Разделы/темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_________________С.В.Авдашкевич

«____» _____________ 2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины

 

М2.Б.2 История и методология юридической науки

Направление подготовки: 40.04.01 «Юриспруденция»

Направленность (профиль) ОП ВО: Правозащитная деятельность

Уровень высшего образования: магистратура

Форма обучения заочная

Санкт-Петербург

2015

Обсуждено

на заседании кафедры теории и истории государства и права

________________ 2015 г., протокол №

 

Зав. кафедрой _________________ / Лядов А. О./

 

 

СОГЛАСОВАНО

Директор института электронного обучения _______________В.В. Нарышева

 

Ведущий специалист института электронного обучения ______________ К.А. Платонов

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «История и методология юридической науки» (далее – ИМЮН) - в том, чтобы обучающийся освоил основные понятия, принципы и концепции из области методологии и истории юридической науки, которые лежат в основе современного научного познания и понимания государства и права и которые необходимы как для изучения других юридических и смежных дисциплин, так и для практической работы.

Задачи курса:

§ выработать современное понятие о научном исследовании;

§ выработать определение методологии права как самостоятельной области познания;

§ получить базисные знания об истории юриспруденции и об особенностях современной правовой науки;

§ знать основные методологические понятия, принципы и концепции и их роль (функции) в юридическом познании на протяжении истории и в настоящее время;

§ уметь различать и оценивать познавательные возможности различных методологий, школ и стилей в юриспруденции;

§ овладеть навыками методологического анализа различных форм и видов знаний о праве.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся (ОК, ПК, ПКВ):

ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права
ПК-14 способность организовывать и проводить педагогические исследования

В результате изучения дисциплины «История и методология юридической науки» обучающийся должен:

знать исторические типы научного познания
понятие и принципы методологии юридической науки
методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания
различные стили и методы юридического познания;
специфику педагогических исследований
критерии оценки политико-правовых доктрин
уметь применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права
для использования в процессе правотворчества и управленческой деятельности
повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
квалифицированно проводить научные исследования в области права
владеть методологией научного изучения политико-правовых явлений
приемами и методами преподавания юридических дисциплин и воспитания слушателей

Место дисциплины в структуре магистерской программы.

Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» (М2.Б.2) входит в базовую часть образовательной программы высшего образования (далее – ОП ВО), реализуемой в СПбУУиЭ при подготовке магистрантов по направлению «Юриспруденция» (направленность/профиль: «Правозащитная деятельность»).

Дисциплина изучается на 1-м курсе магистратуры.

Освоение программы данной дисциплины опирается на знания, ранее полученные студентом при изучении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Философия» и др.

Освоенные студентом вопросы и темы по дисциплине ИМЮН могут быть базовыми для таких дисциплин и практик, как «Сравнительное право», «Научно-исследовательская практика», а также для написания магистерской диссертации и др.

Объем дисциплины

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Курс
   
Аудиторные занятия (АЗ):      
В том числе:      
Лекционные занятия (ЛЗ)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинарские занятия (СЗ)      
Самостоятельная работа студента (СРС)      
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)      
Контактная работа (КоР)      
Форма промежуточной аттестации (часы) экзамен (9) экзамен (9)  
Курсовая работа (КР) - -  
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ 108/3 108/3  

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Содержание темы
Раздел 1. Методология юридической науки
  Специфика правовой науки Современные представления о научном познании. Понятие и принципы методологии юридической нау ки как самостоятельной области юридического познания. Юридическая наука как особый вид познавательной деятельности и ее основания (принципы). Объект и предмет правоведения. Формы и уровни научного знания о праве. Всеобщность научных знаний о праве. Методы научного познания юридических явлений. Типологические и видовые классификации юридических наук. Проблема обоснования юридических знаний. Понятие юридической истины и ее критерии. Юридическая наука как специальный (профессиональный) социальный институт. Исторические условия, причины и формы институционализации юридического познания (знания). Понятие «научная школа» в юриспруденции. Роль научных школ и дискуссий между ними в развитии правовых знаний. Научная идеология и ее составляющие в юриспруденции. Правовая наука и правосознание (правопонимание). Научные доктрины и их роль в праве. Юридическая наука как феномен культуры. Социокультурные основания юриспруденции. "Стиль правового мышления": понятие, виды. Внутринаучные и "внешние" функции юриспруденции. Основные этапы в истории юридической науки (проблема периодизации). Юридические типы научного познания
  О понятии «методология юридической науки» Определение понятия «методологии юридической науки». Цели и задачи методологии правоведения. Соотношение понятий «познание» и «понимание» применительно к праву как философская и методологическая проблема. Источники юридической методологии. Несводимость методологии к истории юридической науки. Роль лидирующих научных дисциплин в формировании и развитии юридической методологии. Методологический анализ науки и философия науки (эпистемология) как основные виды методологического познания в правоведении.
  Основные понятия и содержание юридической методологии Основные методологические формы научных знаний в юриспруденции (представление, понятие, принцип, концепция, теория). Уровни методологических знаний: метаэмпирический, метатеоретический. Научная проблема: понятие, виды, место и роль в развитии правоведения. Методология о стадиях научного познания. «Контекст открытия» и «контекст обоснования» (Раушенбах). Понятие о внутринаучном производстве и потреблении юридических знаний. Понятие методологической нормы. Виды норм в юридической методологии. Нормы-функции, нормы-формы, нормы-цели (познавательные модели), нормы-идеалы, нормы-принципы. Особенности применения методологических норм на различных этапах исследований правовых явлений. Соотношение понятий «норма», «средство», «метод» и «план» («программа») научного исследования. Основные методологические уровни и п риемы познания в правовой науке.
  Методологические основания развития юридической науки Научный опыт как источник методологического знания. Научные парадигмы: понятие, виды, методологические возможности. Фундаментальные (общие) научные теории и их методологическое значение. Общенаучные движения и их категориальные подходы. Деятельный подход. Системный подход и его версии. Синергетика. Кибернетика. Философские концепции и их роль в юридической науке. Философские методы и их применение в правовой науке. Философия о развитии науки о праве. Различные культурно-исторические стили и образы юридического познания.
Раздел 2. Исторические этапы развития юридического познания
  Становление методологии юриспруденции в Античную эпоху и в Средние века Античное познание правовых явлений и его характерные черты: описательность, сравнительность, натурфилософичность. Натуралистические и метафизические концепции права. Великие римские юристы и историки права: особенности методологии и их вклад в правоведение. Изучение права в Средние века и в эпоху Возрождения: его стилистика, логичность, отвлеченность, доктринальная (религиозная) обоснованность. Теологические концепции права. Возрождение римского права и его изучение в средневековых университетах. Школы глоссаторов и неоглоссаторов и их достижения.
  Методология права в Новое время Становление классической правовой науки в Новое время. Рационалистические концепции "естественного права". Парадигмальность юридической науки XVIII в. (централизм, камералистика, нумералистика). Концепция общественного договора и ее значение в борьбе с абсолютизмом. Концепция правового государства и ее роль в становлении новых демократий и их конституций (США, Франция…).
  Методология права в ХIХ столетии Тенденции развития правового знания в Новейшее время. Историцизм, социальный позитивизм, психологизм как методологические основания неклассической юридической науки и правопонимания. Систематизация национального и международного права как методологическая программа. Особенности развития правовой науки в России в пореформенный период (1861-1919 г.г.) и ее достижения. Развитие юриспруденции в XIX веке: факторы, особенности методологии. Идеалы позитивной науки и их влияние на развитие юриспруденции и права. Социология права как методологическая программа: понятие, виды, основные понятия и принципы, представители. Юридический позитивизм как методологическая программа: понятие, виды, основные понятия и принципы, представители.
  Методология права в ХХ столетии Развитие правовой науки в ХХ в.: от классической к неклассической методологии. Мировые войны и правовые реформы. Революции и проблема нового правопронимания. Реформы и возрастающая роль в них научной юриспруденции. Концепции социальной справедливости социального государства и их влияние на развитие социальных демократий в современных условиях. Концепция "трех поколений" прав человека. Международное право в ХХ веке: научные доктрины и историческая практика. Философские и методологические принципы советского правоведения.
  Методологические проблемы в юридической науке на рубеже XX-XXI вв.   Особенности современной юридической науки и ее методологии. Новые объекты правового регулирования и изучения. "Критические исследования" в современной правовой науке. Дифференциация современной правовой науки. Интернационализация юридической науки в современных условиях, проблема несводимости различных культурно-правовых традиций и школ. Интеграция современной правовой науки с естествознанием, техникой и другими социальными науками (технологиями). Проблема научности (объективности знаний) в современной правовой науке. Методологический анархизм и плюрализм в юриспруденции. Современные типы правопонимания ("критический рационализм", "феноменологизм" и др.) и их значение для юридической науки. Проблема преодоления позитивизма в юридической науке. Методологические особенности развития правовой науки в истории России. Особенности методологии советского правоведения. Методологическая ситуация в правовой науке в современной России. Правоведение и его значение для модернизации российского государства и права. Возрастающая роль юриспруденции в процессе всемирной глобализации и сближении (конвергенции) основных правовых систем. Методологические проблемы международно-правовых исследований.

Разделы/темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов/тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин (с указанием тем)
   
  Научно-исследовательская практика + +
  Сравнительное правоведение + +
  Диссертация + +



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: