Список используемых источников. Погребения




Содержание

 

Введение

Тотемизм

Погребения

Искусство

Заключение

Список используемых источников

 

 


Введение

Актуальность. На современном этапе развития общества все больше внимания уделяется развитию духовности. Духовная культура зародилась на заре появления человечества. О ней мы судим по произведениям искусства и погребениям.

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.

Для понимания культуры народов и человеческого опыта в целом духовные аспекты культуры столь же важны, как и материальная культура и социальная организация. Под духовной культурой понимается весь идеальный материал, производимый обществом. Он имеет свою собственную историю и придаёт культуре её отличительность, даже если материальные аспекты жизни, особенно в современных обществах, могут быть очень схожими. Многие народы, проживающие в одинаковых природных условиях, могут иметь очень разные миропредставления, религиозные верования, ритуалы.

Цель данной контрольной работы – изучить духовную культуру древних палеонтропов.

В соответствии с целью, определим следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «тотемизм», изучить его сущность и особенности;

2) описать особенности погребений древних палеонтропов;

3) изучить особенности искусства эпохи палеолита.


Тотемизм

 

Тотемизм считается одной из форм первобытной религии.

Можно дать следующее определение понятия тотемизм - это некогда почти универсальная и ещё ныне весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.

Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.

Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если все рассмотренные в названных выше статьях формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.

Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.

Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.

В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.

Мифология оказалась наряду с тотемизмом предметом данной работы не просто потому, что оба эти явления были обойдены в двух предшествующих статьях. Связь их является гораздо более глубокой. Суть дела в том, что именно к тотемизму уходит своими корнями мифология и что первые мифы были тотемистическими.

В тотемизме, как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком, табу, запретные и не запретные животные, жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах, отожествление человека с божеством-тотемом, власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали, наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество.

Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фразер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, например, при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить.

 

Погребения

 

Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения палеонтропов, зачатки искусства говорят о том, что уже палеонтропы были способны к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что древний человек придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги - браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости. По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок этого времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.

С 1980 по 1983 гг. велись раскопки на Иртыше - стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в большом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сложенные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное расположение местности, высокая терраса, река, лес - все это притягивало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетельствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остатков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь.

На территории Казахстана обнаружено пока несколько неолитических погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало керамики, а в некоторых ее нет вовсе.

Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических материалах. Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской культуры, или кельтеминарской культурной общности, обитавшими в северных областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно Западного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят и далеко на север и северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, проявляясь в особенностях форм кремневых орудий и в типах орнаментированной глиняной посуды. Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в то же время была более близка к алтайским и прибайкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались, таким образом, в тесном взаимодействии с племенами соседних регионов и областей.

 

Искусство

 

Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись, скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией.

Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко.

Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе - во Франции, Испании и Италии. На территории СССР пока известен лишь один памятник пещерного искусства - Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.

Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы - хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий. В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т. п.

Существовали у палеотропов и другие ритуалы, в частности охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Эпоха современного человека - время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство - по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.

 


Заключение

 

В процессе написания данной работы были реализованы следующие задачи:

1) рассмотрено понятие «тотемизм», изучена его сущность и особенности;

2) описаны особенности погребений древних палеонтропов;

3) изучены особенности искусства эпохи палеолита.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Тотемизм представляет собой ветвь анимизма, в основании которой лежит вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы, например дикими животными. Временами тотемизм считался единой цельной системой, но в дальнейшем пришли к выводу, что подобное предположение справедливо только для некоторых обычаев.

Захоронения палеонтропов, зачатки искусства говорят о том, что уже палеонтропы были способны к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что древний человек придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.

В последние годы представления о закономерностях развития палеонтропов изменились. Еще недавно большинство исследователей признавали стадиальность развития палеолита для всей ойкумены. Изучение локальных различий в верхнем палеолите привело к тому, что вся ойкумена распалась на небольшие территории (от 200 км2 до 50 км2), на которых происходило самобытное развитие местных культур. Выяснилось, что на ограниченной территории могут в одно и то же время сосуществовать и развиваться различные археологические культуры. Таким образом, вся эпоха палеолита представляет собой развитие локальных археологических культур, причем каждая из них самобытна и развивается различно как по своим особенностям, так и по темпам. Выделить общее в эволюции таких культур очень трудно, но в развитии отдельных культур удается проследить изменение различных элементов.

 


Список используемых источников

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы. «Атамура», 1996

2. Кан Г.В.. История Казахстана. Алматы. «Казитеграф», 1998

3. Кайназаров Е.К.. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы. 1992

4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячелетий. Алматы, 1992

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: