К настоящему времени сложились следующие организационные формы туризма:
• внутренний туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории.
• международный туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на территорию другой страны.
Выездной туризм | Въездной туризм |
- предоставление туристических услуг на территории страны | - предоставление услуг на территории страны иностранными туристам |
из России в Австрию или тур по Европе и т.п. | Услуги в Анталии российским туристам или туристам из Германии |
Национальный туризм – деятельность в сфере внутреннего и выездного туризма, т.е. обслуживание туристов из числа жителей своей страны.
Плановый туризм – любые виды туризма на организованной, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма, т.е. предприятия в сфере туризма делятся на индивидуальный и групповой.
Самодеятельный туризм – любительская деятельность, осуществляемая на добровольной самодеятельной основе без участия организаторов туризма: походы, сметы, соревнования.
Социальный туризм – любой вид туризма субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды: школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды, ветераны войн, труда и др.
Виды туризма.
Экскурсионно-познавательные туры – ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятники истории, архитектуры, искусства; природные и этническими особенностями; современной жизнью народа…)
Это поездки по специальным тематическим программам, включающим так же посещение специальных объектов в соответствии с интересами участников группы.
|
Кроме посещений музеев, выставок исторических объектов и экскурсий по городу в такси необходимо включать различные мероприятия специфичные для данной местности (катания на тройках, пикники, прогулки на яхтах и т.п.) и участие в различных культурно-массовых мероприятиях народных праздниках, гуляниях; фестивалях, посещение концертов костюмированных балах.
Туры на отдых – является массовым видом туризма. С началом периода отпусков появляется спрос на туры для желающих отдохнуть и расслабиться от трудовой или учебной нагрузки. Это отдых:
• на море (Черноморское побережье, Греция, Турция. Египет, Хорватия, Испания …),
• в горах (Северный и Южный Кавказ, Альпы, Алтай),
• в сельской местности (в домах местных жителей, сбор ягод и грибов, ловля рыбы, охота),
• на природе (леса, озера, реки: конные маршруты, пеший туризм, сплавы по рекам, отдых на турбазах расположенные на берегу озер).
Туры на лечение – поездки на бальнеологические и климатические курорты (Пятигорск, Нальчик, Сочи-Мацеста, Янган-Тау, Красноусольск и т.п.) для прохождения курса лечения на базе местных курортных гостиниц. Наряду с санитарным лечением туристы имеют возможность совершить экскурсии по близлежащим достопримечательностям.
Спортивный туризм – поездки для занятий любительскими видами спорта горные и равнинные лыжи, сноубординг, альпинизм, горный туризм, мотто и велотуры, пешеходные и конноспортивные туры, экстремальные сплавы, различные спортивные игры (гольф, баскетбол, бейсбол), а также водный спорт (серфинг, дайвинг, яхтинг и др.)
|
Туры для занятий охотой – экономически очень выгодный вид туризма т.к. стоимость лицензии на право отстрела животных в РФ составляет от 50$ до 3000$ в зависимости от размера и типа зверя. Так же дороги услуги егерей, автотранспорта, обработка трофеев, обслуживание в поезде и местах транзита.
Деловой, или корпоративный, туризм – поездка бизнесменов и специалистов для встреч и переговоров с организациями расположенные в других городах странах. Число таких поездок с каждым годом возрастает.
Такие туристы нуждается в специфичных услугах: гостиница, транспорт, переводчики, секретари, информационно- консультационные услуги, международная, междугородняя связь, копировальная техника, конференц-залы, переговорные комнаты, банкетные залы…
Многие гостиницы располагают такими услугами или специализируются на деловых клиентах обеспечивая им наиболее полный пакет услуг.
Конгрессионный туризм - поездки для участия в международных научно-технических и гуманитарных мероприятиях: конгрессах, конференциях, симподиях, выставках. Туристская сторона этих поездок заключается в организации необходимого обслуживания (гостиницы, питания, трансферы, культурная программа) в дни проведения конгрессионного мероприятия.
Учебные туры – основное направление это изучение совершенствования знания языков, получение разговорной практики. Такие туры включают в себя:
• организацию учебного процесса,
• размещение,
• питание,
• экскурсионная программа,
• семинары по истории, культуре, этнографии и т.п.
Событийный туризм поездки на:
|
- кинофестивали (Канн, Киношок – Анапа…),
- театральные фестивали (им. Чехова в Москве),
- музыкальные конкурсы, фестивали,
- национальные праздн6ики (Карнавалы, Новый год, Масленица и т.п.),
- спортивные мероприятия (футбольные матчи, чемпионаты) и т.п.
Для туристов прибывших на данные мероприятия организуются посещение спектаклей, просмотры фильмов, концертов и др.; спортивные состязаний, матчей в рамках соответствующих программ, а так же увеселительные мероприятия: аттракционы, народные гуляния, конкурсы, пикники, дегустации и т.п.)
Религиозные туры – поездки представителей различных религиозных конференций с целью посещение святых мест, культовых сооружений, встреч с религиозной общественностью.
Для паломников организуется целый ряд услуг:
• транспорт,
• размещение,
• питание,
• культурно-экскурсионная программа,
• посещение святынь и т.п.
Экотуризм – цель – общение с природой. Актуарен для территорий, где сохранились уголки нетронутой экологической природы.
Особенно туры привлекают молодежь, которая ищет приключения: это могут быть пешеходные маршруты для проживания среди дикой природы; водный туризм; горный туризм; фотоохота, специализированные поездки для ботаников, зоологов, орнитологов, геологов, археологов, для которых основное – это изучение в полевых условиях природный факторов.
Туристическая услуга
Туристическая услуга туристические блага, создаваемые для удовлетворения потребностей и спроса на туризм, предполагающие множество туристических услуг, которые делятся на материальные и нематериальные.
Материальные услуги могут выступать в форме товара или в результате их предоставления проявляется какой-либо эффект:
• услуги непассажирского транспорта (аренда автотранспорта),
• заготовки,
• услуги торговли,
• услуги жилищно-коммунального хозяйства,
• бытовые услуги (химчистка, прачечная, прокат …)
Нематериальные услуги – вид деятельности в результате которого потребитель получает не продукт, а труд в виде деятельности руководителя группы, гида, экскурсовода, инструктора и т.п.:
• услуги туристско-экскурсионных учреждений,
• услуги транспорта,
• услуги санитарно-курортных учреждений,
• услуги здравоохранения,
• услуги просвещения,
• услуги общественных организаций,
• услуги государственного управления.
Потребление нематериальных услуг происходит исключительно в месте, где они произведены и не могут быть транспортированы к потребителю и использоваться только после их миграции в район их локализации: услуги гостиницы, услуги питания, развлечения (театры, парки, аттракционы …)
Производство туристических услуг сильно подвержено сезонности, т.е. времени и географии производства, а также несут в себе специфические свойства местности (колорит). Например, дайвинг возможен лишь на море; а посетить «Мурен Руж» можно только в Париже; обед в Тунисе обязательно будет отличаться от обеда на Филиппинах. Хотя это вовсе не означает, что туристы не пользуются обычными услугами: прачечные, телефон, ремонт обуви, так же входят в состав потребляемых услуг, но они не составляют цели путешествия. В этой связи туристические услуги делятся на:
Целевые туристические услуги – туристические услуги, характерные именно, для этого места, потребление которых составляет цель путешествия.
Инфраструктурные услуги – необходимые для жизнеобеспечения населения, повсеместно распространенные.
По роли в структуре туристического потребления различают: основные, дополнительные и сопутствующие туристические услуги.
Основные туристические услуги – целевые услуги входящие в тур, т.е. услуги, которые приобретаются в пакете, гарантирующие их обязательное потребление в месте отдыха.
Например: трансфер, размещение, питание, экскурсии – уже оплаченный набор услуг.
Дополнительные туристические услуги – целевые инфраструктурные услуги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость тура, но специфичные для данного туристического центра (тайский массаж, подводная охота, сафари, посещение оперного театра Ааскала в Милане и т.п.)
Сопутствующие услуги – услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми пользуются туристы (бассейн, пляж, химчистка, гараж/парковка).
5. Туристский продукт.
В отличии от туристических услуг туристический продукт принимает форму товара.
Очень важное отличие туристического продукта, от туристических услуг состоит в том, что туристическая услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, а туристический продукт может быть приобретен по месту жительства но потреблен только в месте производства туристических услуг. Приобретая путевку, турист еще не приобретает туристические услуги, хотя заплатил деньги, но он приобретает гарантии отдыха.
Туристический продукт ассоциируется с понятием «туристического пакета» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристический пакет включает в себя 4 обязательных элемента:
|
Туристический центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.
Туристические центры интереса без которого невозможно организовать путешествие. Туроператор должен доставить туриста в конкретное место отдыха, т.к. именно туда ему будет заказан транспорт и так же будет заказана гостиница.
Транспорт – средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристического центра: самолет, поезд, туристический автобус, автомобиль. Большую часть затрат в стоимости туристического пакета, составляют затраты на перевозку.
Услуги размещения – это конкретный отель, который предлагается туристу в туристическом центре на время путешествия. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги, и т.д.
Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристический пакет, т.к. в туризме они составляют часть услуг размещения:
ВВ – размещение + завтрак
НВ – полупансион: размещение + завтрак + ужин
FP – полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.
Трансфер – доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (авиа порт, гавань, железнодорожный вокзал) к месту размещения (отель), где он будет проживать и обратно; либо до театра и обратно не включается в пакет.
Трансфер – это любая перевозка туриста в границах туристического центра.
Туристический продукт – это совокупность вещественных (предметы потребления) невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающие во время путешествия.
Чем туристический продукт отличается от турпакета? Тем, что турпакет – это только часть туристического продукта.
Тур – первичная единица туристического продукта реализуемая туристу как единое целое.
Комплекс услуг на маршруте – это те условия (заказанные дополнительно) которые туроператор должен выполнить обязательно.
Например: экскурсии, поездки, обеды, ужины, посещение театров, других культурные заведений).
Товары – специфические материальная часть туристического продукта, включающая туристические планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристические снаряжения и т.п. и неспецифическая часть туристического продукта, куда входит большая часть товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов (шубы из Греции, духи из Парижа …)
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги не предусмотренные путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входит в стоимость путевки.