Якоря
Пропорции адмиралтейского якоря
Преимущество адмиралтейского якоря состоит в том, что он обеспечивает хорошее сцепление на различных типах грунта. Это одна из немногих моделей якорей, рога которых могут проникать сквозь слой придонных водорослей и надежно закреплять конструкцию на грунте. На практике постановка судна на якорь в водоемах, заросших бурыми водорослями, всегда связана с определенны риском. На приведенном ниже графике показаны пропорции адмиралтейского якоря, обеспечивающие максимальное сцепление. Важно чтобы лапы якоря были острыми, а веретено надежно соединялось с рогами для обеспечения необходимой прочности. |
Пропорции якоря Дэнфорта
На схемах показаны типовые размеры якоря Дэнфорта, широко применяемого на практике. Не следует допускать значительного отклонения от рекомендованных пропорций. Размеры и вес якоря Дэнфорта
|
Якорь-плуг
Якорь-плуг иногда оставляют подве-шенным на носовом роульсе, когда судно выходит в море. Для крепления якоря используется не менее трех прочных канатов: два удерживают веретено, а третий блокирует движение плуга при сильной качке. Эти канаты необходимы даже когда якорная цепь туго затянута лебедкой. Чтобы острый конец плуга, подве-шенного на носовом роульсе якоря, не повреждал корпус судна, возможно, потребуется установить на голове форштевня пластины из нержавеющей стали. |
Размеры якоря-плуга
|
Размеры, мм | ||||||||||||||
Вес, кг | A | B | C | D | J | F | G | H | I | J | K | L | M | N, диаметр |
Якоря Delta
Преимуществами якорей Delta явля-ются высокая удерживающая сила, отсутст-вие подвижных частей и возможность автоматического подъема и спуска на носо-вом роульсе. Автоматический подъем и спуск обеспечиваются двумя специаль-ными изгибами веретена. |
Размеры и веc якоря Delta
|
Вес якоря, кг | ||||||
Размеры, мм | ||||||
A | ||||||
B | ||||||
C | ||||||
D | ||||||
E | ||||||
F | ||||||
G | ||||||
H | ||||||
I |
Размеры якорных канатов и швартовых тросов
- Якорные тросы изготавливаются из полиамидного волокна (нейлона) или полиэстера (Terylene/Dacron).
- Швартовые тросы изготавливаются из того же материала или из полипропилена (Courlene и т. п.)
- Канаты характеризуются их диаметром, а цепи — калибром.
- Канаты и тросы должны быть защищены от перетирания на носовом шкиве.
- Для якоря никогда не используйте плавучие тросы (например, из полипропилена).
Полная длина яхты | до 5.5 м | 5.5 - 7.3 м | 7.3 - 9 м | 9 - 11 м | 11 - 13.5 м | 13.5 - 16 м |
Водоизмещение | Прогулочные лодки и шлюпки | 2 - 4 т. | 4 - 8 т. | 8 - 12 т. | 12 - 18 т. | 13 - 30 т. |
Якорный канат с короткой цепью | 30 м плетеного каната (Ø 10 мм) и 5 м цепи (Ø 5 мм) | 42 м плетеного каната (Ø 13 мм) и 5 м цепи (Ø 6.5 мм) | 55 м 3-прядного каната (Ø 13 мм) и 5 м цепи (Ø 8 мм) | 70 м 3-прядного каната (Ø 16 мм) и 7 м цепи (Ø 10 мм) | 90 м 3-прядного каната (Ø 16 мм) и 7 м цепи (Ø 11 мм) | 120 м 3-прядного каната (Ø 19 мм) и 7 м цепи (Ø 13 мм) |
Швартовые тросы, 3-прядные или плетеные | 2, 3 или 4 длиной по 9 м (Ø 10 мм) каждый | 3 или 4 длиной по 14 м (Ø 11 мм) каждый | 4 длиной по 18 м (Ø 13 мм) каждый | 4 длиной по 23 м (Ø 13 мм) каждый | 4 или 5 длиной по 27 м (Ø 16 мм) каждый | 5 или 6 длиной по 30 м (Ø 19 мм) каждый |
|
Зависимость веса якоря от длины и типа судна
- Рекомендуемые веса относятся к «патентованным» моделям якорей: Delta, Дэнфорта, Bruce, якори-плуги и т. п. Для адмиралтейского якоря вес следует увеличить на 20%.
- Рекомендуется использовать только протестированные якоря.
- Используемый во время гонок в закрытой акватории верп, не годится для постановки яхты на якорь в условиях штормовой погоды и в незащищенном месте.
- Яхта, отправляющаяся в дальний круиз, должна быть готовой противостоять урагану. В подобной ситуации некоторое увеличение размеров и веса якоря относительно рекомендованных значений способно иногда спасти судно.
Вес якоря
Полная длина судна, м | |||||||||
Вес якоря для гонок в закрытой акватории, кг | 1 x 5 | 1 x 7 | 1 x 9 | 1 x 14 | 1 x 18 | 1 x 29 | 1 x 36 | 1 x 23 1 x | 1 x 29 1 x 68 |
Вес якоря для прибрежных выходов, кг | 1 x 5 1 x 14 | 1 x 7 1 x 18 | 1 x 10 1 x 23 | 1 x 16 1 x 27 | 1 x 20 1 x 34 | 1 x 25 1 x 43 | 2 x 32 1 x 57 | 2 x 39 1 x 79 | 2 x 54 1 x 113 |
Вес якоря для дальних выходов, кг | 1 x 9 1 x 14 | 1 x 11 1 x 20 | 1 x 16 2 x 32 | 1 x 23 2 x 41 | 1 x 27 1 x 36 2 x 59 | 1 x 32 1 x 45 2 x 77 | 1 x 36 2 x 54 2 x 100 | 1 x 41 2 x 64 2 x 127 | 1 x 45 2 x 73 2 x 159 |