Лекция 6. Этический аспект речевой коммуникации.




Вопросы:

1)Понятие этики, нравственности, морали, моральной ответственности.

2)Понятие этикета.

3)Понятие «речевой этикет». Особенности и функции речевого этикета.

4)Этикетные формулы речи.

5)Эвфемизация речи. Эвфемизм и дисфемизм.

6)Речевое поведение участников коммуникации с точки зрения речевого этикета и успешности общения (П. Грайс, Дж. Лич, Н.И. Формановская).

7)Оппозиция «вежливость – грубость»; функции вежливости; категория социально приемлемого обращения.

8)Этические основы делового общения. Принципы делового этикета по Дж. Ягер.

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) –1) совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы; 2) а также – философская дисциплина, наука, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе.

Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им, с одной стороны, совокупность этических добродетелей и, с другой стороны, - науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным.

Понятие этики связано с понятиями морали и нравственности.

Нравственностьвнутренние принципы человека, которыми он руководствуется; внутренние, или индивидуальные, установки, которые делают допустимыми или недопустимыми совершаемые человеком поступки (напр., основными принципами нравственности считаются следующие: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны – но эти принципы подергаются критике во многих случаях, как и вообще этические аспекты многих существующих в обществе проблем, разные подходы, разные понимания, трактовки).

Мораль (от лат. moralitas (термин ввел Цицерон) – от лат. mores – общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Таким образом, мораль касается общественных взглядов, это не индивидуальные, а общественные требования – в отличие от нравственности.

Мораль устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием и т.п. Мораль может определяться ко всему обществу (ср.: общественная мораль) или к его части (христианская мораль, буржуазная мораль). Мораль охватывает нравственные чувства и взгляды, жизненные принципы и ориентации, мотивы и цели человеческих поступков. Уровень морали говорит о степени развития общества в целом; мораль является сдерживающим фактором, который не допускает острые противоречия и конфликты, которые могут возникать в общественных отношениях.

Таким образом, мораль и нравственность – это разные понятия. Часто эти термины используются как синонимичные – очевидно, в силу того, что сами обозначаемые ими понятия являются тесно связанными. Вместе с тем необходимо различать данные понятия. У одних людей эти понятия могут совпадать, а у других – кардинально не согласовываться друг с другом. Особенности сосуществования нравственности и морали выделяются в понятие этики, которая регламентирует нравственное и моральное поведение человека, возникающее в рамках определенной общественной группы. Главная функция этики – достижение баланса между общественной моралью и индивидуальной нравственностью.

Понятие морали тесно связано с понятием моральной ответственности. Моральная ответственность – это процесс анализа и осмысления выбора действий человеком в тех случаях, когда они (действия человека) могут затрагивать интересы других людей. Основу моральной ответственности составляет учет не только личных, но и чужих интересов. Отсутствие моральной ответственности ведет к социальным конфликтам, что разрушает общественную стабильность.

Итак, важнейшими категориями этики являются: добро, зло, честь, долг, совесть, благо, ответственность, справедливость, добродетель и нек.др. Вся традиция этики замыкается на решении вопроса о том, что есть должное для человека – т.е соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Выработанные обществом нормы морального поведения позволяют людям сосуществовать, а выражаются они в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как дОлжно себя вести. Золотое правило морали: не делай другому то, чего не хочешь себе. (Или, несколько иначе, без отрицания в императиве: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.) Отсюда следует ряд положений (императивов), следуя которым можно повысить эффективность как делового общения, так и коммуникации вообще, в любой сфере и ситуации: (а) в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе (б) нравственное отношение окружающих к нам зависит только от нас самих; (в) когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основное правило – начни с себя.

Этикет (от франц. «ярлык, этикетка») – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (манеры, одежда, обхождение с окружающими, правила поведения в общественных местах и др.).

Речевой этикет ( далее – РЭ) – это выработанные обществом правила д`олжного речевого поведения, основанные на нормах морали и национально-культурных традициях, обязательные для всех членов общества. Правила РЭ устойчиво закреплены в речевых формулах, но в то же время являются исторически изменчивыми.

Функции РЭ: контактоустанавливающая (ООО! Кого я вижу!; Добрый день! и под.); функция ориентации на адресата (апеллятивная, или призывная (Извините, а как пройти к…?; Дорогие друзья!; Господа! и под.); конативная – функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речи (ср.: Саша! Сашок! Александр! Уважаемый Александр Александрович! Дорогой Саша! Санёк! Санька!); регулятивная (регулирует характер отношений между адресатом и говорящим, показывает характер волеизъявления по отношению к собеседнику – в ситуациях просьбы, совета, приглашения, требования, мольбы, приказа и под.: - Проходите, пожалуйста! - в ситуации у дверей, просьба войти или выйти; - Вы не могли бы закрыть окно?; Вам не будет трудно подвинуться? и под.– побуждение к действию, просьба, а не вопрос); эмотивная (связана с выражением эмоций, чувств, оценок: Я так рад вас видеть! И кто это к нам идёт! и под.). Данные функции обычно реализуются не в чистом виде, а в соединении друг с другом, но какая-либо может преобладать.

Этикетные формулы речи – типовые готовые фразы и конструкции, которые регулярно употребляются в высокочастотных бытовых или официальных ситуациях при корректном общении. Формулы извинения, просьбы, приветствия и прощания, благодарности, согласия и несогласия, отказа, поздравления, обращения, оценки и др. воспроизводятся как стереотипные единицы, отложившиеся и хранящиеся в нашем сознании в виде фонда готовых фраз. Этикетные фразы помогают организовать наше общение в той или иной ситуации с учетом социальных, возрастных, психологических факторов и сферы общения. Общество, мораль, этика предписывают использовать для общения в некоторой данной ситуации конкретные этикетные фразы-формулы, выбирая их из ряда возможных. Преднамеренное (или непреднамеренное) нарушение этих условий коммуникации может отрицательно повлиять на микроклимат в случае межличностного общения, в коллективе – в организации, в обществе, привести к конфликтам. Соблюдение правил РЭ – обязательное условие успешной коммуникации, когда коммуниканты должны заботиться о создании комфортной обстановки общения не только для себя, но в первую очередь – для собеседника, в частности, помнить об эвфемизации речи.

Под эвфемизацией речи понимается «смягчение» речи. Эвфемизм (греч.) – эмоционально нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичного сова или выражения, которое представляется говорящему неприличным, грубым или бестактным (ср.: оплата ритуальных услуг – оплата похорон). Исторически сложились способы перифрастической номинации всего, что может оскорбить вкус, чувства собеседника, нарушить культурные стереотипы общения при обсуждении определенных явлений (уход из жизни, интимные отношения, физиология человека, а также выражение волеизъявления и нек. др.). Дисфемизм – слово или выражение, являющееся более грубым, сниженным или пренебрежительным наименованием чего-либо по сравнению с нейтральным (или с более «мягким», эвфеместичным). Ср.: он умер – ушёл из жизни, покинул нас, ушёл в мир иной….. – дал дуба, сыграл в ящик ….

Таким образом, РЭ регулирует, что и как нужно/можно говорить в той или иной конкретной ситуации общения. Вместе с тем правила РЭ могут сводиться и к тому, чтобы вообще ничего не говорить. В этом случае регулируется речевое поведение не только говорящего, но и слушающего (ситуации совещания, лекции, конференции и под.).

 

К универсальным правилам речевого этикета, от соблюдения которых напрямую зависит успех коммуникации, относится этический принцип паритетности – равенства, кооперации, коммуникативного сотрудничества, поскольку в идеале цель любого общения – прийти к согласию, достичь договоренности. Для достижения (общей) цели коммуниканты должны помнить о соблюдении правил и законов корректного, бесконфликтного общения. Такие правила были предложены англ. и амер. лингвистом Гербертом Полом Грайсом (1913-1988), который пришел к мысли о том, что общение подчиняется достаточно строгим законам – неким предписаниям, в соответствии с которыми должно осуществляться целенаправленное и рациональное речевое поведение. Грайс сформулировал так называемый ПРИНЦИП КООПЕРАЦИИ (или СОТРУДНИЧЕСТВА): коммуникативный вклад участников на каждом этапе диалога должен соответствовать тому, что требует совместно принятая цель (направление) диалога. В рамках этого общего принципа выделяются более конкретные постулаты (максимы) общения, соблюдение которых в целом и означает соблюдение этого принципа. Если участники коммуникации стремятся к максимально эффективной передаче информации, то они как бы заключают договор выполнять ряд рекомендаций (и в речевом, и в неречевом поведении): 1) постулат количества (говори не больше и не меньше, чем требуется для выполнения цели общения); 2) постулат качества (не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований); 3) постулат отношения или релевантности (не отклоняйся от темы, говори только на заданную тему); 4) постулат способа (будь краток, будь организован, не употребляй непонятных слов и выражений, избегай неоднозначности).

 

Позже британский лингвист Джеффри Лич (1936-2014) дополнил максимы Грайса собственно моральным постулатом – принципом вежливости, включающим в себя шесть правил (максима такта, скромности, великодушия, одобрения, согласия, симпатии). Принцип вежливости понимается как особая стратегия речевого поведения, целью которой является предотвращение конфликтных ситуаций. В данной теории вежливость понимается как способ защиты от агрессии и способ её устранения или смягчения. Вежливость, выраженная в конкретных речевых актах или словах, становится способом минимизации угрозы. В связи с этим выделяются основные стратегии речевого поведения: (1) позитивная вежливость (выражение солидарности с адресатом) и (2) негативная вежливость (выражение определенных ограничений и сохранение дистанции или ее намеренное установление).

 

В целом же, по мнению Н.И. Формановской, правила РЭ для говорящего, а также для слушающего (!) могут быть сведены к некоторому списку элементарных, на первый взгляд, и очевидных правил вежливости, однако парадокс в том, что именно эти простые правила обычно намеренно или ненамеренно не соблюдаются. Так, правилами для говорящего являются: доброжелательное отношение к собеседнику, проявление уместной вежливости, умение выбрать тему, уместную в данной ситуации и представляющую интерес для собеседника; нельзя ставить в центр внимания собственное «я» и, соответственно, ставить в центр внимания слушающего; использование невербальных средств – в разумных пределах и т.д. Правила для слушающего состоят в первую очередь в том, чтобы отдавать предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности, ставить в центр внимания говорящего и его интересы – не перебивать его, относиться к говорящему доброжелательно и уважительно, терпеливо, уметь вовремя оценить речь собеседника и т.д. При всей своей очевидности эти правила должны войти в привычку и стать нормой для каждого. Главное: не наносить своему собеседнику ущерб (обиду, оскорбление, неуважение, бестактность, пренебрежение, унижение, демонстрация активного доминирования и под.).

Категория вежливости противопоставляется категории грубости. Грубость – это откровенная недоброжелательность к окружающим, невнимание к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать своё раздражение, непредумышленное или намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, развязность, сквернословие, употребление унизительных прозвищ и под. Таким образом, проявление грубости нарушает коммуникативные нормы.

 

При этом важно понимать, что ЭТИКЕТ и РЭ в том числе в отличие от морально-нравственных, этических норм, которые имеют всеобщий, универсальный характер (не убий, не укради, будь честен и под.), имеет национально-культурную и социальную специфику.

Так, по мнению В. Жельвиса, постулаты Грайса и Лича применимы в «цивилизованном», «приличном» обществе. (Кстати, и сами Грайс и Лич понимали и отмечали, что их максимы – это правила некоего идеального общения.) Вежливость обеспечивает обществу выживание, а грубость? Эти категории относительны: то, что считается вежливым, приличным в одном национальном социуме или социальном слое, в другом – нет (т.е. считается неприличным, избыточным, затрудняющим коммуникацию). Ср.: русские и поляки, британцы и под.; американцы и арабы и др.; «приличное общество» и «деклассированные слои»; «интеллигентная среда» и «простые люди» и под. Таким образом, целесообразным можно считать подход, при котором выделяется не только оппозиция «вежливость» - «грубость», но и промежуточная категория «социально-приемлемое обращение». Это более гибкий подход, который позволяет объяснить, принять, разрешить «невежливость» в ситуациях, например, дружеского, шутливого общения и под., когда адресат не расценивает употребление в свой адрес неуважительных, обидных в традиционном понимании слов как ущерб своей чести и достоинства. Однако в деловой коммуникации, такие слишком «демократичные» подходы неприемлемы!

 

В ситуациях официального общения должны прежде всего соблюдаться перечисленные выше правила. В то же время официальное общение, деловая коммуникация имеет свою специфику и с точки зрения РЭ. РЭ – важная составляющая делового этикета в целом. Так, из ряда следующих правил делового этикета, предлагаемых современным американским социологом и психологом Джен Ягер, большая часть оказывается связанной именно с РЭ: 1)делайте все вовремя, будьте пунктуальны; 2)не болтайте лишнего (необходимо хранить секреты как вашей организации, так и личного характера – ваши собственные и ваших коллег); 3)будьте любезны, доброжелательны, приветливы со всеми: и с коллегами, и с вышестоящими сотрудниками, и с нижестоящими, и с партнерами, и с клиентами; 4)думайте о других, а не только о себе – проявляйте сочувствие, понимание, внимание к окружающим; 5)одевайтесь как положено; 6)говорите и пишите хорошим языком.

В любой ситуации официального (не личного), делового общения нужно помнить об обязательности следующих правил: паритетность (право голоса имеет каждый); доброжелательность, неконфликтность; уважительное отношение к окружающим; такт (чувство меры), деликатность; внимание к другим. При общении коммуникантов с разным социальным положением это особенно важно. При этом подчиненные, нижестоящие по должности должны соблюдать субординацию и быть лояльны по отношению к вышестоящим; вышестоящие же, руководители должны быть вдвойне внимательны и доброжелательны к своим подчиненным. Кроме того, если говорить о коммуникации в деловой сфере, в рамках конкретной организации, предприятия, фирмы, нужно понимать, что помимо общепринятых этикетных норм существуют правила, сложившиеся в данном коллективе (выбор одежды, выбор обращения к коллегам, выбор ТЫ- или ВЫ-формул и др.), которым и рекомендуется следовать. Отдельного внимания заслуживают такие вопросы РЭ в деловой сфере, как дистантная коммуникация (правила ведения телефонного разговора, ведение деловой переписки), общение с клиентами, деловые переговоры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: