Вера в существование этого явления чрезвычайно распространена. В произведениях художественной литературы, биографиях выдающихся людей, исторических мемуарах, журнальных статьях и газетных заметках чуть ли не всех времен и народов рассеяны описания разнообразных случаев из повседневной жизни, обозначаемых словами «телепатия», «непосредственная передача мысли», «мысленное внушение», «мозговое радио» и т.п. В общем виде эти случаи могут быть выражены таким образом: если некто А в данный момент умирает или подвергается смертельной опасности или же с ним происходит какое-нибудь важное, волнующее событие, то нередко другое лицо (назовем его В), связанное с первым узами родства, любви или дружбы и находящееся далеко от первого, в это же самое время переживает психическое состояние, которое так или иначе отражает событие, происходящее с лицом А.
Описания таких случаев очень часто облекаются в мистическую форму и толкуются как таинственное «уведомление» или «предуведомление» о том, что «душа» близкого человека готовится перейти «в лучший мир». Не удивительно поэтому, что телепатия долгое время считалась предметом не знания, не науки, а веры. Только во второй половине XIX в. этим вопросом начинают интересоваться люди науки, да и то очень немногие. Поворотным пунктом можно считать 1876 г., когда известный английский физик Баррет, ученик Фарадея и Тиндаля, выступил на заседании Британской ассоциации ученых с докладом о «непосредственной передаче мысли». Вслед за этим были начаты систематические исследования случаев так называемой спонтанной (самовозникающей) телепатии, наблюдаемой в повседневной жизни. Для этого в Лондоне в 1882 г. было основано (существующее и в настоящее время) Общество психических исследований. Каждый случай спонтанной телепатии изучается членами этого Общества весьма тщательно, с обязательной регистрацией письменных документов и опросом свидетелей, и только подтвержденные таким образом случаи принимаются во внимание. Такие же общества затем были открыты и во многих других странах Европы, в Америке и Азии. В 1920 г. был образован Международный комитет психических исследований, организовавший несколько конгрессов, на которых обсуждались многочисленные доклады, посвященные изучению таинственных явлений человеческой психики, и прежде всего телепатии.
|
В капиталистических странах не угасающий, а скорее даже возрастающий с течением времени интерес к телепатическим явлениям подогревается распространенными там религиозными верованиями. Надо, однако, признать, что и у нас он очень силен. У нас он в какой-то мере поддерживается произведениями художественной литературы — и не только классической, но и современной, советской. Можно было бы указать немало страниц, на которых с большой впечатляющей силой рассказывается о событиях явно телепатического характера. Например, в очерке «Две матери», помещенном в журнале «Огонек» (№ 7 за 1941 г.), передается бесхитростный рассказ О.О. Островской о пережитом ею «предчувствии» смерти своего сына, известного советского писателя Николая Островского. Этот рассказ очень типичен для случаев, называемых спонтанной телепатией; мы приведем его поэтому полностью:
«Я простая крестьянка, не обижайтесь, коли я вам свой сон расскажу. Сплю я у себя дома в Сочи и вижу сон: летят над морем самолеты, много самолетов, и шумят, шумят, ушам больно. Понимаю я, что война это началась. Выбегаю из дому, вижу: стоит мой Коля, совсем здоровый, шинель на нем, шлем и винтовка в руке. А кругом него окопы, ямы, и колючей проволокой кругом обвито. Я хочу Колю спросить о войне, да понимаю: он на часах стоит, значит, спрашивать нельзя. Хочу в дом вернуться — ямы все шире, колючая проволока за ноги цепляет, не пускает. Хочу крикнуть — не могу.
|
Тут я проснулась и думаю: сон нехороший, верно, с Колей в Москве что приключилось. Думаю: пойду за билетами, поеду к Коле в Москву. Собираюсь идти за билетом, а тут вдруг мне письмо от Коли подают. Пишет, что ему лучше, что скоро он вернется и весной мы будем вместе жить. Читаю, а тоска меня не отпускает. Уговариваю себя: ну куда ты, старая, поедешь, зачем тебе ехать, раз Коля пишет, что все хорошо? И не пошла за билетом.
А вечером улеглась я спать (часов одиннадцать уже было), слышу, стучатся:
— Ольга Осиповна, вы спите?
— Сплю, — говорю, а сама по голосу узнаю одного знакомого из горкома.
— Вставайте, — говорит он, — Коле хуже сделалось, мы вас хотим в Москву отправить.
Тут у меня сердце к коленкам подкатилось, лежу и только говорю ему, что вечерний поезд уже ушел, а следующего до завтра надо дожидаться.
— Ничего, мы вас на дрезине отправим, — говорит этот человек.
А я знаю, что это трясучка такая, и наотрез отказываюсь. Тогда он подошел поближе к двери да как скажет:
— Коля умер, нет больше Коли! — и заплакал...» Описаны сотни подобных случаев (например, известный французский астроном К. Фламмарион анкетным способом собрал их более тысячи). Для сравнения приведу еще один, заимствованный из документов уже упомянутого лондонского Общества: «В день своей смерти мой отец, как обыкновенно, вышел из дому в половине третьего прогуляться в саду и в полях. Не прошло и 7 или 8 минут, как я, разговаривая с женой и сестрой, вдруг почувствовал сильное желание идти к отцу. (Разговор шел о предполагавшемся нами после обеда посещении соседа, и мы вовсе не упоминали об отце.) Убеждение, что я должен пойти к нему, сделалось непреодолимым. Я настаивал, чтобы все в доме пошли искать отца. Мне возражали, что моя тревога совершенно неразумна. Однако поиски начались, и отец действительно был найден мертвым» (из кн. Гернея, Манерса и Подмора «Прижизненные призраки» (русск. перев. Спб., 1895). Случай № 79).
|
Как относиться к рассказам такого рода? Прежде всего надо решительно подчеркнуть, что они отнюдь не обязательно связаны со смертью или с какими-либо сильными психическими переживаниями близких людей. Описаны случаи якобы телепатической передачи самых банальных, совсем не трагических мелочей повседневной жизни. Вот пример, взятый из коллекции того же лондонского Общества (случай № 56): «Недавно утром, когда я был занят легкой работой, мне мысленно представилась маленькая корзинка из ивовых прутьев, в которой лежало пять яиц, из которых два были очень чистые, более обыкновенных, продолговатые, с желтым оттенком; одно совершенно круглое и белое, но грязное; остальные два без особых примет. Я спрашивал себя, какое значение мог иметь этот внезапный, ничтожный образ. Я никогда не думаю о подобных вещах. Однако эта корзинка засела в моем уме и заняла его на несколько минут.
Около двух часов после этого я пошел завтракать в другую комнату. Меня тотчас же поразило замечательное сходство между яйцами в рюмках, стоящих на столе, и теми двумя продолговатыми, которые только что представились моему воображению. «Зачем ты так пристально рассматриваешь эти яйца?» — спросила меня жена и очень удивилась, узнав от меня о числе яиц, присланных ее матерью полчаса тому назад. Затем она принесла остальные три яйца; я увидел и грязное яйцо, и знакомую мне корзинку. Потом я узнал, что эти яйца были собраны моей тещей, которая, положив их в корзинку, послала их мне. Она впоследствии сама сказала, что, конечно, в эту минуту думала обо мне. Это случилось в 10 часов утра и, судя по моим привычкам, именно в момент явившегося мне представления».
Много таких же, «по-видимому, пустых» происшествий из собственной жизни описывает в своих статьях «О передаче мысли на расстоянии» знаменитый американский юморист Марк Твен, причем он относится к этим происшествиям отнюдь не юмористически, а со всей серьезностью (см. Марк Твен. Полное собрание сочинений, т. 2–3. Спб., 1911). Особенно интригуют писателя нередко происходившие с ним случаи «предчувствия встречи со знакомым лицом»: внезапно, ни с того ни с сего, вспоминается такой-то знакомый или такая-то знакомая; проходит минута, другая — и вдруг на улице встречаешь именно это лицо. Иногда такого рода совпадения облекаются в форму иллюзии, «мнимого узнавания»: идущего навстречу чужого человека издали почему-то принимаешь за хорошего знакомого N; потом оказывается, что встречный не N и даже совсем на него не похож; делаешь еще несколько десятков шагов, и вот появляется настоящий, подлинный N.
Психологически тонко обрисовал подобную ситуацию И.С. Тургенев в романе «Дым». После разрыва отношений с невестой «Литвинов держал одно в уме: увидеться с Ириной; он и отправился к ней». Но ее он не застал и «поплелся прочь» «пуст, как бубен»: отрывочные мысли и воспоминания беспорядочно сменяли друг друга... «Но вот что-то повеяло на него, что-то неосязаемое и несомненное; если бы дуновение шло от падающей тени, оно бы не было неуловимее, но он тотчас же почувствовал, что это приближалась Ирина. Действительно: она появилась в нескольких шагах от него под руку с другой дамой; глаза их встретились» (И.С. Тургенев. «Дым». М., ГИХЛ, 1955, стр. 131).
Возможно, что нечто подобное бывало и с кем-либо из наших читателей, но могут ли эти житейские происшествия служить научным доказательством реального существования телепатии, «мозгового радио»? Нет, конечно, не могут! Не могут потому, что всякий раз в таких случаях все же остается не вполне устраненная возможность случайного совпадения во времени двух сходных событий — того, что происходит с одним действующим лицом, и того, что приблизительно в то же время переживает кто-либо другой. В повседневной жизни случаются иногда столь же невероятные совпадения, в которых телепатическая связь, если бы даже она существовала, не могла бы играть никакой роли. За последние 22 года я записал в особой тетради 34 такие маловероятные совпадения из своей собственной жизни. Все они более или менее однотипны; примером может служить хотя бы следующая запись:
«17 января 1940 г. я просматривал «Ленинградскую правду» от того же числа и одновременно краем уха прислушивался к тому, что по радио объявлял диктор. На первой странице газетного листа я начал читать заметку, озаглавленную «Высокая награда». В заметке перечислялись фамилии бойцов и командиров (всего 6 фамилий), отличившихся в боях с белофиннами. Среди них мне бросилась в глаза фамилия Мазепа, очень редкая в наше время, и буквально в тот же момент голос диктора произнес ту же самую фамилию — Мазепа (он объявлял репертуар театров на ближайшие дни и среди прочих спектаклей назвал оперу Чайковского «Мазепа»)».
Слушатели лекций на тему о таинственных явлениях психики нередко приводят в пользу существования мысленного внушения рассказы путешественников о фокусах индийских «факиров». Сообщения о таких фокусах неоднократно появлялись в печати. Вот, например, рассказ очевидца, вице-адмирала царской службы А.Н. Скаловского, приведенный в его книге «Микрокосмос и макрокосмос»:
«Сидя на палубе (русского военного судна. — Л.В.), окруженный со всех сторон наблюдающими, факир берет сосуд, по-видимому, с какой-то землей. Накрыв при всех платком сосуд, он минут 10–15 что-то манипулирует руками над горшком, точно что-то там усиленно жмет. На лице его написано сильное сосредоточение и напряжение. Затем он вынимает руки из-под платка, и удивленные зрители видят, как платок подымается все выше и выше; через некоторое время факир сдергивает платок, и изумленные зрители видят, что в горшке вырос какой-то куст. Далее он просит дать ему ендову с водой и насыпает на дно ендовы песок. Затем на глазах у всех берет со дна полную горсть промокшего песку и усиленно сжимает его; лицо напряженное и сосредоточенное; видно, что он прилагает громадное усилие. Затем он раскрывает руку — она совсем сухая, и на ней горсть песку, сухая, как пыль. Автор лично видел эти фокусы» (А.Н. Скаловский. Микрокосмос и макрокосмос. Спб., 1913, стр. 86). К этому добавляется, что запечатлеть подобные явления на фотографической пластинке никому не удавалось.
Понятно, что и фокусы факиров, как любые другие фокусы, не могут служить достаточным доказательством существования «мозгового радио». Научное разрешение этого вопроса может быть получено только опытами мысленного внушения, поставленными по всем правилам современной науки. Такие опыты начали производить врачи-психиатры, физиологи, физики еще в конце прошлого века. Сперва приемы экспериментальной телепатии были очень просты, применялись на большом числе испытуемых, полученные результаты обрабатывались методами теории вероятностей. Например, известный французский физиолог Шарль Рише производил многочисленные опыты с угадыванием задуманных игральных карт (Ch. Richet. La Suggestion mentale et le calcule des probabilites. Revue philosophique, t. XVIII, 1884, p. 609). По его данным, число правильных угадываний всегда превышает число угадываний, полученное по теории вероятностей, но превышает незначительно. Например, для 2997 испытаний теория говорит о возможности 732 удачных ответов, на самом же деле их было 789. И только у некоторых редких испытуемых получался более выразительный результат. Такого рода опыты привели к заключению, что мысленному внушению (как и внушению словесному) поддаются далеко не все испытуемые и что для проведения подобных опытов следует выбирать самых пригодных, самых внушаемых.
Опыты Рише с применением теории вероятностей получили дальнейшее развитие в Англии (д-р Соул) и в США (д-р Райн), с тем, однако, отличием, что вместо игральных карт они стали применять карты с пятью резко различающимися черными фигурами на белом фоне. На каждой карте нарисована одна из следующих пяти фигур: квадрат, круг, волнистые линии, звезда и крест. Для опытов применяется колода, состоящая из 25 таких карт, причем каждая фигура повторяется 5 раз. Эти карты были предложены доктором Зенером (Zener), сотрудником Райна, и в настоящее время получили международное распространение. Телепатические опыты с применением карт Зенера проводятся в разных странах. Результаты этих единообразных опытов можно легко сравнивать, сопоставлять друг с другом.
Карты с фигурами Зенера для испытания способности к «внечувственному восприятию»
Внушающий (индуктор) и воспринимающий мысленное внушение (перципиент) садятся за стол лицом друг к другу. Их разделяет стоящий посреди стола картонный или фанерный экран размером 18 на 24 дюйма (дюйм — мера длины, применяемая в англо-саксонских странах; равен 2,54 сантиметра). Экран не позволяет перципиенту видеть индуктора и находящуюся в руках последнего колоду карт. Индуктор тщательно тасует карты (не менее 4–5 раз) и объясняет перципиенту, как он должен отгадывать карты и записывать свои ответы на лежащем перед ним регистрационном листе.
Испытуемая (слева) указывает фигуру, внушаемую экспериментатором (фотоснимок из лаборатории д-ра Райна)
Когда перципиент сигнализирует (голосом или постукиванием), что он готов к опыту, индуктор немедленно берет из колоды верхнюю карту и смотрит на нее. Перципиент записывает свой ответ на листе и опять подает сигнал. Индуктор кладет первую карту на стол изображением вниз и берет из колоды вторую карту, смотря на нее до очередного сигнала перципиента, и так далее до конца колоды. Затем индуктор регистрирует на листе порядок карт, сверяет свой заполненный регистрационный лист с листом перципиента и записывает число угадываний. Такой подсчет производится с участием перципиента, что поддерживает его интерес к этим довольно однообразным опытам.
Итак, каждый опыт (иначе — серия) включает в себя 25 проб. При экспериментировании с каждым перципиентом следует провести минимум 4 такие серии с достаточно длительными перерывами во избежание утомления. Но надежнее число серий довести до 10 и больше. Многое зависит от обстановки, в которой проводится опыт. Проводить опыт следует в таком темпе, который предпочитает сам перципиент. Нельзя навязывать ему слишком быстрый или слишком медленный темп. Испытуемый должен быть заинтересован и уверен в успехе; если этого нет, нужно постараться вызвать у него стремление добиться успеха — дать результат выше случайного.
При одном лишь случайном совпадении средний результат угадываний составляет 20%, или 5 совпадений из 25 карт. Поэтому в 4 сериях (100 проб) 20 совпадений были бы лишь случайными. Успех перципиента оценивается числом удач, превышающих этот результат, который получается при случайных совпадениях. Следующая таблица, составленная на основании теории вероятностей, дает возможность оценивать успешность получаемых результатов.
При соблюдении всех указанных условий американскими и английскими парапсихологами в больших сериях опытов было многократно получено сверхвероятное число правильных отгадываний внушаемых фигур. Например, Соул в опытах с двумя молодыми двоюродными братьями (из которых один был агентом, а другой перципиентом), проведя 15 тысяч проб, получил на каждой колоде из 25 карт в среднем почти 9 удач вместо ожидаемых по теории вероятностей 5 удач. В этих опытах дважды были угаданы все 25 карт подряд, 4 раза — 24 карты, 40 раз — от 23 до 19 карт. Этот результат в огромное число раз превышает то, чего следовало бы ожидать по теории вероятностей. Так, например, вероятность случайного угадывания 25 карт подряд совершенно ничтожна. Этот результат может получиться 1 раз на 5E25 проб (5хЕ25= =298.023.223.876.953.125 — поистине астрономическое число!).
Отдельным испытуемым, самым внушаемым, удается мысленно внушить и более сложные зрительные объекты — рисунки, предметы, слова и т.п. (не пять заранее известных фигур, как в опытах с картами Зенера, а без всякого их ограничения).
Испытуемому предлагается зарисовывать на бумаге или словесно описывать все те зрительные образы, которые будут ему приходить на ум в течение опыта. Вот один из удачных опытов такого рода, взятый из книги д-ра Тишнера (R. Tischner. Ueber Telepathie und Hellsehen. Muenchen, 1920). Испытуемая помещалась за ширмой, завешенной к тому же еще большим платком.
Внушающий сидел спиной к ширме на расстоянии нескольких метров от нее.
Зеркал и каких-либо отражающих поверхностей в комнате не было. Проводил опыт д-р Тишнер. Внушающему он вручал какой-либо предмет и затем записывал словесные реакции испытуемой, следя в то же время за поведением и внушающего и испытуемой. Привожу протокол этого опыта:
«Объект мысленного внушения — ножницы. Опыт начинается в 8 ч. 14 м. Через две минуты испытуемая начинает говорить: «Это кажется мне очень большим. Я еще слишком занята своими мыслями... теперь это мне представляется скорее маленьким, узким, коротким предметом... как будто что-то закрученное, похожее на пробочник... может быть, нож или что-нибудь такое. Мне кажется это очень трудно узнать... К сожалению, я рассеянна очень... все теснятся впечатления сегодняшнего дня. Теперь вижу образ г-жи Тишнер. Это монета? (д-р Тишнер ответил, что нет). Теперь это что-то как бы круглое, блестящее... оно всегда блестит?.. Теперь это как бы кольцо... Это снова как бы из металла... Блестит, как стекло или металл... круглое и, однако, вытянутое в длину... как будто это ножницы... внизу две круглые штучки, и дальше это вытянутое в длину... должно быть, это ножницы». Непосредственно затем (в 8 ч. 26 м.) с выражением уверенности испытуемая повторила: «Это ножницы!»»
В этих опытах характерно то, что внушаемый образ вырисовывается в сознании лица, воспринимающего внушение, мало-помалу, с ошибками и неточностями и только постепенно достигает большей или меньшей ясности. Часто дается лишь приближенное, символическое описание или изображение задуманного объекта (см. опыты д-ра Брука — С. Bruck. Experimentelle Telepathie. Stuttgart, 1925).
Опыты д-ра Брука по мысленному внушению рисунков. Orig. — рисунок, внушаемый экспериментатором; KK и KZ — рисунки, воспроизведенные двумя испытуемыми в одном и том же опыте
Иногда для облегчения этих опытов применяют некоторые механические приспособления, например перципиенту вручается карандаш или так называемая планшетка. Это небольшая, легкоподвижная дощечка, установленная на трех ножках, одной из которых служит отточенный карандаш. Планшетка ставится на большой лист бумаги; испытуемый, способный производить автоматические движения, кладет на планшетку руку и с ее помощью как бы автоматически, бессознательно регистрирует то, что ему мысленно внушает экспериментатор.
Из большого числа подобных исследований широкую известность получили опыты американского писателя Эптона Синклера по мысленному внушению рисунков своей жене Мери Синклер. Эти опыты Э. Синклер изложил в книге «Умственное радио» (Upton Sinclair. Mental Radio. Pasadena Station. USA, 1930), которая привлекла внимание крупного американского физиолога Мак Дуггала, парапсихолога Вальтера Принса и других ученых. Принс написал книгу, в которой приводит данные по проверке достоверности опытов Синклера, свидетельства очевидцев и участников этих опытов (W. Prince. The Sinclair experiments demonstrating Telepathy, Boston, 1932). Индуктором был не только Синклер, но и, в некоторых опытах, один из родственников перципиентки. Мысленное внушение производилось из другой комнаты, а в некоторых опытах — из другого дома, находящегося на расстоянии 30 миль (американская миля равна 1,60935 километра). Эти опыты бывали особенно удачными, когда Мери находилась, по ее выражению, «на грани сна» и внушаемые рисунки представлялись в ее засыпающем сознании в виде зрительных образов.
Надо сказать, что подобные опыты не поддаются строгой статистической обработке и потому не столь убедительны для установления самого факта мысленного внушения, как количественные опыты с картами Зенера. Но зато, подкрепленные результатами опытов с картами, опыты с мысленной передачей рисунков лучше помогают уяснить психологические особенности телепатической перцепции (восприимчивости). В этом отношении особенно поучительны ошибки перципиента в изображении или осознании воспринимаемых рисунков индуктора. Вот два примера из книги Синклера.
Индуктор рисует дымящийся вулкан; перципиентка изображает то же самое, но называет свой рисунок совсем иначе: «большой черный таракан с рогами». Слово расходится с делом! Аналогичных примеров в книге не мало. О чем же они говорят? Несомненно, о том, что телепатически воспринимается именно зрительный образ, а не понятие, не слово, не мысль в точном понимании того, что называется мыслью.
Два опыта Энтона Синклера по мысленному внушению рисунков своей жене. Слева — рисунки внушаемые, справа — рисунки, воспроизведенные перципиенткой
Такие случаи можно назвать телепатическим воспроизведением рисунка индуктора без его узнавания, но бывают и как раз противоположные по своему смыслу примеры — телепатического узнавания рисунка индуктора без его воспроизведения. Привожу один из них из того же источника. Мысленно внушается рисунок обезьянки, перелезающей с одной ветки на другую. Перципиентка не воспроизвела этого довольно сложного рисунка, но зато узнала ту категорию образов, к которой рисунок относится. Она написала:
«Буйвол или лев, тигр — дикое животное».
О том же самом свидетельствуют и опыты с мысленным усыплением и пробуждением перципиента. Крупнейший советский гипнолог проф. К.И. Платонов, поставивший не мало опытов такого рода, пишет: «Важно отметить, что когда я оказывал воздействие на испытуемую в форме мысленного приказа — «засыпайте!», «спите!», — то последний был всегда безрезультатен. Но при моем зрительном представлении образа и фигуры заснувшей (или просыпающейся — при мысленном внушении пробуждения) испытуемой эффект всегда был положительным» (из письма К.И. Платонова автору этой книги; приводится с разрешения проф. Платонова).
Это значит, что часто употребляемые выражения «передача мысли», «мысленное внушение» оказываются неточными. Телепатически могут передаваться только зрительные, реже слуховые образы, чувства, побуждения к действию — то, что И.П. Павлов относил к первой сигнальной системе, а не мысли,связанные со словами, со второй сигнальной системой.
Это делает понятным, почему телепатические опыты бывают удачными и в тех случаях, когда, например, индуктором является француз, а перципиентом грек; причем француз не знает ни слова по-гречески, а грек — по-французски. Такие опыты с телепатической передачей рисунков были поставлены в международном масштабе и дали заслуживающие внимания результаты (К. Konstantinides. Telepathische Experimente zwischen Athen, Paris, Warschau und Wien. Transaction of the fourth International Congress for Psychical Research. S.P. R. London, 1930, p. 215).
Главное методическое условие во всех этих опытах состоит в том, чтобы самым надежным образом исключить возможность восприятия мысленно передаваемого задания обычным путем — при посредстве органов чувств. Так, например, д-р Бругманс в психологической лаборатории Гронингенского университета (Голландия) производил следующие довольно сложные по своей постановке опыты. Для них были специально приспособлены две комнаты, расположенные одна над другой. В затемненной верхней комнате в полу было проделано окошко с двойными толстыми стеклами, не пропускавшими даже громких звуков из этой комнаты в нижнюю. Через это окошко экспериментаторы, находившиеся в верхней комнате, могли наблюдать за тем, что происходит в нижней, ярко освещенной комнате, в которой помещался испытуемый. Самого испытуемого экспериментаторы видеть не могли, так как он во время опыта находился в особой, похожей на шкаф, камере, закрытой сверху, спереди и с боков. Перед камерой, как раз под окошком, стоял стол, на котором лежал картон, представляющий собой шахматную доску с 48 крупными клетками и с шахматным обозначением каждой из них. На этом картоне покоилась рука испытуемого, просунутая в горизонтальную щель, проделанную в передней стенке камеры. Таким образом, испытуемый не мог видеть картона, а экспериментаторы, не видя испытуемого, имели возможность следить за его рукой.
Постановки опытов д-ра Бругманса в Гронингенском университете по мысленному внушению заданных движений руки испытуемого
Каждый отдельный опыт состоял в том, что экспериментаторы, смотря сверху вниз на картон и на руку испытуемого, мысленно внушали ему передвинуть руку с одного поля шахматной доски на другое, например с поля а2 на поле с5. Выбор поля, на которое испытуемый должен был передвинуть свою руку, каждый раз определялся жребием. При проведении этих опытов особенно обратил на себя внимание один из испытуемых — студент. В 60 случаях из 187 он совершенно точно указывал задуманное поле, что составляет 31% удачных опытов. В другой серии таких же опытов, но с применением фармакологического средства, повышающего возбудимость коры полушарий мозга, тот же испытуемый повысил свой результат до 75%.
Эти опыты, опубликованные в 1922 г., получили широкую известность. Аналогичные исследования стали производиться во многих странах, а в одном из голландских университетов (в городе Утрехте) была учреждена кафедра для специального изучения подобных психических явлений. В настоящее время в США, Англии и некоторых других государствах основаны с той же целью специальные лаборатории, защищаются диссертации, созываются совещания (симпозиумы) для обсуждения подобных проблем человеческого мозга и психики (указатель литературы по вопросам парапсихологии, в том числе и телепатии, составленный Зорабом (G. Zorab. Bibliography of parapsychology. N.Y., 1957), содержит около тысячи названий. См. также “Proceedings of four Conferences of parapsychological studies. Parapsychology foundation». N.Y., 1957).
Возникновению научного интереса к вопросу о мысленном внушении немало способствовали открытие Г. Герцем (в 1888 г.) электромагнитных волн, последующие успехи телеграфии без проводов (А.С. Попов) и современного радиовещания. Отсюда произошел и самый термин «мозговое радио». Акад. П.П. Лазарев писал об этом следующее:
«Периодические (химические. — Л.В.) реакции, протекающие в (мозговых. — Л.В.) центрах, должны обнаруживать появление электродвижущих сил в области центров. Эти последние, передавая электрические явления на поверхность головы, должны по электромагнитной теории света сопровождаться электромагнитной волной в окружающей среде, распространяющейся со скоростью света. Всякое ощущение, всякий акт движения должны образовать волны, и голова человека должна излучать волны большой длины (до 30000 километров) в окружающую среду. Какую физиологическую роль могут играть эти волны, сказать трудно, но возможно, что они помогут нам объяснить явления внушения (очевидно, речь может идти здесь лишь о бессловесном, мысленном внушении. — Л.В.) и другие, более сложные явления в психической области».
Эти соображения, высказанные акад. П.П. Лазаревым в 1922 г. (см. П.П. Лазарев. Физико-химические основы высшей нервной деятельности. М., 1922, стр. 46), вскоре же получили некоторое фактическое обоснование. На поверхности головы у человека действительно были обнаружены колеблющиеся электрические потенциалы, которые можно усилить и зарегистрировать при помощи осциллографа в виде так называемой электроэнцефалограммы (первая электроэнцефалограмма была получена у теплокровных животных с применением струнного гальванометра русским электрофизиологом проф. Правдич-Неминским еще в 1913 г.). В настоящее время электроэнцефалография вошла в медицинскую практику как метод, помогающий ставить правильный диагноз при некоторых мозговых заболеваниях. Многолетние исследования итальянского невролога Кацамалли, проводившиеся совместно с физиками в 1923–1929 гг., претендуют на открытие в пространстве вокруг головы испытуемого электромагнитных волн сантиметровой длины.
Кацамалли соорудил для своих опытов изоляционную камеру, построенную по принципу клетки Фарадея. Камера представляла собой деревянную раму в виде параллелепипеда, шесть граней которого были покрыты листовым свинцом в 1,5 миллиметра толщиной. Контрольные опыты показали, что свинцовые стенки надежно защищали внутренность камеры от проникновения внешних радиоволн, которыми так богата в наши дни земная атмосфера. В потолке камеры имелось закрываемое специальным затвором отверстие, через которое в камеру вводился испытуемый. Испытуемыми служили лица, обладавшие повышенной внушаемостью, способные впадать в глубокий гипноз. В камере находились койка, стол, стул, а также чувствительный радиоприемник, настроенный на прием метровых, дециметровых или сантиметровых волн. Прием производился на рамку, подвешенную внутри камеры и направленную на испытуемого. Радиоприемник соединялся проводом с двуухой телефонной каской, надевавшейся на голову экспериментатора, который обычно тоже находился в камере или же, в некоторых опытах, вне камеры.
Проф. Кацамалли у экранирующей камеры для опытов по улавливанию электромагнитных волн мозга (с редкой фотографии)
Пока испытуемый оставался в бодрствующем состоянии, радиоприемник не принимал никаких сигналов. Но как только испытуемый погружался в гипнотический сон и приводился словесным внушением в состояние эмоционального возбуждения (вызванного, например, внушенной галлюцинацией), в телефоне слышались звуки, указывавшие на возникновение внутри камеры радиоволн. Характер звуков был весьма разнообразен. Иногда это был грохот, треск, свист, иногда музыкальные тоны, напоминавшие виолончель, флейту или человеческий голос. Некоторое действие на радиоприемник оказывала и нормальная умственная работа, когда она достигала большого напряжения. Впоследствии Кацамалли заменил телефон струнным гальванометром, что дало возможность графически зарегистрировать на фотоленте сигналы, производимые радиоволнами мозга.
На основании этих опытов Кацамалли сделал следующие выводы. Человеческий мозг во время усиленной деятельности становится источником метровых, особенно дециметровых и сантиметровых электромагнитных вол.н. Мозговые радиоволны иногда обнаруживают себя как апериодические, то есть с переменной длиной волны, или имеют подобие затухающих волн. Иногда на короткое время они проявляют себя как незатухающие волны определенной частоты. Мозговые радиоволны, по мнению Кацамалли, могут быть тем физическим агентом, который передает мысленное внушение от мозга экспериментатора к мозгу испытуемого (F. Cazzamalli. Les Ondes electro-magnetiques en correlation avec certains Phenomenes psycho-sensoriels. Comptes Rendues de III-e Congres International de Recherches Psychiques. Paris, 1928).
Опыты и теоретические заключения Кацамалля, их возможное значение для физиологии и психологии вызвали большой интерес, но вместе с тем и ряд критических замечаний в нашей и зарубежной научной прессе. Критический разбор этих опытов с точки зрения физика, например, можно найти в статье проф. А. Петровского (см. статью А.А. Петровского «Телепсихические явления и мозговые радиации» в журн. «Телеграфия и телефония без проводов», 1926, № 34, стр. 61). В ленинградском Институте мозга имени В.М. Бехтерева при участии автора этих строк была сделана попытка повторить опыты Кацамалли. Положительного результата она не дала. Нам не известно, удалось ли это сделать кому-либо из зарубежных исследователей. Можно лишь указать на увенчавшуюся успехом попытку двух немецких физиков обнаружить вблизи сокращающихся мышц человека и животных низкочастотное электромагнитное поле (см. статьи Ф. Зауербруха и В. Шумана (F. Sauerbruch, W. Schumann) в журн. “Zeitschrift fuer technische Physik ”, 1928, № 3, Leipzig, S. 96, 315). Поле улавливалось приемочным диском, соединенным через трехламповый усилитель со струнным гальванометром. Частота зарегистрированных на фотоленте колебаний соответствовала ритму биотоков, поступающих в сокращающиеся мышцы из центральной нервной системы (около 50 герц). Этой частоте соответствуют электромагнитные волны огромной длины — около 6 тысяч километров, которые П.П. Лазарев и считает тем физическим агентом, который может осуществлять мысленное внушение.
Таким образом, по вопросу о том, какой вид электромагнитной энергии продуцируется работающим мозгом, выходит в окружающую среду и, проникнув в другой мозг, вызывает в нем определенные нервно-психические процессы, было высказано два взгляда: по Лазареву, это низкочастотные электромагнитные волны огромной длины, по Кацамалли, — сверхвысокочастотные волны очень малой длины. Если признать те и другие мозговые волны существующими, то все еще остается неясным вопрос: способны ли они раздражать кору другого мозга и тем самым вызывать в ней непосредственно, без участия органов чувств, нервнопсихические процессы?
По этому вопросу имеются следующие данные. Работы известного физиолога В.Я. Данилевского показали, что воздействием электромагнитных полей низкой частоты (50–100 герц) удается на расстоянии раздражать выделенные из организма нервы и мышцы, а также повышать возбудимость центральной нервной системы животных и человека (см. В.Я. Данилевский. Исследования над физиологическим действием электричества на расстоянии, т. I. Харьков, 1900; т. II. Харьков, 1901).
Недавно в нашей лаборатории у здоровых испытуемых удалось выработать условный рефлекс на неощущаемое ими действие низкочастотного электромагнитного поля (200 герц) (см. Ф.П. Петров. Действие электромагнитного поля низкой частоты на высшую нервную деятельность. «Труды Института физиологии им. И.П. Павлова», т. I. 1952, стр. 369).
Значит, этот физический фактор способен влиять на «орган психики» — кору мозговых полушарий. Аналогичные данные имеются и для сверхвысокочастотных электромагнитных полей, хотя механизм их действия на живые ткани коренным образом отличается от действия низкочастотных полей. Так, один из последователей П.П.Лазарева методом адаптометрии установил у своих испытуемых резкое повышение чувствительности нервной системы при действии сантиметровых электромагнитных волн (см. С.Я. Турлыгин. О воздействии сантиметровых волн на центральную нервную систему. «Доклады Академии наук СССР», т. XVII, 1937, № 1–2, стр. 19). Новейшие данные по этому вопросу можно найти в сборнике экспериментальных работ, проведенных под руководством проф. А.В. Триумфова (см. «О биологическом действии сверхвысокочастотного электромагнитного поля». Сб. Л., 1957).