Изолированные миелиновые нервные волокна




Практическое занятие

НЕЙРАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Задание 1 (внеаудиторная СРС): изучить процесс дифференцировки нейрального зачатка. Выполнить обозначения.

1._____________________________ 2._____________________________ 3._____________________________ 4._____________________________ 5._____________________________ 6._____________________________ 7._____________________________ 8._____________________________ 9._____________________________    

Задание 2 (внеаудиторная СРС): заполнить графологическую структуру «Гистогенез нервной ткани».

Хроматофильная субстанция в двигательных нейронах спинного мозга

Окраска – тионин

    Двигательные эфферентные нейроны расположены в передних рогах спинного мозга группами, образующими так называемые моторные ядра (не путать с ядрами клеток!). Двигательные нейроны – очень крупные мультиполярные клетки с круглыми светлыми (преобладает эухроматин) ядрами. В ядрах клеток хорошо заметны от одного до трех ядрышек. В цитоплазме клетки (в перикарионе) расположены многочисленные базофильные глыбки разной величины, представляющие собой хроматофильную субстанцию. Они соответствуют скоплениям цистерн гранулярной эндоплазматической сети. Отростки нейронов выявляются только методами серебрения, поэтому на препарате заметны лишь отходящие от перикариона их начальные участки. Вокруг нейронов видны ядра клеток нейроглии.   Задание 3 (аудиторная СРС): зарисовать препарат, комбинируя большое и малое увеличения микроскопа     Обозначить: 1 – мультиполярный нейрон; 1.1 – перикарион; 1.2 – ядро; 1.2.1 – ядрышко; 1.3 – хроматофильная субстанция; 1.4 – начальные отделы отростков; 2 – ядра клеток нейроглии.

 

Нейрофибриллы в нейронах головного мозга

Окраска – импрегнация серебром

  В цитоплазме нейронов хорошо развиты элементы цитоскелета. Нейрофиламенты и микротрубочки участвуют в поддержании формы клеток, росте отростков и аксональном транспорте. Пучки нейрофиламентов в перикарионе нейронов видны в виде тонких волокон – нейрофибрилл. В отростках они вытягиваются в пучки и располагаются параллельно друг другу.   Задание 4 (аудиторная СРС): зарисовать препарат, комбинируя большое и малое увеличения микроскопа   Обозначить:1 – мультиполярный нейрон; 1.1 – перикарион; 1.2 – ядро; 1.2.1 – ядрышко; 1.3 – нейрофибриллы; 1.4 – начальные отделы отростков; 2 – ядра клеток нейроглии.

Задание 5 (внеаудиторная СРС): раскрасить цветными карандашами компоненты нервных волокон (А, Б) и периферического нерва (В). Выполнить обозначения.

(по Р.В. Крстич, 2010) (по Р.В. Крстич, 2010)

Изолированные миелиновые нервные волокна

Окраска - осмирование

  Миелиновое нервное волокно образуется в результате сближения аксона с цепочкой клеток олигодендроглии – леммоцитов. Аксон погружается в тело леммоцита, как бы продавливая его плазмолемму; при этом образуется ее дупликатура – мезаксон. Мезаксон спирально закручивается вокруг аксона. Таким образом, центральная часть миелинового волокна представлена аксоном. Вокруг него расположена окрашенная OsO4 в черный цвет миелиновая оболочка. В миелиновой оболочке на примерно равных расстояниях друг от друга встречаются косо направленные светлые полоски – насечки миелина (насечки Шмидта – Лантермана). Они соответствуют скоплениям цитоплазмы леммоцита между мембранами мезаксона. Основная часть цитоплазмы леммоцита и его ядро остаются на поверхности волокна и образуют нейролемму. В образовании миелинового нервного волокна принимает участие очень много последовательно расположенных леммоцитов. Территория каждого из них называется узлом, а место контакта соседних леммоцитов – узловым перехватом (перехватом Ранвье).   Задание 6 (аудиторная СРС): зарисовать препарат, комбинируя большое и малое увеличения микроскопа   Обозначить: 1 – аксон; 2 – миелиновая оболочка; 2.1 – насечки Шмидта-Лантермана; 3 – нейролемма; 4 – перехват Ранвье.

 

Задание 7 (аудиторная СРС): дать название электронным микрофотографиям, обозначить структуры.

      __________________________________   1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4.__________________________________________ 5.__________________________________________     ___________________________________________   1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________         ____________________________________   1. ________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________  
      __________________________________   1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4.__________________________________________ 5.__________________________________________       ___________________________________________   1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________           ____________________________________   1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________

 

Задание 8 (внеаудиторная СРС): подготовить ответы на контрольные вопросы, отработать практические навыки.

 

Вопросы для контроля по темам: «Нейральные ткани». 1. Развитие нейральных тканей. Эмбриональные источники 2. Нейроны – морфологическая и функциональная классификации. 3. Нейроны – строение и функции. Особенности строения ядра, общих и специальных органелл нейрона. 4. Строение перикариона нейрона. 5. Морфологические признаки дендритов и аксона нейрона. 6. Классификация нейроглии, функции. Источники развития. 7. Эпендимная глия – строение и функции. 8. Астроцитарная глия – строение и функции. 9. Олигодендроглия – строение и функции. 10. Микроглия – строение и функции. 11. Гемато-энцефалический и гемато-ликворный барьеры. 12. Синапсы. Типы межнейронных синапсов. Структурные компоненты синапсов, их функциональное значение. Механизм передачи нервного импульса. 13. Нервные волокна. Этапы развития миелинового нервного волокна. Строение миелиновых нервных волокон и безмиелиновых. 14. Чувствительные нервные окончания. 15. Эффекторные нервные окончания. 16. Возможности регенерации нейральных тканей.   Практические навыки
  1. Уметь на препарате спинного мозга находить мультиполярные нейроны, отмечать их цитологические особенности: хроматофильную субстанцию; нейрофибриллы.
 
  1. Уметь на препарате головного мозга находить пирамидные нейроны, отмечать их цитологические особенности: нейрофибриллы.
 
  1. Уметь схематически изобразить разные по морфологии нейроны.
 
  1. На препаратах изолированных миелиновых нервных волокон находить их составные части.
 
  1. Уметь делать схематическое изображение изолированного нервного волокна. Схематически показывать различия в строении миелинового нервного волокна и безмиелинового.
 
  1. Уметь схематически показать строение разных видов синапсов.
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: