От шраддхи до анатрха-нивритти




 

Предметом нашего обсуждения являются стадии развития в преданном служении. Вчера мы обсуждали то, каким образом человек, являющийся жителем этого материально мира, может получить бхакти и стать преданным. Было выдвинуто несколько предположений о том, как человек может получить бхакти. В итоге мы сошлись на том, что бхакти можно получить через преданных, в частности, через милость мадхьяма-адхикари, преданных среднего уровня, т.к. постоянной деятельностью мадхьяма-адхикари является проповедь, распространение сознания Кришны невинным людям.

Начинающие преданные, каништха-адхикари, обычно материалистичны, и им сложно давать сознание Кришны другим, за исключением тех случаев, когда они вдохновляются и на какое-то время входят в настроение, в котором пребывают мадхьяма-адхикари. Также обычно обретение бхакти происходит и не через уттама-адхикари, преданных высшего уровня, т.к. очень часто бывает так, что они не проповедуют, а постоянно воспевают Святые имена. Но если уттама-адхикари, по наставлению своего духовного учителя, получает указание, так сказать, «спуститься» на уровень мадхьяма-адхикари и проповедовать, то он может это делать. Это не означает, что он действительно спускается вниз и теряет свое возвышенное положение, он просто совершает определенные виды внешней деятельности, которую обычно совершают мадхьяма-адхикари, но при этом он остается уттама-адхикари. Есть интересное высказывание по этому поводу: «Каништха-адхикари, преданные начального уровня, могут быть способны поддерживать самих себя как преданных, а могут и не быть на это способны. Но мадхьяма-адхикари может влиять на множество людей, чтобы они становились преданными, и также он сам является сильным преданным. Но если уттама-адхикари становится проповедником, то он может привлечь весь мир». И мы это видели на примере Шрилы Прабхупады.

При общении с проповедниками различного уровня людям становится интересно сознание Кришны, и они получают шраддху, веру, в сознании Кришны. Обычно очень быстро это приводит их на вторую стадию – садху-сангу. Если им становится интересно, и они вдохновлены, то они хотят прийти и получить больше опыта. Тогда они находят преданных и начинают общаться с ними. В «Мадхурья-кадамбини» не приводится детального описания стадии садху-санги, но предполагается, что именно благодаря общению с преданными человек может увидеть то, на сколько преданные замечательные; вдохновиться этим и захотеть стать таким же, стать счастливым в сознании Кришны. Поэтому у нас здесь есть центр «Гаура», и поэтому у нас здесь есть вы. Люди могут общаться с вами и вдохновляться этим. Шрила Прабхупада говорил, что именно для этого нам нужны такие центры, чтобы люди, у которых проснулся какой-то интерес, но пока что еще не очень сильный, могли прийти и получить общение чистых преданных. Когда такие люди вдохновляются стать такими же преданными, они начинают совершать преданное служение. Другими словами, непосредственное совершение преданного служения зависит от общения с преданными и основано на общении с преданными. Общение с преданными является чрезвычайно важной частью в сознании Кришны, и поэтому мы должны научиться тому, как правильно общаться с ними. В частности, не совершать оскорблений по отношению к преданным, потому что, если мы оскорбляем преданных и не ведем себя должным образом, это будет влиять на нашу способность совершать преданное служение, т.к. стадия общения с преданными стоит перед стадией совершения преданного служения. Мы всегда должны помнить об этом и тщательно размышлять над этим. Шрила Прабхупада часто цитировал следующий стих:

йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха, на ме бхактāш́ ча те джанāх̣

мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс, те ме бхакта-тамā матāх̣

«Тот, кто говорит, что он Мой преданный, на самом деле таковым не является. Но тот, кто говорит, что он является преданным Моего преданного, такой человек является Моим преданным».

Мы должны тщательно проанализировать этот стих и принять эти наставления близко к сердцу. Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» цитирует стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.19.21), в котором Кришна говорит: «Абхиванданам мад-бхакта пуджабхйдхика, - поклонение Моему преданному является самой высшей деятельность». Шрила Джива Госвами, ссылаясь на этот стих, дает очень интересный комментарий о том, что служение преданным является более эффективным способом развить любовь к Кришне, нежели пытаться самим развить в себе любовь к Кришне. Понимаете? Возможно, что это звучит не совсем обычно, но идея того, что отношения с преданными и общение с ними является первоочередным обсуждается очень часто.

Далее Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур переходит к описанию третей стадии, которая называется бхаджана-крия. «Бхаджана » означает «преданное служение», а «крия » - «деятельность». Дословно – «деятельность в преданном служении», или активное совершение преданного служения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит очень интересное описание того, с какими проблемами могут столкнуться те, кто только встал на стадию преданного служения. Их, на мой взгляд, насчитывается шесть:

1. Утсаха-майи. «Утсахан» переводится как «энтузиазм», а «майи » - «майя », или «иллюзия». Другими словами, это ложный, или иллюзорный энтузиазм в практике преданного служения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает это с ребенком, который только что поступил в школу и набрался совсем немного знаний, но уже думает, что он великий ученый. Он просто наполнен этим ничем не обоснованным энтузиазмом. Как однажды, много лет назад, я наткнулся на книгу, которая называлась «Выучить русский язык за 30 дней». Я подумал, что это очень хорошо, т.к. у меня есть 30 дней. И я начал изучать. Я изучал и изучал, и изучал, и через 30 дней я понял, что я не понял русский язык. И сейчас, спустя 15 лет, я все еще сражаюсь с русским языком. Человек может выучить несколько окончаний в русском языке: «Кришна, Кришне, Кришну...» - и думать, что знает русский язык. В сознании Кришны происходит что-то подобное, и человек, находящийся в таком положении, не может понять, кто старший, а кто младший. Он может получить наставления от человека, который младше него и дать наставления тому, кто старше. Он может легко впечатлиться какими-то материальными аспектами сознания Кришны. Я помню, что, когда я жил в Бхактиведанта-мэнор, иногда, 1-2 раза в год, приезжал Джордж Харрисон. Когда Шрила Прабхупада приезжал к нам, то он тоже приезжал. Несколько старших преданных проводили ему экскурсию по дому, чтобы он посмотрел, как идут дела. Когда это происходило, то можно было видеть, как за ними идут 20-30 преданных: «Смотрите, Джордж Харрисон! Вау!» Преданные неофиты очень легко подвержены вот таким материальным вещам в сознании Кришны. Они не способны понять, кто есть кто среди преданных. Могу рассказать вам одну интересную и удивительную историю на этот счет. В Амстердаме в 1972 году Шрила Прабхупада установил Божества в новом храме, Божества Радхи и Кришны, Радха-Гопинатха. Сейчас они находятся в Радхадеше. У преданных это было новое здание, в котором проходила церемония установления Божеств, на которой был Шрила Прабхупада. Они готовились к огненному жертвоприношению, но они все делали неправильно, а весь этот процесс показывался по национальному телевиденью. Они все делали неправильно, и Шрила Прабхупада очень огорчался. И вот практически все было готово, была сделана арена для жертвенного огня, и Шрила Прабхупада спросил у президента храма: «А где фрукты?!» Дело в том, что вокруг этой ягья-кунды, так она называется, должны быть овощи и фрукты, но вокруг нее ничего не было. Президент с энтузиазмом отреагировал на этот вопрос. Он побежал на кухню и сказал, что Шрила Прабхупада хочет фруктов. Преданные на кухне прекратили делать все, что они делали. Они собрали все фрукты, которые только могли найти. Однако они не поняли, в чем заключалась ситуация, но при этом точно знали, что, когда Шрила Прабхупада хотел фруктов, он обычно хотел фруктовый салат. Буквально за 2 минуты они соорудили огромный, прекрасный фруктовый салат. И вот президент храма выходит в зал с этой огромной миской фруктового салата и говорит: «Вот фрукты, Шрила Прабхупада». А я уже говорил, что ошибок было допущено очень много, и Шрила Прабхупада все больше и больше разочаровывался. Тут появляется фруктовый салат. Это было последней каплей для Шрилы Прабхупады. Он сидел на своей вьясасане и просто молчал. Рассказывают, что, когда Шрила Прабхупада злился, он всегда говорил причину, но, когда он злился по-настоящему, то он вообще ничего не говорил. Шрила Прабхупада просто опустил голову и смотрел в сторону. Рядом с вьясасаной стоял один парень-хиппи с длинными жирными волосами, с бородой и т.д., но он был чуть-чуть преданный и у него были четки. Он стоял, повторял джапу на четках, наблюдая за всем, что происходит. Он видел, что Шрилу Прабхупаду это все очень беспокоит, а тут еще появляется этот фруктовый салат, и Шрила Прабхупада просто молчит и смотрит в сторону. Тогда этот парень наклонился к нему и сказал: «Шрила Прабхупада, просто повторяйте Харе Кришна». Шрила Прабхупада посмотрел на него и спросил: «Ты кто?» Затем он взял свои четки и просто начал повторять Харе Кришна. Это хороший пример утсаха-майи. Это энтузиазм в сознании Кришны, в котором присутствует большая степень иллюзии. Это первая из шести проблем, о которых говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, и он также говорит, что все эти проблемы приходят одна за другой.

2. Гхана-тарала. Дословно это обозначает «толстый и худой». Другими словами, иногда большой энтузиазм, а иногда никакого энтузиазма вообще. То вверх, то вниз, то вверх, то вниз. У меня был такой опыт. У нас был молодой парень, хороший бхакта, и он сильно вдохновился читать джапу. В нашем ашраме брахмачари, в центральном храме в Лондоне, было две маленькие комнаты. Каждая из них была примерно по 15 квадратных метров, и в каждой комнате находились минимум по 20 преданных. Вот такие старые добрые времена были. А этот парень вдохновился читать джапу. Он встал в 2 часа утра, принял хороший душ, как полагается только холодной водой, надел чистую одежду, взял четки и в 2:30 утра начал ходить из одной комнаты в другую громко воспевая Харе Кришна. Очень громко воспевая. Преданным это не понравилось, и через некоторое время они окружили его и начали на него кричать, что он негодяй, и, что он всем не дает спать. Бедняга отправился спать и проспал всю утреннюю программу и даже прасад. Вы должны знать, что если кто-то проспал прасад, значит с ним серьезно что-то не так. В Англии слово «бхакта » произносят как «бхэкта », поэтому этого преданного прозвали «бхэкта бэд», что практически означает «обратно в постель». И это еще одна проблема для тех, кто только начинает свой путь в преданном служении.

3. После того как преданный новичок начинает немного прогрессировать, у него может появиться третья проблема, которая на санскрите называется Вьюда-викалпа.. «Вьюда-викалпа » дословно – «обширные умственные размышления». Это размышления о самом себе, своей жизни, что я должен делать и т.д. Преданные могут сойти на эту платформу ума, и в голове начинают постоянно крутиться такого рода мысли. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что в жизни преданных может быть несколько вещей, о которых преданные могут вот так вот обширно думать, но есть одна основная - стоит ли мне продолжать сохранять целибат или же стать грихастхой. Если я стану домохозяином и привяжусь к противоположному полу, что же со мной тогда произойдет? Я же могу пасть или вообще в ад пойти. А если я не удовлетворю свои желания в сознании Кришны, то тогда я могу разочароваться, и, когда мне будет 50, я пойму, что мне нужно было жениться. А вдруг я буду думать об этом в момент смерти, что же тогда со мной произойдет? Может мне все-таки стать благочестивым и религиозным грихастхой? Или все-таки отречься от этого, т.к. я знаю, что все это иллюзия, уехать во Вриндаван, повторять Харе Кришна и вернуться обратно к Богу. Что же мне делать? Я не знаю. О, Кришна, помоги мне! Может быть так, что я преждевременно откажусь от семейной жизни и из-за этого буду думать о ней в момент смерти? Понимаете, о чем идет речь?

4. Вишая-сангара. «Вишая » означает «удовлетворение чувств», а «сангара » - «объявлять войну», что значит «объявлять войну удовлетворению своих чувств», потому что я не это тело. Кому вообще нужно это глупое тело? Я не буду поддаваться нуждам этого тела, потому что я - духовная душа. И я буду независим от этого тела и буду жить как душа. Поэтому я не буду спать и не буду есть, может только совсем чуть-чуть. Вы знаете, что такие преданные, как: Шрила Прабхупада, Бхактивенод Тхакур - они спали всего по 2-3 часа в сутки, и при этом никто и никогда не видел, чтобы Шрила Прабхупада засыпал. Иногда он читал джапу с преданными, и он никогда не засыпал. Но если преданный неофит пытается следовать такому стандарту отречения, то это практически невозможно. Есть очень много историй в сознании Кришны, когда преданные засыпали. Я вам расскажу одну такую. Вы можете себе представить, чтобы человек заснул, когда он стоит и распространяет книги другому человеку? Был у нас такой случай. А как на счет того, чтобы заснуть во время принятия прасада? Когда я только присоединился к преданным, у нас был один бхакта, который пытался вообще не спать, может он спал 2 часа максимум. Но знаете, что происходит, когда преданный пытается так поступать, не будучи при этом продвинутым? Происходит следующее, как только вы садитесь, то вы сразу же засыпаете, особенно, если практиковали такую садхану в течение месяца. И во время джапы этот парень садился и сразу же падал. Это происходило и на лекции по «Шримад-Бхагаватам», и даже тогда, когда он сам давал лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Мы ходили по Лондону и распространяли книги каждый день, и мы ездили на метро. И вот он садился в метро и тут же засыпал, а просыпался он только тогда, когда приезжал на конечную станцию. Он вставал, переходил на другую сторону, садился в поезд, который шел в обратную сторону, снова засыпал и опять ехал до конечной станции. А как на счет отказа от еды? Кому же нужно есть, если я духовная душа? Но что происходит с таким неофитом, который пытается перепрыгнуть через свою голову? Через какое-то время он принимает решение, что он был слишком строг, что ему нужно отдохнуть, и тогда он начинает спать целый день. Ведь мое тело - это тело Кришны, поэтому нужно давать ему достаточно времени для отдыха. В Лондоне Божествам предлагают бхогу шесть раз в день. И маха-прасад очень хорош. И вот такой преданный решает, что прасад - это Кришна, а он не может отказаться от Кришны. Он начинает кушать маха-прасад шесть раз в день. Как видите, так или иначе, это проблема. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что это подобно тому, как преданный объявляет войну наслаждению своим чувствам.

5. Нияма-акшана. Это означает, что преданный искусственно пытается увеличить свою деятельность в преданном служении. К примеру, он решает, что 16 кругов это для детей, и поэтому он будет читать 64 круга, а иногда и 108. Такой преданный пытается увеличить свою деятельность в преданном служении, но это происходит искусственно.

6. Таранга-рангани. «Ранга» означает «волны», а «таранга-рангани » то, что мы катаемся на волнах бхакти. Такой преданный уже немножко прогрессирует и иногда даже киртан ведет. К нему подходят другие преданные и говорят, что его киртан был очень хорошим. И вот на этих волнах таранга-рангани он думает, что киртан был действительно хорошим. Иногда такой преданный может давать лекцию, и его снова хвалят. В итоге, такой человек пытается наслаждаться тем небольшим опытом в преданном служении, который у него есть, но на самом деле этот опыт очень не велик. В некоторых частях света есть общины хинду, индусов, очень уважительно относящиеся к преданным, но при этом не разбирающиеся, кто продвинутый, а кто нет. И возможно, что вы только что пришли в храм, что вы только что научились завязывать дхоти так, чтобы оно не развязывалось и наносить тилаку так, чтобы она не выглядела странной. И вот вы идете от двери к двери в этой общине индусов. Они открывают вам дверь и говорят: «О, свами пришел». А иногда даже говорят, господин и госпожа свами. Они усаживают вас в доме и предлагают вам фрукты. А вы стали преданным всего лишь от силы месяц назад, и вы думаете о том, что это очень хорошо быть свами.

Итак, давайте перейдем на четвертую ступень бхакти, анартха-нивритти. Процесс анартха-нивритти означает, что человек в действительности начинает совершать прогресс в преданном служении. Это также означает, что, в какой-то степени он преодолел эти шесть проблем, о которых мы с вами говорили выше, но теперь такой преданный начинает чувствовать, как из его сердца начинают проявляться очень глубокие и сильные осквернения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о четырех основных типах анаратх.

Первый тип - это анартхи, происходящие из прошлой греховной деятельности.
Второйтип - анартхи, которые произрастают из благоприятной прошлой деятельности. Третий тип анартх проявляется в результате ошибок совершенных в преданном служении.
Четвертый тип - это анартхи, происходящие из апарадх, оскорблений.

Уверен, что нам достаточно легко понять анартхи, которые произрастают в нас из-за прошлой греховной деятельности. Например, такие вещи, как нарушение регулирующих принципов. У каждого преданного есть прошлое, и иногда оно не отпускает нас и пытается вернуть к себе. Привязанность к противоположному полу, интоксикациям и т.д. Однажды один преданный подошел к Шриле Прабхупаде и сказал, что сознание Кришны просто замечательное, что оно настолько замечательное, что он больше не испытывает никакого влечения к противоположному полу. Шрила Прабхупада внимательно посмотрел на него и сказал: «С тобой что-то не так». Иногда такие вещи просто преследуют преданных: девушки, парни, наркотики, рок-н-рол. Эти вещи давят на нас, и порой преданные возвращаются к таким вещам.

Затем идут анартхи, которые произрастают из нашей благочестивой деятельности в прошлом. Это более тонкий момент. Это означает сильную привязанность к гуне благости. Например, я не хочу выходить на Невский проспект и распространять книги, я хочу отправиться на ферму преданных и повторять Харе Кришна коровам и траве, потому что они тоже живые существа и это тоже преданное служение. Также такие анартхи могут проявляться в желании мукти, освобождения. В сознании Кришны это может проявляться как то, что преданный думает, что какое-то служение слишком сложное для него, и он хочет от него избавиться. Такой преданный хочет освобождения от страданий, освобождения от тяжелого служения. Порой подобного рода соображения могут становиться анартхами, которые будут направлены против преданного служения. Вчера вечером я рассказывал о девушке из Южной Африки, которая была веганом. Она была очень строгим веганом, а это гуна благости. Когда она увидела воскресный пир с большим количеством сметаны, сливок, панира, она подумала, что это сумасшествие, и ушла из сознания Кришны. Впоследствии она вернулась и стала хорошей преданной, но в тот момент гуна благости стала анартхой в сознании Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пытался сделать так, чтобы его ученики распространяли книги, но иногда они говорили ему, что не хотят этим заниматься, потому что тогда им придется бегать по улицам, останавливать людей, брать у них деньги, продавать им книги, а это раджа-гуна, гуна страсти. Поэтому иногда они отказывались выходить распространять книги, оправдываясь тем, что боятся пасть до гуны страсти. Они просто думали, что находятся в гуне благости. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ответил им на это очень тонко. Он сказал им: «У меня один вопрос, когда же вы подниметесь до гуны страсти?» Он указал им на то, что они были в тама-гуне.

Третий вид анартх - это анартхи, которые произрастают из ошибок в преданном служении. Например, вы путешествуете и проповедуете, вам нужно что-то покупать, чтобы есть, и, сами не зная того, вы покупаете продукты, которые содержат лук и чеснок. Есть одна интересная история. В ранние годы Шрила Прабхупада был в Маяпуре. Спустя какое-то время Шрила Прабхупада заметил, что многие преданные не приходят на утренние программы. Тогда он решил, что будет ходить от двери к двери и говорить преданным, что надо идти на утреннюю программу. Он стучал в дверь, преданные открывали, видели его и шли на программу. И вот Шрила Прабхупада постучался в одну из дверей, а оттуда раздался голос: «Уходи!» Шрила Прабхупада не ушел и еще громче начал стучать в дверь. «Убирайся!» - закричали за дверью. Но Шрила Прабхупада продолжил стучать. И вот преданный открывает дверь и кричит: «Убирайся!!!» А перед его лицом стоит Шрила Прабхупада. Вот это ошибка. Даже, можно сказать, наверное, апарадха. Иногда мы совершаем совершенно глупые ошибки. Порой звенит будильник, мы просыпаемся и думаем, что надо бы еще немного, еще чуть-чуть поспать, а просыпаемся через 2 часа и думаем, что совершили ошибку.

Четвертый тип анартх, самые серьезные анартхи, - это анартхи, которые произрастают из наших оскорблений. По сути это всем известные десять оскорблений. Мы не будем сильно в них углубляться, т.к. все знают о них, но важно то, что все они имеют очень глубокий эффект.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, как можно избавиться от этих анартх в зависимости от уровня, на котором вы находитесь. Есть пять уровней их устранения:

1) ограниченное, или частичное уничтожение (ека-деша-вартини), уничтожается около 20% анартх;
2) значительное уничтожение (баху-деша-вартини), уничтожение до 50%
3) общее уничтожение (прайики), 75%;
4) полное (пурна), примерно 100%;
5) абсолютное (атйантики), это как 108%, не остается даже намека.

Анартхи, которые произрастают из прошлых грехов, уничтожаются в значительной степени, до 50%, когда вы занимаетесь серьезным преданным служением, бхаджана-крия, до 100% они устраняются на уровне ништхи, а абсолютно на уровне асакти. Точно то же относится к анартхам, которые произрастают из благочестивой деятельности. Затем Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о степенях уничтожения анартх, произрастающих из ошибок в преданном служении. Когда вы только начинаете преданное служение, эти анартхи уничтожаются лишь в незначительной степени, потому что нельзя совершить ошибок в том, что вы еще не делаете. Такие анартхи полностью устраняются на уровне ништхи и абсолютно на уровне ручи. Но анартхи, которые произрастают из апарадх, имеют другую природу. Примерно на 20% они устраняются на уровне бхаджана-крии, в значительной степени на уровне ништхи, до 75% на уровне бхавы и полностью на уровне премы, но не абсолютно. Абсолютно они устраняются только тогда, когда вы входите в свои вечные отношения с Господом Кришной. И здесь встает интересный вопрос. Мы вчера говорили о том, что бхава - это начало премы, и она уже относится к совершенству. Но если она относится к совершенству и является частью премы, то, почему мы проводим различие между ними? Потому что на уровне бхавы еще могут присутствовать некоторые остатки этих апарадх, так сказать, хвосты, поэтому степень их уничтожения на этом уровне доходит только до 75%. Поэтому у нас появляются такие личности как Бхарата Махарадж. Знаете, что с ним случилось? Он был на уровне бхавы, и привязался к оленю, поэтому в следующей жизни сам стал оленем. А бхава является началом совершенства. Джива Госвами обсуждает пример Бхараты Махараджа в «Бхакти-сандарбхе». Даже в самом «Бхагаватам» не объясняется причина, почему же он привязался к оленю. Но мы можем понять, что это, скорее всего, произошло из-за нама-апарадхи, в связи с тем, что остался какой-то хвост какого-то оскорбления. В противном случае, как бы он мог пасть? Ведь к уровню бхавы пришел конец всех последствий греховной и благочестивой деятельности, но при этом остались те проблемы, которые идут из оскорблений в прошлом. Поэтому мы должны быть очень осторожны с оскорблениями. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует стих из второй песни «Шримад-Бхагаватам» о том, что, если при воспевании Харе Кришна слезы не льются из ваших глаз, а тело не дрожит в экстазе, то ваше сердце заковано в железную клетку. Что это означает, что оно заковано в железную клетку? Это значит, что оно покрыто оскорблениями. Преданные, конечно же, могут говорить, что они не совершают оскорблений, но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур на этот счет говорит, что мы никогда не должны так говорить. Особенно в том случае, если мы только начали повторять Харе Кришна.

Итак, мы должны очень внимательно относиться ко всем этим апарадхам, особенно к тем, которые произрастают из оскорблений.

Вопрос: Должны ли мы учитывать уровень преданных, когда служим им? Благо одинаковое? Иногда преданные становятся потребителями, когда им служишь, как правильно поступать?

Ответ: Вы знаете, мы не должны проводить слишком глубокий психоанализ по отношению к другим преданным. Мы должны различать три уровня преданных по отношению к нашему положению: те, кто младше нас, те, кто более-менее равен нам и те, кто старше нас. Мы должны стараться помогать младшим, мы должны стараться дружить с равными в сознании Кришны, и мы должны служить старшим и задавать им вопросы. Думаю, что это основная идея.

Вопрос: Что делать преданному, если прошлая греховная деятельность пробудилась и тянет обратно?

Ответ: Мы должны принимать прибежище у преданных и Святого имени. Мы должны попытаться понять, что стало причиной для этого, ведь раньше все было хорошо, но сейчас не так хорошо, ведь у меня появилась эта проблема. Возможно, я начал делать что-то не так, раз эта проблема появилась. С помощью преданных и духовного учителя, мы можем понять, что же мы делаем не правильно. С помощью преданных и Святого имени мы можем преодолеть эту проблему и двигаться дальше.

Вопрос: Как понять, что я завышаю свои стандарты или наоборот беру слишком мало ответственности? Где грань?

Ответ: Если говорить кратко, то в сознании Кришны хорошо иметь здравый смысл. Шрила Прабхупада говорил, что здравый смысл встречается не так уж и часто, поэтому нужно, чтобы было немножко разума. Если у вас его недостаточно, то подойти к тому, у кого его достаточно. Поэтому у нас есть наставники и друзья в сознании Кришны, руководство в сознании Кришны. Если я сам не могу разобраться в том, что беру я слишком много, или слишком мало, то через сангу с преданными мы сможем понять это.

Вопрос: Зачем Кришне нужны дживы, если Он Сам самодостаточен?

Ответ: Ни то, чтобы Ему нужны дживы, но Ему нравятся дживы, потому что дживы увеличивают наслаждение. Если бы не было джив -преданных, то Кришна, как бы, был меньше счастлив. Он все равно был бы полностью удовлетворен, но, когда есть дживы -преданные, то Кришна становится еще больше удовлетворен, еще более счастлив.

Вопрос: Как начинающему преданному найти баланс между садханой и посещением программ лично? В чем благо личного участия?"

Ответ: Если вам сложно понять в какой программе участвовать, а в какой нет, то обратитесь к более старшему и опытному преданному, который подскажет, что вам делать, а что нет.

Харе Кришна!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: