов.

1. Традицией стало проведение педагогических гостиных, где представляют лучший опыт по новым технологиям преподавателей. Оформляются методические бюллетени, идет постоянное знакомство с достижениями педагогической науки. Определились виды взаимодействия преподавателей колледжа и вузов:

* проводятся совместные заседания кафедр вузов и соответствующих предметно-цикловых комиссий колледжа;

* члены администрации колледжа являются членами ученых советов факультетов вузов, где продолжают свое обучение наши выпускники, с правом принятия решений;

3. Свое профессиональное мастерство преподаватели колледжа повышают путем стажировки на кафедрах.

Результатом работы являются такие факты: за пять лет выращен 4 кандидата наук. Ученые институтов читают лекции и спецкурсы, преподаватели колледжа успешно овладевают содержанием вузовских дисциплин, о чем говорят результаты экзаменов, контрольные срезы, проводимые вузами, участие преподавателей колледжа в научно-практических конференциях от республиканского до международного уровней, издание методических пособий (за пять лет издано около 30 различных методических рекомендаций и пособий). Все это существенно повышает научно- методическое обеспечение образовательного процесса и создает мотивационно-целевые установки на повышение профессионального мастерства, дает возможность саморазвитию.

Субьектная структура (субъекты инновационного процесса – органы, лица, организации, вовлеченные в процесс обновления колледжа) учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса определено через договоры о творческом сотрудничестве, совместные планы работы, сквозные учебные планы и программы, соответствующие госстандартам и т. д. (обеспечение преемственности, нормативно- правовое обеспечение).

Деятельностная структура включает в свое содержание системно-функциональную подготовку, позволяющую подготовить специалистов, способных к решению новых задач, стоящих перед школой.

Для внедрения этой структуры используются различные методы, формы и мотивы. Среди них можно назвать студенческие научно- практические конференции по проблемам развития образования, конкурсы «Студент года», «Учитель года»; фестивали уроков студентов и преподавателей; обобщение и изучение опыта лучших учителей республики с широким привлечением к этой работе студентов и т.д.. Решение целей и задач этой структуры позволило усилить фундаментальную и гуманитарную подготовку, обеспечивающую общее развитие студентов, их готовность к непрерывному образованию.

Важными для этой структуры являются вопросы общепедагогических умений. Мы рассмотрели и проанализировали состояние этой проблемы в колледже и пришли к выводу, что над ней работают только методисты, а преподаватели теоретических дисциплин не уделяют ему должного внимания.

Была проведена методическая учеба преподавателей теоретического цикла, на каждом заседании научно-методического совета обсуждаются отчеты преподавателей теоретических дисциплин по проблеме общепрофессиональных и общепедагогических умений и навыков. Определились интересные педагогические находки в этом направлении: деловые имитационные игры, различные групповые формы работы, рассмотрение проблем, не имеющих однозначного или верного ответа, защита курсовых работ перед студентами младших курсов (обеспечение вузовского уровня теоретической подготовки при сохранении практико-ориентируемой системы образования).

Структура жизненного цикла носит циклический характер, выражающийся в следующей смене этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение, зрелость, освоение, диффузия, насыщение, рутинатизация. Анализируя работу нашего учебного заведения, можно отметить, что большинство преподавателей находятся на этапе освоения новшеств в образовательном процессе.

Последняя структура – управленческая, предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий; планирование, организация, руководство, контроль, которые выполняются на основе глубокого ежегодного анализа работы колледжа.

При управлении инновационными процессами большое место занимает контроль за результатами, поэтому его назначение можно сформулировать следующим образом:

* констатация, экспертная, аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности и соответствующие выводы для проведения работы с учетом модели специалиста;

* констатация и оценка деятельности всех участников инновационного процесса, конкретных результатов их образовательной деятельности, направленной на развитие учебного заведения и вместе с тем соответствующие выводы для проведения коррекции поведения и деятельности коллектива;

* констатация и оценка осуществления результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой, также соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;

* формирование каналов прямой и обратной связи в целях информирования и стимулирования участников инновационного процесса о результатах работы и стимулирования их деятельности.

Итак, особенности обновления организационных структур управления «лицея-колледжа» и «колледжа-вузов» заключаются в следующем:

на уровне «колледж-вуз»

1. Управление является партисипативным.

2. Между колледжем и вузами осуществляются корпоративные отношения.

3. Взаимодействия между колледжем и вузами основано на принципе демократизма

4. Колледж и вузы – самостоятельные юридические лица.

5.Интеграция механизмов управления идет через создание новых субъектов:

· совет УНПК (от колледжа входят директор и заместитель директора по учебной работе);

· ученые советы факультетов вузов, в состав которых вводятся заместитель директора по учебной работе и заведующие соответствующих отделений колледжа;

· советы кафедр вузов и предметно-цикловых комиссий колледжа;

· временные научно-исследовательские коллективы, состоящие из преподавателей вузов и преподавателей колледжа.

На уровне «лицея-колледжа»

1. На уровне стратегического управления главными задачами становятся целеполагание, прогнозирование, перспектива. Новые структуры: маркетинговая служба, попечительский совет;

2. На уровне тактического управления – введена новая должность- заместитель директора по научно-методической работе, существенно меняются обязанности заместителя директора по учебной работе, создается научно- методический совет;

3. На уровне оперативного управления – создание новых структур: научно-методического центра, психологической службы, центра социальной защиты студентов, временных творческих групп преподавателей;

Таким образом, в колледже создана функционально-дивизиональная структура управления, в которой задачи функциональных подразделений значительно усложняются, причем каждая из частных структур строится по линейно- функциональному принципу. Наряду с данной структурой развиваются элементы проектных и матричных структур.

Модернизация организационной структуры позволяет выделить два аспекта управления деятельностью комплекса «лицей-колледж-вуз»:

· разработка путей актуализации непрерывной подготовки на каждой ступени;

· изучение структуры и характера внутренних и внешних связей и отношений, обеспечивающих саморазвитие системы, анализ механизмов взаимодействия управляющей и управляемой систем.

Инновационный процесс, который является неотъемлемой частью комплекса «лицей-колледж-вуз» входит в объект управления. По своей сути он полиструктурен. Структуры инновационного процесса скреплены между собой горизонтальными и вертикальными связями. Инновационный процесс осуществляется нововведениями в образовательном процессе, которые имеют свою организационную структуру. В качестве таких структур выступают субъектная, уровневая, деятельностная, содержательная, жизненного цикла, управленческая. Для каждой структуры определены цели, мотивы, задачи, содержание, методы, технологии, формы, прогнозируемые результаты. Разработка таких структур позволяет четко определить цели и реальные результаты работы, что помогает формировать различные программы их достижения и оценки конечных результатов деятельности, обеспечивает высокую информированность, интегрированность целей, реалистичность планов достижений целей развития, заинтересованность преподавателей в активном освоении новшеств и совершенствования своей деятельности, а также делает контролируемым инновационный процесс.

Прогнозируемость будущего обеспечивает интегральный подход непрерывной подготовки учителей в единое целое, преемственность в организации образовательного процесса, технологиях обучения, подготовке педагогических кадров, согласовании путей совместной деятельности, что позволяет не допустить разрыва между ступенями.

Таким образом, в качестве субъекта управления выступает весь педагогический коллектив, что позволяет повысить эффективность управления образовательным процессом на основе демократизации, гуманитаризации, дифференциации, мобильности и развития, открытости образования многоукладности системы, стандартизации, формирования системы информационно-аналитической деятельности в условиях системно-целевого и ситуационного подходов, а обновленную организационную структуру сделать более гибкой и подвижной.

Данная организационная структура отражает полноту управленческих функций, необходимых для реализации потребностей объектов управления, нацеленных на развитие. Структуры управления имеют целевой характер, ориентируемый на конкретный конечный результат.

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали идет специализация в распределении его основных функций при их одновременной интеграции и количества труда, необходимого для обеспечения образовательного процесса, эффективного выполнения функций управления, состав и содержание которых изменились в связи с переходом колледжа в режим развития и которые распределились следующим образом:

· информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, регулятивно-коррекционная – структуры первого, второго и частично третьего уровня организационной структуры;

· планово-прогностическая, организационно- исполнительская - структуры всех уровней;

· контрольно-диагностическая – структуры второго и третьего уровня.

Распределение функций достаточно условное, практически на каждом уровне идет выполнение всех функций, но выделение в качестве основных на каждом уровне позволяет функционально регулировать по всем функциям управления, развивать в субъектах управления саморегулирование, выработку самостоятельных управленческих решений, инициативу и творчество.

В последние годы все больше заявляет о себе новая область знания – педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития учебных заведений, связанных с созданием новой практики образования, поэтому развитие образовательной среды и сферы услуг образования является одной из центральных тем высших и средних профессиональных учебных заведений с проблемой развития содержательных и организационных принципов обучения, что является необходимым компонентом и условием целостности культурного развития и состояния общества в дальнейшем.

Процесс развития – переход от одного качественного состояния в другое – очень сложен. Развитие образовательных учреждений в первую очередь начало происходить под влиянием внешних факторов и отражаться на организационной структуре управления в виде появления новых подразделений и должностей, однако это не всегда ведет к осознанию всеми членами коллектива, поэтому необходимо учитывать иерархию талантов, опыта, организаторских способностей, ответственности с тем, чтобы сочетать жесткую структуру управления функционированием и гибкую структуру управления развитием образовательного учреждения.

 

Планирование и организация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: