личностно-ориентированного подхода.




Созданная образовательная модель многоуровневой многоступенчатой подготовки специалистов создала предпосылки для субъектно-ориентированного образования, которое позволяет человеку отвечать требованиям динамично изменяющейся общественной и экономической жизни. Это требует перехода от сложившегося типа образования, ориентированного на получение человеком определенного объема знаний и умений, к образованию, которое формировало бы способность человека к саморазвитию как личности, субъекта творческой деятельности и общения.

Качество начинается с самой личности человека, развития ее духовно – творческих возможностей, реализуемых в созидательно преобразующей деятельности, способной осуществлять качественные изменения в сфере выбранной профессиональной деятельности, поэтому одной из сложных и ключевых проблем современного образования, в том числе и профессионального, является проблема личности и ее развитие в социально организованных условиях с учетом различных аспектов.

Личность по определению Л. С. Выготского, - это целостная психологическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслужить эти функции. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Взаимодействие человека с обществом, или социализация, - это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Однако следует учесть, что усваивая социальный опыт, личность в силу своей природной активности сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности, вследствие чего происходит не только преобразование самой личности, но и общества.

Следовательно можно констатировать, что проблема соотношения обучения и подготовки будущего специалиста и его развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения и, в конечном счете, качества жизни.

11 лет назад в Волгограде была организована общественная лаборатория проблем личностно-ориентированного образования под руководством В. В. Серикова. Ученые лаборатории считают, что личностно- ориентированное образование обозначает обширное направление развития современной педагогической теории и практики, связанные с многообразными попытками противостоять традиционному (знаниевому, предметному, унифицированному) образованию.

Специальному исследованию этой проблемы посвящены труды большой группы отечественных и зарубежных исследований, среди которых Н. А. Алекссев, Е. В. Бондаревская, В. И, Генецинский, И. Г. Семушина, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская, В. В. Сериков, О. С. Якунина и др.

Все они отмечают, что разработка модели образования, ориентированного на развитие личности- стратегическое направление мировой педагогической мысли в конце второго тысячелетия. Это также говорит о том, что имеются все основания полагать, что знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности.

На сегодняшний день существует много различных понятий и определений личностно- ориентированного образования, поэтому можно констатировать, что «личностно- ориентированное образование» не отрефлексировало себя полностью от других способов образования и потому имеется многообразие смыслов и значений, которые ученые и практики вкладывают в этот термин, и в этом заключается позитивность этого явления.

Идея личностно- ориентированного образования приобрела в последние годы статус важнейшего методологического принципа, определяющего общую направленность и общую стратегию деятельности учителя, работающего в современной школе, вузе, в системе постдипломного образования.

Ю. Н. Кулютин отмечает, что личностный подход возник не как нечто противоположное широко известному в педагогике деятельностному подходу, напротив, личностная ориентация образования необходимо включает в себя принцип деятельности как условие развития личности. Но личность не только продукт развития, происходящего в деятельности и общении, но и активный субъект такого развития. Субъективная позиция личности находит свое проявление в свободе выбора, в участии, в проблемности, в сотрудничестве, в индивидуальной и совместной работе, в жизненном опыте, в диалогичности.

Не секрет, что в образовательном процессе профессиональных учебных заведений, имеются на сегодняшний день различные противоречия, но одним из главных является то, что выбрав себе специальность, то есть обретя профессиональное и жизненное самоопределение, студент тем не менее недостаточно активен в образовательном процессе, но подчас манкирует им, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегает выполнения всех предписанных заданий и т. д., поэтому организация образовательного процесса таким образом, когда принятие студентом на себя роли заинтересованного лица в познавательной деятельности – залог не только результативности образования, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов

В. В. Сериков предлагает три базовых принципа для включения преподавателя в ситуацию развития:

принцип контекстуальности.

принцип диалога.

создание условий, при которых студент смог бы попробовать себя как личность.

Наука предлагает несколько концепций для организации такой деятельности, а соответственно определяет и умения преподавателя проектировать и организовывать личностно – ориентированное образование. Эти умения следующие:

1. Умение выявлять и использовать субъектный опыт студентов на основе диагностики.

2. умение преобразовывать учебный материал на основе изучения студентов в вариативные, проблемные, внутренние – неоднозначные задания.

3. Умение представлять студентам возможности выбора содержания, формы предоставления и способа проработки (репрезентации) задания.

4. Умение стимулировать инициативы студентов, их предложений по изменению форм и методов обучения.

5. Умение вести диалог не как просто вопросно-ответную форму, а как невербальное эмоционально-эстетическое переживание и вхождение студента в своеобразную ауру педагога-мастера, педагога поддерживающего.

6. Умение поощрять самооценкой исследовательскую деятельность студента.

7. Умение рефлексировать свою собственную педагогическую деятельность.

В многообразных действиях и деятельности личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Для различия познавательных (субъектно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория «потребность». Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. Изучение потребностей – своеобразный ключ к пониманию человеческой культуры.

Переход от потребностей к формированию целей проходит через мотивы. Сущность и особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны – со стороны ее «самости». Таким образом, при подготовке будущего специалиста, в первую очередь, необходимо определить его потребности, разработать условия для мотивации и реализации этих потребностей, что обуславливает ценностные ориентации, которые отражаются в нравственных идеалах, являющихся высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности, что требует создания развивающего образовательного пространства для воспитания творческой личности будущего специалиста.

С этой целью была разработана Программа развития колледжа на 2000-2005 годы, где в связи с новой проблемой, вставшей перед колледжем, были расширены принципы, ставшие основополагающими в реализации новых целей, это интеграция, целостность, преемственность, предвидение, опережающее событие, субъектная ориентация, гибкость и вариативность, личное педагогическое взаимодействие, диалогизация.

Реализация указанных принципов и ценностных ориентаций предполагает, с одной стороны, дифференциацию содержания и процессов образования, а с другой – его концентрацию вокруг базового «ядра» способностей к профессиональному самоопределению, самоорганизации в профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию. В соответствии с этим единая система непрерывного профессионального образования в комплексе «лицей-колледж-вуз» складывается из трех взаимосвязанных циклов:

· профессиональное самоопределение будущего специалиста;

· профессиональная самоорганизация;

· развитие интереса к профессиональному самосовершенствованию в инновационной самореализации.

Реализация ценностей непрерывного профессионального образования, связанных с созданием условий для саморазвития обучаемого как субъекта социальной жизни, полагает изменение характера образовательного процесса. Во всех его циклах должны вырабатываться навыки коллективного решения задач и проблем, умение отстаивать свою позицию и способности к диалогическому общению, а отсюда и ведущее средство социализации личности- это коллективные формы обучения и организации самоанализа обучаемыми характера своего взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Рефлексия культуры социального взаимодействия в процессе обучения должна быть включена в технологию образовательного процесса.

Коме того, участвуя в преобразовании реальной педагогической практики как обучаемый, каждый участник образовательного процесса должен научиться осознавать себя как реального исполнителя конкретного социального заказа (школы, города, региона и т. п.). Организация анализа такой позиции позволит уже в процессе обучения в колледже формировать у будущих специалистов позицию значимого и социально-ответственного субъекта, способность к адаптации в динамично-изменяющихся условиях жизни общества и региона. А использование новых технологий образования позволит создать развивающее образовательное пространство в лицее и колледже – главное условие саморазвития личности.

Реализация основной цели «создание оптимальных условий для обеспечения развития личности будущего специалиста с учетом его потребностей, мотивов, воспитание ценностных ориентаций и развитие творческих способностей в выбранной профессии через самообразование и саморазвитие» началась с того, что были составлены на основании концепции и плана действий структуры тематики педсоветов, педчтений, научно-практических конференций, производственно- методических совещаний, методических семинаров, творческих отчетов преподавателей и предметно-цикловых комиссий по внедрению личностно-ориентированного подхода в образовании, выставок педагогических находок преподавателей. На первом этапе коллектив преподавателей погружался в данную проблему посредством знакомства со специально подобранной литературой, через установочный методический семинар, где они были ознакомлены с существующими личностно- ориентированными технологиями. В результате сформировались четыре мастер- класса: модульно-блочное обучение, организация деятельности студентов в условиях творческой мастерской, диалог в системе профессионального образования, технология «метод проектов» в обучении. Все эти технологии нашли свое применение в работе колледжа. Так, модульно-блочное обучение с рейтинговым контролем знаний используется на психологии, анатомии и физике, творческие мастерские – на занятиях по литературе, «метод проектов» - на занятиях по иностранному языку, диалог в трех его аспектах (студент-преподаватель, студент-студент, студент сам с собой) находят более широкое применение через организацию деятельности студентов в режиме групповой работы различных модификаций на большинстве дисциплин.

Была пересмотрена и работа психологической службы, где были взяты на вооружение ориентиры на развитие личности и были произведены исследования по изучению потребностей студентов через анкету «Социально-психологический портрет студента», на основе которого перерабатывается модель выпускника колледжа по каждой специальности и разрабатываются мотивационные условия развития личности каждого студента. Кроме того, выявлены способности и наклонности учащихся лицея и студентов первого курса, что позволяет проектировать образовательный процесс по каждой дисциплине исходя из полученных данных.

На втором этапе работа мастер-классов идет непосредственно пересмотра проектирования занятий с учетом выявленных потребностей и наклонностей студентов. Научно-методический центр прорабатывает рекомендации, необходимые для изучения и пересмотра учебно-методических комплексов, с целью изменения оптимальных условий для развития личности будущего специалиста.

Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что ведущий критерий личностно- ориентированного образования – это гуманистически направленная структура ценностных ориентаций, определяющих духовный мир личности.

Становление педагогической деятельности, отвечающей выше названным условиям и критериям, требует и адекватного управления ориентации этой деятельности. В связи с этим были выделены следующие управленческие действия: разработка, освоение и умение на практике применять критерии и инструментарий оценки качества образовательной деятельности преподавателей по «результату» и «по процессу», формирование коллективного педагогического субъекта- носителя личностно развивающейся деятельности, проведения инноваций, связанных с личностно-ориентированным подходом, соразмерность и согласованность всех подсистем образовательного учреждения.

Все выше сказанное позволяет выделить основные направления системы по решению проблемы:

организация целостного педагогического процесса;

выработка критериев качества подготовки специалистов с учетом личностно- ориентированного образования;

формирование способностей и специальных умений преподавателей организовывать учебную внеурочную, производственную и собственную деятельность студента как субъекта:

Формирование у преподавателя устойчивого мнения в том, что он сам субъект в решении проблем образовательного процесса, в разработке управленческих решений;

Внедрять новые современные подходы к управлению педагогической деятельностью на всех уровнях и во всех подразделениях организационной структуры управления.

Таким образом личностно-ориентированное образование в идеале обеспечивает развитие и саморазвитие личности, если оно направлено на воспитание каждого студента внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной осмысленной и творческой жизнью, в которой он может удовлетворить свои родовые, природные, социальные и духовные потребности.

 

Заключение.

 

Непрерывное многоступенчатое образование потребовало целостной организации эксперимента, отработки всех его звеньев и компонентов: от организации приема учащихся на каждую ступень до проведения итоговой государственной аттестации и устройстве выпускников на работу. В конечном итоге определились: структура и содержание образовательной деятельности новой вариативной модели профессиональной подготовки специалистов в системе «лицей-колледж-вуз», структуры инновационного процесса, формы, методы и технологии обучения студентов, организационные структуры управления.

Переход колледжа на многоступенчатую подготовку специалистов существенно изменил механизмы управления образовательным процессом в колледже, так как повышение эффективности управления на основе старых принципов, вне увязки с новыми общественными потребностями, в целом исчерпали, поэтому в нашем исследовании разрабатывались организационно- педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей в системе «лицей-колледж-вуз». Стержневой идеей, способной принципиально изменить целевую направленность управления образовательным процессом, является направленность на развитие личностных качеств будущего специалиста, его способности к активной творческой деятельности. В связи с этим необходимо учитывать следующие положения:

1. Принцип демократизации и гуманизации в управлении деятельностью в колледже, во взаимоотношениях членов коллектива.

2. Обусловленность структуры, функций, содержания управления образовательным процессом, непрерывностью, многоступенчатостью, региональными потребностями в подготовке учителей.

3. Направленность на своевременное выявление, предупреждение и разрешение противоречий, возникающих в процессе функционирования многоступенчатого профессионального учебного заведения.

4. Необходимость определения новых функций для управления образовательным процессом на каждой ступени и установления новых взаимоотношений между ними.

5. Наращивание опыта управления инновационными процессами.

6. Учет конкуренции между образовательными учреждениями.

7. Моделирование образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности и готовности к непрерывному образованию.

8. Сплоченный общностью цели коллектив преподавателей, студентов, учащихся.

9. Система эффективной научно- методической деятельности через проведение экспериментально- опытной и исследовательской работы.

УНПК готовит специалистов с учетом потребностей экономики и рынка труда в республике Коми, обеспечивает своевременную корректировку, обогащает сложившийся потенциал и компенсирует проблемы базовой подготовки.

Создание учебного научно-педагогического комплекса, который развивается по линии вертикальной интеграции, в значительной степени расширяет возможности подготовки учителей с учетом насущных интересов региона. Создание и выведение в отдельный блок в Республике Коми такой многоступенчатой структуры позволяет осуществлять непрерывное образование и максимально удовлетворять потребности и интересы обучающихся при получении определенного уровня образования и профессиональной подготовки.

Система взаимных обязательств коллективов колледжа и вузов, а также применение единых принципов построения учебного процесса открывают путь к формированию профессионального образовательного учреждения нового типа.

Используя системный, целевой, опережающий и партсипативный подходы к управлению развитием колледжа, профессиональная подготовка специалистов, в том числе и учителей в системе «лицей-колледж-вуз» является значительно эффективней по сравнению с традиционной, так как направлена на реализацию личностно-ориентированной подготовки, индивидуально-творческого подхода.

На основе исследования были определены организационно- педагогические условия, при которых управление развитием становится наиболее эффективным:

Наличие организационной структуры управления образовательным процессом, направленной на развитие форм взаимодействия субъектов внутренней и внешней сфер управления многоступенчатой подготовкой учителей;

Нормативно-правовое обеспечение (устав колледжа, договоры о творческом сотрудничестве между колледжем и вузами, сквозные учебные планы, концепция непрерывной многоступенчатой подготовки, программа развития колледжа, образцы контрактов с преподавателями вузов, положения о колледже, лицее, отделении дополнительного образования);

Мотивационное обеспечение преподавательских кадров (уменьшение нагрузки до 15 часов, 15% -надбавка к окладу каждого преподавателя, обеспечение целенаправленного стимулирования всех участников образовательного процесса (доплаты и надбавки за активную позицию в инновационном процессе, работа на самоконтроле, аттестация на доверии, обобщение и распространение опыта, публикации материалов, разработанных преподавателями, стажировка на кафедрах);

Научно-методическое обеспечение (научно-методический центр, создание временных творческих групп по разработке программного обеспечения, семинары по внедрению новых технологий, научно- практические конференции разного уровня, формы проведения внешней экспертизы при аттестации преподавателей, положения о научно-методическом совете, курсовом проектировании, выпускной квалификационной работе, о конкурсах рефератов, курсовых работ, модели специалистов, система самостоятельной работы студентов);

Обеспечение преемственности образования в условиях тесного взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих многоступенчатую подготовку учителей на уровне управления, на уровне образовательных и профессиональных программ, учебных планов, методов, форм и технологий обучения;

Обеспечение вузовского уровня теоретической подготовки по дисциплинам, входящим в учебные планы колледжа и первого, второго курсов вузов, при сохранении практико-ориентируемой с элементами исследования системы обучения учителей (организация, системность, последовательность) через внедрение вузовских форм обучения и современных технологий обучения, обеспечивающих развитие каждого студента, их готовность к непрерывному образованию;

Создание психологической службы;

8. Привлечение к работе вузовских преподавателей.

Ступенчатое построение подготовки, позволяющее получить образование на разном уровне, обеспечивает мотивацию и конкурентноспособность в условиях конкурсного отбора при переходе на более высокую ступень обучения и дает возможность учитывать реальные способности обучаемых.

Комплекс разработанных организационных мер по реализации развивающего управления, концепции и комплекса «лицей-колледж-вуз», позволяет процесс формирования специалистов нового типа сделать управляемым, придать ему целевой и направленный характер, осуществляя глубокую теоретическую подготовку вуза и практико-ориентированную систему обучения в колледже.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Аверкин В. Н. Организационно- педагогические условия осуществления региональной программы развития образования: Учебное пособие / Новгородский региональный центр развития образования.- Новгород, 1995.

2. Ахмеев В.Н., Мельников Б.П. Учебно-научно-педагогический комплекс в системе подготовки современного учителя. // Ориентир. Общественно- политический журнал Республики Коми.- Сыктывкар.- 1994.- № 3-4

3. Ахмеев В.Н. Проблемы совершенствования высшего педагогического образования в Республике Коми.// Республика Коми. Экономическая стратегия вхождения в XXІ век.- Сыктывкар, 1996.

4. Беляева А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России / Методолого-теоретические проблемы разви0тия профессионального образования.-СПб, 1995.

5. Беляева А.П. Методолого-теоретические основы развития профессионального образования в современных условиях. / Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования.- СПб, 1995.

6. Бурдина Н.Г. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования учителей (на материалах Московской области).Автореф. дис... канд.пед.наук.-.М., 1997.

7. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования.- М., 1990.

8. Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.-М.: Новая школа, 1997.- 320 с.

9. Кулагина Е.Л. Использование теории нечетких множеств для выбора решений по развитию энергетических систем в условиях многокритериальности.- Сыктывкар, 1996.- 20 с.

10.Кульневич С. В. Педагогика личности, От концепций до технологий: Учеб. –практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов, аспирантов, пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.-160с.

11.Кунц Г. О., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М, 1981.- 432 с.

12.Лазарев В. С. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. -М.: ЦС и ЭИ, 1997.- 336 с.

13.Лазарев В.С., Поташник М.М.. Как разработать программу развития школы. – М., 1993.- 48 с.

14.Поташник М.М., Лазарев В С. Управление развитием школы – М.: Новая школа, 1995.- 464 с.

15.Садовский Н. А., Сулимов В. А. О реформировании высшего и среднего профессионального образования в Республике Коми. // Север в экономике России: Материалы научно- практической кронференции.- Сыктывкар, 1997.- С. 114-128.

16.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие для преподавателей ССУЗ.- М.: Высшая школа, 1990.- 232 с.

17.Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.-М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 272 с.

18.Сластенин В. А., Подымова Л. С.Педагогика: инновационная деятельность.-М.: «издательство Магистр», 1997.-224 с.

19.Уваровская О. В. Управление процессом развития непрерывного педагогического образования в комплексе «лицей- колледж- вуз», дисс. канд пед наук.-М.-1999.-248 с.

20.Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1992.

21.Шамова Т. И., Третьяков П. И. Управление развитием инновационных процессов в школе.- М, 1995.- 217 с..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: