Великое посольство 1697 - 1698 годов .




И вот, наконец, назначен день отъезда. Поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало второго марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь. Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал: священники, лекари, переводчики, хлебники. В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек, а обоз насчитывал 1000 саней.

Посольство направилось в Голландию. Путь туда пролегал через Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы, а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито.

В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии – город Саардам. У царя была неделя времени, за которую он успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское платье, осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать топором.

Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут работать на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. Девятого сентября был заложен фрегат “Петр и Павел”, который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано: “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства... был прилежным и разумным плотником...; кроме того под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем в том и другом упражняться.”

Но царю было мало одной практики, ему хотелось освоить теорию. Для этого он решает отправиться в Англию, куда прибыл в январе 1698 года. Там Петр работал на верфях, осматривал Лондонские предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор.

Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее удалось приобрести 10000 ружей, 5000 мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.

Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.

После пребывания в Англии посольство снова отправляется в Голландию, которую покидает в мае 1698 года, чтобы отправиться в Вену для предотвращения возможности сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.

Впрочем, у Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

8. Экзамен в Воронеже.

К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги.”

Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от 1711 [i] года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, т.к. пользы от них было мало:”...для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги “. Надо было готовить кадры в своем Отечестве...

Начало Северной войны.

Международная ситуация все больше осложнялась. И вот наступило то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Нужно сказать, что начало этой войны было неудачным для русских. Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать, что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления. Но они заблуждались: поражение не сломило Петра, наоборот, он начал готовиться к войне с еще большим рвением.

Шведский флот начал вторжение. Первые битвы русских кораблей с неприятелем произошли на озерах. В августе 1702 года 30 русских кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение шведской эскадре, состоящей из 9 крупных судов. Два шведских корабля были сожжены, один потоплен, два захвачены в жестокой абордажной схватке. За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями, а солдаты золотые награды поменьше и без цепей.

Это поражение не остановило шведов. На Чудском озере появилась крупная шведская эскадра. В 1704 году произошло сражение, в ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов, а избегшую этой участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы.

В 1702 году Петр 1 взял Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году Ниеншанц—крепость в устье Невы, что позволило русским выйти сначала в реку Неву, а затем в Финский залив.

Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в устье Невы. На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда “Гедан” и “Астрильд”. Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном участии царя и А. Меньшикова.

Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание Санкт-Петербурга. С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями, возведенными у острова Котлин.

Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов, 6 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель.В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: