Вследствие глобализации многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением правил этикета тех стран, с которыми сотрудничают компании.
Местный этикет при ведении дел за границей — большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам.
Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.
Международный деловая этикет - это правила вежливого отношения каждого народа друг к другу, построенные на взаимоуважении национальных традиций, психологии наций, укладов жизни и религиозных воззрений.
Общие принципы международного этикета
Самое главное — научиться правильно делать следующее:
· произносить имена людей;
· есть;
· одеваться;
· разговаривать.
Знание этикета собственной страны еще мало что гарантирует. Необходимо твердо усвоить, что и как надо делать в тех или иных ситуациях в конкретных странах — США, Франции, Японии или Австралии.
Поэтому, чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов yспех.
Необходимо выучить хотя бы несколько вежливых фраз («спасибо», «пожалуйста») и научиться считать до 10.
Если вы не знаете, как следует обращаться к человеку, то называйте его по имени и фамилии.
Во многих странах считается хорошим тоном для приезжающих употреблять местную пишу.
Существуют универсальные правила этикета практически для всех стран:
· Уважение к традициям в еде, праздникам, религии и руководству страны, в которой вы находитесь.
- Не сравнивайте со своей страной.
- Ничего не критикуйте.
- Будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах.
- Не хвастайтесь большими деньгами.
- Ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь.
- Очень важны титулы, ими следует пользоваться.
- Корреспонденция должна иметь очень официальный характер.
- Приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте вашей визитной карточки была информация на языке этой страны.
- Обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны.
Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев.
· Не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, это имеет религиозный характер.
· Нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание и т.п.
· Важно правильно произносить имена. Их следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.
· Вежливость везде в почете, особенно в Азии.
Язык
Если вы не знаете языка страны, в которой пребываете, необходимо иметь переводчика на переговорах. Знание же нескольких основных фраз, как уже отмечалось, совершенно необходимо. При беседе через переводчика весьма желательно присутствие человека, хорошо владеющего обоими языками, с тем, чтобы он контролировал перевод и исправлял ошибки.
Если ваши местные партнеры говорят слишком быстро для вас, можете вежливо попросить их говорить медленнее, мотивируя это своим слабым знанием языка. Но не обвиняйте их никогда в том, что они быстро говорят. Точно также, если переговоры ведутся на вашем родном языке, не вините их за
акцент — говорите медленно, четко проговаривая слова. И еще: не рассказывайте анекдотов — слишком специфичен национальный юмор, как и сленг, которого также надо избегать.
Одежда
Одежда — существенный элемент, ибо она часть вашей внешности. Одежда должна быть неброской, хорошо сшитой и высокого качества.
Обычно полагается носить белые рубашки и темные костюмы.
Женщинам в деловые поездки лучше брюки не надевать, как и слишком короткие юбки или платья без рукавов.
Помните, что в буддийских храмах, мусульманских мечетях, японских домах и ресторанах, индийских и индонезийских домах запрещено находиться в обуви. Обувь ставится у входа, носками к двери.
Расходы
Не следует тратить сверх необходимого воду, тепло и свет, находясь в чужой стране.
В отдельных странах к телефонам подключены счетчики. Поэтому сначала предложите хозяину оплатить свой звонок, а затем звоните.
Чаевые
Отдельная и тонкая тема — чаевые.
Чаевые — сумма денег, добровольно выдаваемых обслуживающему персоналу сверх платы по счёту — «на чай».
Чаевые выплачиваются согласно традиции и составляют значительную (а иногда и основную) часть дохода персонала.
В ряде случаев отказ от чаевых расцениваются как нарушение этикета или даже как неэтичное поведение.
В то же время в некоторых культурах или обстоятельствах чаевых не ожидают, и предлагать их не следует, так как это может быть расценено негативно.
Давать чаевые необязательно, если плата за обслуживание автоматически включается в счёт.
Чаевые приняты не во всех странах.
Французы и австралийцы платят в ресторане ровно по счёту.
Принятая сумма чаевых тоже часто различается в разных странах.
· В Израиле считается хорошим тоном давать чаевые суммой в 10% от счёта.
· В США принятая сумма чаевых — 15-20%.
· В Германии сумма чаевых (нем. Trinkgeld — деньги на выпивку) составляет 5-10 % от счета.
· Во Франции по закону стоимость обслуживания включается в счёт.
· В Испании и в Сингапуре - 5-10%.
· В Болгарии чаевые называют бакшиш и дают, только если обслуживание понравилось.
· В Швеции и Исландии не существует традиции оставлять чаевые.
· В Японии и Корее везде платят точно по счету, оставленные чаевые могут воспринять как оскорбление. Хотя в последнее время в Японии, получив счет, кладут деньги в конверт.
· В Китае до недавнего времени чаевые тоже считались оскорблением, но сейчас это считается нормой.
· В Италии чаевые составляют 25 % от стоимости услуги.
- В Египте приветствуют большие чаевые.
- В Новой Зеландии чаевые не обязательны.
Формы приветствия
Приветствия в ряде стран имеют национальную окраску. Рукопожатия — основная форма приветствия. Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам, а потому подождите, пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке - объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони — индийское национальное приветствие.
Отношение к людям другого возраста
Везде надо проявлять уважение к старшим. Именно они должны первыми начать разговор. Когда старшие по возрасту люди входят в помещение, вставайте.
Пища
Общий совет при принятии незнакомой пищи — ешьте то, что вам предлагают, и не спрашивайте, что это такое. Порежьте свою порцию на мелкие кусочки — так она без труда попадет вам в желудок.
Религия
Во многих странах на бизнес оказывает влияние религия — на распорядок дня и рабочие месяцы и дни.
Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в дискуссии на такие темы.
Буддийские образы священны: нельзя наступать на порог в Таиланде — под ним обитают добрые духи.
Никогда не отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке.
Без разрешения не фотографируйте и не трогайте руками религиозные атрибуты.
Задание: Узнай и напиши 5 положительных и 5 отрицательных (на твой взгляд) правил этикета разных стран и пришли на электронную почту kazancevaolja@mail.ru