СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
1. История и концепция стиля Ар Нуво………………………………4
2. Развитие стиля Ар Нуво в разных странах………………..……..10
2.1 Франция…………………………………………………………….10
2.2 Германия…………………………………………………………..13
2.3 Скандинавия………………………………………………………14
2.4 Россия………………………………………………………………15
2.5 Италия……………………………………………………………..16
2.6 Испания……………………………………………………………16
3. Представители стиля Ар Нуво…………………………………….17
3.1 Виктор Орта……………………………………………………….17
3.2 Анри Ван де Вельде………………………………………………19
3.3 Эктор Гимар………………………………………………………19
3.4 Антонио Гауди…………………………………………………….21
3.5 Отто Вагнер……………………………………………………….22
3.6 Йозеф Гофман…………………………………………………….24
3.7 Адольф Лоос………………………………………………………25
3.8 Луис Камфорт Тиффани…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………….29
Введение
Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн, или Ар Нуво("Новое Искусство ").
Черпая вдохновение из непослушных аспектов естественной природы, Ар Нуво оказывает влияние на искусство и архитектуру, особенно прикладное искусство, художественную графику и книжную иллюстрацию.
Извилистые кривые - характерная особенность стиля - были получены, в частности, из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд " Kunstformen der Natur " (" Художественные формы в Природе "). Другие публикации, в том числе " Флористический Орнамент " (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и " Грамматика Орнамента " (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков "старых" стилей.
|
В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как метафора свободы и освобождения.
Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. [1]
История и концепция стиля Ар Нуво
Ар Нуво - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «модерн» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Всех их объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик. Индустриальная революция и растущая зависимость от машин явились катализаторами этой радикальной перемены.
|
Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Стиль Ар Нуво отличается следующими признаками:
· использование орнаментов, в основу которых положены природные формы (цветы, виноградная лоза, раковины, перья птиц, крылья насекомых) и абстракции. S-образные линии и линия «удар бич» главный мотив Ар Нуво;
· использование современных материалов (железа и стекла), предметов, изготовленных промышленным способом, и электричества;
· применение витражей;
· неброское цветовое оформление;
· «мягкое» освещение;
· тесная взаимосвязь с изящными искусствами, использование живописи и скульптуры на фасадах и в интерьерах.
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
|
Период развития модерна имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г., начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.[4]
Условно выделяют 3 этапа развития стиля:
· Первый (с 1890 по 1900 г.) — выдвижение задачи и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приемов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т. п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. п.
· Второй (приблизительно с 1900—1905 гг.) — характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.
· Третий (продолжавшийся примерно до 1910-х гг.) — отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х гг. значение модерна стало угасать.
Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). При этом следует иметь в виду, что разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно.
Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко. [2]
Конец XIX столетия в Европе ознаменован относительным миром и процветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности крупной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре.[3]
Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья "историзма", когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых "викторианских" гостиных.
Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. Машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. (рисунок 1). Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда один из критиков сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Рисунок 1 – «Удар бича», Герман Обрист
Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое.
У истоков концепции эстетического синтеза - ключевого понятий нового стиля - стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии.
Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.
Жизнеустроительный эксперимент Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, построивший для себя особняк "Блуменверф", для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых приборов до дверных ручек, но и разработал эскизы одежды для всей семьи (рисунок 2).
Рисунок 2 – Особняк "Блуменверф", Генри Ван де Вельде
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.
Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям.
В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки (рисунок 3).
А) | Б) |
Рисунок 3 – Украшения в стиле Ар Нуво: а) Брошь, Жорж Фуке по дизайну Альфонса Мухи; б) Кулон, Рене Жюль Лалик
Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.
На ином принципе строили поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем и представители "Венского Сецессиона". Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво (рисунок 4).
Рисунок 4 – Школа Глазго
Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам Чарльза Рени Макинтоша, во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов. [4]