Правовая политика Украины в сфере противодействия торговле людьми




Проблема торговли людьми в Украине обозначилась ещё в начале 1990-х (после распада СССР) и за 20 лет независимости Украины приобрела значительные масштабы: в целом, по оценкам представительства Международной организации миграции в Украине (далее МОМ) в Украине, составленным на основе социологических данных, за период с 1991 года по настоящее время свыше 120 тысяч украинских женщин, мужчин и детей пострадали от этого явления. На Международной конференции по вопросам противодействия торговле людьми в рамках председательствования Украины в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее ОБСЕ) в 2013 году было отмечено, что курс Украины направлен на защиту прав лиц, пострадавших от торговли людьми, что полностью соответствует нормам и стандартам европейского законодательства.

Целью данной статьи является изучение проблем борьбы с торговлей людьми, с точки зрения социально-экономического и правового аспектов, также предоставление отдельных предложений по совершенствованию механизма противодействия этому виду преступления.

Украина, за последние годы независимости, существенно расширила нормативную правовую базу в сфере борьбы с торговлей людьми. Принятие Концепции государственной миграционной политики Украины, Закона Украины «О противодействии торговле людьми» от 20.09.2011 № 3739-VI, наряду с постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2012 года № 29 «О национальном координаторе в сфере борьбы с торговлей людьми», распоряжением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2009 года № 90-р «О Концепции Государственной целевой социальной программы противодействия торговле людьми до 2015 года», Уголовного кодекса Украины (Закон Украины от 05.04.2011 №2341-III) представляет собой единый научно аргументированный правовой инструментарий в указанной области.

В результате при использовании современных подходов и международных стандартов по предупреждению торговли людьми расширилась сфера применения Конвенции Совета Европы. В ст. 1 Закона Украины «О противодействии торговле людьми» дано четкое понятие «торговля людьми», которое подразумевает под собой осуществление незаконной сделки, объектом которого является человек, а также вербовка, перемещение, сокрытие, передача или получение человека, осуществленные с целью эксплуатации, в т.ч. сексуальной, с использованием обмана, мошенничества, шантажа, незащищенного состояния человека либо с применением угроз применения насилия, с использованием служебного положения либо материальной или другой зависимости лица, что, согласно с Уголовным кодексом Украины, является преступлением.

В случае Украины, политика противодействия торговле людьми должна учитывать специфику той роли, которую страна играет в цепи международной торговли людьми, а это – на протяжении всего рассматриваемого периода – и страна происхождения, и страна транзита, а также – в последнее время – страна назначения. Это означает, что Украина остается не только экспортером «живого товара» из числа своих граждан, но и используется как перевалочный пункт для перевозки граждан других стран через Украину за рубеж, а также является территорией, на которой происходит эксплуатация граждан других государств, пострадавших от торговли людьми. Важно отметить, что в последнее время также растет и число украинцев, которых эксплуатируют на территории Украины без вывоза за ее пределы.

Министерство социальной политики и труда Украины (далее Минсополитики) является государственным координатором политики государства в сфере борьбы с торговлей людьми, в своей деятельности сотрудничает как с органами государственной власти Украины (Государственной миграционной службой, МВД, Министерством иностранных дел, Государственной пограничной службой и т.п.), так и с международными правительственными и неправительственными организациями (Международная организация миграции, международный женский правозащитный центр «Ла Страда Украина» и т.п.).

С 2006 -2011 г. в Уголовный кодекс Украины и в другие нормативно-правовые акты были внесены изменения с целью усиления правовой ответственности лиц, причастных к торговле людьми, а также преступлениям против воли, чести и достоинства лиц. Так, например, согласно с внесенными изменениями: лица, приговоренные к наказанию за преступления, связанные с торговлей людьми или другим незаконным соглашением в отношении человека, не подлежат амнистии (ст. 4 Закона Украины «Об Амнистии»). Последняя редакция ст. 149 УК Украина была принята Верховной Радой Украины на основании Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно совершенствования ответственности за торговлю людьми и вовлечение в занятие проституцией» от 12 января 2006 г. Преступления, связанные с торговлей людьми или осуществлением иного незаконного соглашения, объектом которого является человек, а также вербовка, перемещение, сокрытие, передача или получение человека, осуществленные с целью эксплуатации, с использованием обмана, шантажа или уязвимого состояния лица наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет, а в случае, если указанные выше действия совершаются в отношении несовершеннолетнего лица – срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. Тем самым путем увеличения санкций уголовного Закона за совершение данного вида преступлений государство подчеркивает повышенную общественную опасность деяний, связанных с незаконным лишением свободы человека, унижением его чести и достоинства.

Принятие национальных стандартов по осуществлению услуг и организации превентивной работы в сфере противодействия торговле людьми на национальном уровне – это первый шаг, требуется в дальнейшем соблюдение и реализация государственных программ, путь налаживания финансирования министерств и ведомств, которые занимаются данным вопросом. На территории Украины требуется начать создание приютов и центров помощи для лиц, пострадавших от торговли людьми, наладить поддержку со стороны государства работы «горячих линий» по помощи в случаях торговли людьми, которые работают на базе неправительственных организаций. На примере Российской Федерации, которая открыла Российским Красным Крестом при поддержке Международной организации по миграции в Санкт-Петербурге первый приют для жертв торговли людьми. Украина предпринимала неоднократные попытки по созданию такого рода приютов, в 2006 году решением Черновицкого городского совета было предоставлено помещение для создания приюта и Черновицкое областное общественное молодежное объединение "Современник" при поддержке Международной Организации по Миграции создали приют для женщин, пострадавших от торговли людьми.

Стратегическая политика Украины направлена на проведение социально-экономических и правовых реформ с целью повышения уровня и качества жизни граждан Украины как главной превентивной меры предупреждения случаев торговли людьми.

Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, форм и методов практической деятельности правоохранительных органов и других государственных и международных организаций по противодействию торговле людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: