Виды письменных работ | Отметка | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Списывание (4-5 класс) | — | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более ошибок |
Ответы на вопросы (6-11 класс) | Верно даны ответы на все вопрос. Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 1-2/1-2 | Верно даны ответы на все вопросы, допущена неточность в 2-3 вопросах.. Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 2/2 | Большая часть ответов верна Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 4-5/3-4 | Половина и более ответов неправильна Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 5 и более / 6 и более |
Контрольный словарный диктант | — | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более ошибок |
Контрольный текстовый диктант | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок нет ошибок 1 негрубая /1 негрубая | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 2/2 1/3 0/4 | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 4/4 3/5 0/7 5/4 2/2 | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 5 и более / 7 и более 0/12 и более |
Дополнительные (грамматические) задания | Все задания выполнены верно | Выполнено верно не менее 3/4 заданий | Выполнено верно не менее 1/2 заданий | Выполнено верно менее 1/2 заданий |
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки орфографические:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях*
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется
правилами;
|
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто
иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
пунктуационные:
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При этом орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
|
2.2. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в 6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, для 9-го - 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе — 0,5-1 страницы, в 6-м классе — 1,0-1,5 страницы, в 7-м классе — 1,5-2,0 страницы, в 8-м классе — 2,0-3,0 страницы, в 9-м классе — 3,0-4,0 страницы, в 10-11-м классах - 5,0-7,0 страницы. (Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка).
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.