Как создать эффективный имидж?




Единого общепринятого научного определения понятия «имидж» не существует. В переводе с английского, понятие «имидж» буквально означает «образ», «изображение», «точное подобие».

В то же время, слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Точнее было бы определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление, а нечтосозданное человеком. Имидж, парименительно к нашей задаче клиентской работы - это характеристика осознанно или бессознательно сконструированных и воспринимаемых другими людьми проявлений личности, организации, коллектива, группы специалистов.

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые представляются присущими субъекту или объекту. Причём, признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться, достраиваться. Имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе имиджа или в массовом сознании потребителей.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп клиентов.

Понятиями, родственными, но не тождественными понятию «имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет».

Имиджевая культура специалиста – это самопрезентация построенная на основе накопленных знаний, умений и соотнесенная с потребностями профессиональной социальной среды. «Наши заботы о своей социальной личности выражаются непосредственно в чувстве любви и дружбы, в нашем желании обращать на себя внимание и вызывать в других изумление, в чувстве ревности, в соперничестве, жажде славы, влияния и власти; косвенным образом они проявляются во всех побуждениях к материальным заботам о себе, поскольку последние могут служить средством к осуществлению общественных целей»[14].

Имиджевая культура органически соединяет в самопрезентации человека его природные и социальные качества, поскольку он существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую человек создаёт сам.

При этом и мидж выступает как транслируемый посредством определенных сигналов и обращенный вовне образ. Имидж ориентирован на восприятие клиентов, их реакции. Поэтому, иногда результатом имиджевого воздействия считают набор значений и впечатлений, посредством которых люди описывают объект, запоминают его и начинают относиться к нему определённым образом.

В то же время, визуальные, знаковые характеристики имиджа не просто слагаемые передачи информации, а во многом доминирующий процесс воздействия. Так, и мидж представляет собой эффективный способ подачи актуального сообщения клиенту, которое, воздействуя и влияя на имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры восприятия, закрепляется в его сознании.

Имидж – это манипулятивный психический образ обладающий большой регулятивной силой. Он призван влиять на сознание и бессознательное, на эмоциональную сферу личности. Имидж основан на инстинктивном, эмоциональном отреагировании, а также на анализе, размышлении и убеждениях.

Явление имиджа существует потому, что окружение на него реагирует. Это средство культивирования нужных реакций. Субъекты порождают типы имиджа, в котором заинтересованы. Никто не будет создавать себе отрицательный или конфликтный имидж, если это не является целью человека. Из всего набора наших характеристик мы отбираем и позиционируем в имидже те, которые, несомненно, будут выгодно для нас восприняты окружающими.

Кроме того, в различных источниках авторами (А.Ю.Панасюк, Г.Г. Почепцов,.В.М.Шепель, и др.) приводятся по разным основаниям следующие виды и характеристики имиджа:

Зеркальный (“реальный”) имидж – это имидж, который свойственен представлению специалиста о себе. Человек как бы смотримся в зеркало и рассуждает, каков он. Обычно этот вариант имиджа положителен, ибо люди любят себя и хотят видеть себя через «розовые очки». Именно поэтому такой имидж недостаточно объективен.

Текущий имидж – определяется как реакция других людей, (клиентов) на восприятие ими комплекса или системы имиджевых свойств личности (объекта). Именно в этой области находит своё применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формирует имидж в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики, это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. Самой важной задачей при этом становится получение не столько благоприятного, сколько актуального (в связи с целевыми задачами) имиджа.

Желательный имидж – это имидж, который должен вызывать желательные относительно других людей (клиентов), ситуации или деятельности реакции.

Корпоративный имидж – это имидж организации. Корпоративный имидж включает репутацию организации, её успех, степень стабильности.

Индивидуальный имидж – это имидж человека (специалиста) несущего в себе индивидуальные особенности делающие его особенным, не связанным по определенным имиджевым основаниям с общим имиджем группы, организации.

Групповой имидж – это общий имидж группы во всем спектре его слагаемых.

Имидж не обязательно должен быть модным, современным: прежде всего, он апеллирует к эмоциям. Имидж способен оказывать влияние на поведение клиентов, угождает целевой аудитории, где локализуется в сознании и провоцирует определенные реакции работая по циничной формуле двух «У»: «У» - угадать и «У» - угодить. Влияние имиджа ориентировано не на ментальную, а скорее на эмоциональную сферу и структуру бессознательного клиентов.

Из чего же складывается имиджевый капитал специалиста? Каковы его слагаемые? Из каких структурных элементов состоит имидж как система?

Можно представить имидж в изуально, предполагающим костюм, макияж, прическу, а также кольца, браслеты, мундштуки, сигареты и пр. фрагменты габитуса. «Встречают по одежке» - принцип формирования габитарного имиджа.

Визуальный образ отражает также конституцию человека, т.е. его телосложение, рост, полноту. Первое, что нам бросается в глаза при встрече с незнакомым человеком, - это его «размеры», что полностью соответствует теории психологии восприятия о доминантном восприятии объекта по месту, занимаемому на общем фоне.

Очевидно, что опираясь на приведенные слагаемые, следует различать в характеристиках подлежащее изменению (коррекции) и неизменное (не подлежащее коррекции).

В то же время, к части визуально воспринимаемого имиджа подлежащего коррекции следует относить одежду, косметику, парфюмерию, аксессуары и пр. Одежда является прямой имиджформирующей информацией. Надо ли говорить, что одежда специалиста должна быть чистой и опрятной? Вероятно нет, поскольку это правило. Однако необходимо хорошо знать какой костюм надеть на работе, ибо от этого зависит реакция клиентов, актуальных людей. Одеваться необходимо «под клиента» в зависимости с его установками и стереотипами восприятия:

- одежда не должна ассоциироваться с социальной группой, к которой актуальные люди относятся негативно и должна ассоциироваться с той социальной группой, к которой сформировано положительное отношение.

- одежда не должна быть яркой и кричащей.

Например: несколько старомодный и консервативный костюм-тройка лектора отождествляет его с социальной группой ученых, на которую у аудитории, т.е. у большинства присутствующих слушателей, сформирована позитивная установка.

В то же время, имидж проявляется кинестетически (кинетика - движение) - манерами, жестами, позой, походкой, движениями, пластикой, мимикой. В психологии под «кинестетикой» понимают особый вид языка человека, который проявляет себя как через жестикуляцию, так и через положение тела или частей тела в пространстве. Сюда же следует отнести мимику, походку и пластику. Важно очень хорошо владеть языком тела, кинестетикой своего тела, поскольку сложно контролируемый сознанием кинестетический язык отражает подсознательные влечения, установки человека. Иными словами, в то время, как речь у собеседника может быть убедительной и красивой, тело может выдать «тайные стороны» подсознания.

Следует помнить, что кинестетические проявления имеют важное значение в формировании мнения о человеке, его истинной системе установок - отношений. На основании таких проявлений формируется определенное необъяснимое чувство - мнение.

Отсюда важно научиться:

1 Создавать блоки на пути нежелательной кинестетической информации.

2 Презентовать, предъявлять кинестетически правильные и актуальные сигналы.

3. Изучить язык мимики и жеста и правильно использовать полученные знания.

Имидж транслируется вербальными и паравербальными проявлениями, т.е. тем, что говорит, как говорит, что и как пишет человек.

В связи с этим специалисту по работе с клиентами целесообразно овладевать мастерством речи, риторикой, социальной психологией общения.

Имидж проявляется в созданной имеющейся среде обитания – местом где работает специалист с клиентом (интерьером, цветом, наличием других людей и их особенностями и пр.).

В грамотно созданном имидже согласованы все детали - не только внешние атрибуты (стиль одежды, прическа, аксессуары, украшения и т.д.), но и голос, манера поведения, и даже окружение работают на заданную цель. Имидж жизнеспособен и убедителен лишь тогда, когда соответствует внутренним качествам специалиста, его характеру, темпераменту и образу жизни, что еще раз подчеркивает значения отбора кадров.

При этом, выбор имиджа и имиджевых характеристик специалистов - достаточно сложное дело дизайнеров внешности (имиджмейкеров), ведь он обязательно должен соответствовать мироощущению специалистов и установкам восприятия клиентов, в противном случае - будет вызывать неловкость и дискомфорт.

Вс связи с этим, исходя из понимания психологической сущности имиджа следует учитывать его важные отличительные особенности:

Во-первых, имидж должен обязательно формироваться под конкретную цель и задачи.

Во-вторых, имидж в большинстве случаев должен соответствовать социальным ожиданиям клиентов. Социальные ожидания – это система установок и стереотипов которую несут в себе люди. Социальные ожидания, желательно точно определять. Обычно это делается посредством социально-психологических и социологических исследований. Таким образом, имидж должен быть компромиссом между социальными ожиданиями клиентов и особенностями специалистов.

Имидж, при этом, не должен быть сложным и многогранным. Он должен быть простым, доступным для восприятия и осмысления, соответствующим сложившимся у большинства потребителей представлениям.

Наряду с характеристиками имиджа специалисты по имиджу выделяют стереотипы имиджевых моделей клиентов, которые должен различать специалист по клиентской работе:

- Бизнес – Леди - это очень привлекательный имидж, благодаря тому, что о нём в тайне мечтают многие из нас. Уверенная в себе, преуспевающая женщина. Внешний облик Бизнес-Леди соответствует её внешнему окружению и её внутреннему миру. Она всегда хорошо выглядит, её походка прямая, осанка горделивая. Деловой тёмный костюм, аккуратно собранные и ухоженные волосы, незаметный макияж, портфель, дорогая ручка и записная книжка, чёткая жестикуляция, кашемировое пальто, классическая обувь, дорогая и престижная марка машины, сотовый телефон у уха, съедаемое (пристальное) выражение лица.

- БизнесМен - его отличает изысканность, строгость, солидность и занятость. Человек, который не терпит подделок и суеты. Одет дорого и респектабельно: тёмно-синий костюм, белая рубашка, красный галстук, кашемировое пальто, шёлковое кашне, ухоженная стрижка, корректируемая раз в неделю. Размеренность в движениях и взгляд хозяина.

- Тусовщик и Тусовщица - демонстрируют знаковую принадлежность к какой-либо тусовке. Знаки отличиякакого-либо определенного круга. Границы возраста размыты. Как правило, одеваются, подчёркнуто в молодёжном стиле и не по возрасту.

- Светская Львица и Светский Лев - высокомерная, сверх уверенная особа, которая общается только с себе подобными. Одевается дорого, изысканно и по последней моде. Шлейф дорогих французских духов и слишком высокие требования к своим избранникам. Она живёт в соответствии с нормами и правилами “светского поведения”. Этикет для неё – это всё. Она выглядит так, как будто минуту назад покинула дорогой салон.

- Светский Лев – благовоспитан, холён, хорош собой, аристократичен. Держится и выглядит безукоризненно, имеет хороший вкус, любит антикварные аксессуары, воспитан, образован и интеллектуален. В отличие от Светской Львицы, не пренебрегает знакомством с женщинами не его ранга.

- Роковая женщина - это яркий контраст в облике и в одежде. Личность сложная и противоречивая. Белокожая брюнетка с алыми губами, слегка прищуренные аккуратно подведённые глаза, сканирующий взгляд, обувь на шпильке или каблук “стилет-то”, чулки, облегающая одежда по фигуре, удлиненное чёрное платье, яркие аксессуары в красно-рубиновых тонах, интрига во взгляде. Свойственна жестокость по отношению к своим жертвам, и крайняя эксцентричность. Общее впечатление от её облика – восторженный страх, благоговение и обречённость.

- Мафиози - бизнесмен с налётом романтизма. Суровый вид и равнодушие – сплошная маска на лице. Пара перстней в “три карата”, солнцезащитные очки в любую погоду, шляпа, длинное пальто, вальяжность в походке. Старается быть львом, но заметны элементы суетливости.

- Альфонс - молодой субъект, не отягощённый большим кошельком, но желающий обладать им. Хочет вызвать и страсть и сострадание одновременно. Хочет быть в центре Вашего внимания, сочетая в себе черты “дамского угодника” и “ловеласа”. Всегда старается держать себя в порядке, моден и влюблён в себя до безумия. Ухоженная причёска и руки, нарочитая небрежность в костюме, тщательно выбранный парфюм и элегантность во всём.

- Рубаха-парень - мужская дружба и пиво – единственные сокровища. Выглядит просто: джинсы, клетчатая рубашка и запах пива вместо парфюма; “душа на распашку”. Его любимый девиз: “Мужики, надо чаще встречаться!”

- Друг парней или “Своя в доску” - таким девушкам парни “плачутся в жилетку”, но никогда на них не женятся. Отсутствие в облике гендерного признака, открытое выражение лица, а взгляд полон сострадания.

- Вечная Студентка и Вечный Студент - демонстрируют нежелание зависеть от социальных ограничений и условностей. Недостаток средств с лихвой компенсируется индивидуальной, декоративной обработкой одежды и манерой ношения. Предпочитают такие элементы одежды, как джинсы, свитер, майки, ботинки на шнурках, бейсболки, футболки, молодёжные сумки или рюкзак на плече. Спортивная походка, живая речь и всегда весёлое, беззаботное настроение – здесь не живёт уныние и печаль.

- Бухгалтер в маленькой “фирмочке” - рыжий выкрас волос и едко-розовый цвет помады “цикламен” на губах, чёткая подводка глаз и рыже-коричневый цвет костюма с явно отсутствующими линиями силуэта. Женщина за 40, уставшая и разочарованная.

- Профсоюзный работник - костюм “тройка”, драповое пальто в “ёлочку”, пыжиковая или норковая” шапка-ушанка”. Любимый аксессуар – дипломат.

- Гей - обычно визажист или стилист. Обтягивающие брюки, серёжка в левом ухе, яркая рубашка, характерная пластика и манерность.

Изучением и конструированием имиджевых свойств субъекта (объекта), а также изучением и практическим преобразованием условий в связи с имиджевыми свойствами занимается имиджелогия.

Имиджелогия - это комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты исследований ряда наук, в том числе психологии, этнопсихологии, социальной психологии, педагогики, культурологии, истории, философии и др., целью которой, является создание методологических и методических основ для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. Профессиональная деятельность по созданию актуального имиджа, а также преобразованию существующего имиджа в интересах достижения определённых целей, называется имиджмейкингом. Специалист, профессионально занимающийся созданием и коррекцией имиджевых свойств, определяется как имиджмейкер.

 

Всякий, кто не овладел теорией и техникой познания природы человека, столкнется с большими трудностями…

Адлер А. (психолог, психиатр)

 

 

Что такое характер?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: