Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки




 

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени они реагируют даже на небольшое физическая нагрузка.

Дети и подростки, которые занимаются физической культурой и трудом строго нормируемыми нагрузками, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают ее функциональные и резервные возможности. В них возрастает работоспособность, выносливость организма по сравнению с нетренованими сверстниками. В ответ на физическую нагрузку увеличивается объем крови, который прокачивается сердцем за минуту (минутный объем крови). У тренированных детей это происходит за счет скорее увеличение систолического объема чем частоты сердечных сокращений. Во время максимальных физических нагрузок у тренированных подростков, в отличие от нетренированных, минутного объема крови достаточно для обеспечения всех органов кислородом.

У школьников-спортсменов после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек.) частота сердечных сокращений увеличивается на 60-70% (у нетренированных на 100%), максимальное артериальное давление повышается на 25-30%, минимальный снижается на 20-25% (в нетренированных соответственно на 40% и 5-10%). У подростков со скрытой недостаточностью сердечно-сосудистой системы эти показатели еще хуже: максимальное артериальное давление снижается, минимальный - повышается, время на восстановление сил продолжается более 3 мин., появляется одышка, головокружение. Если такие же признаки появляются у спортсменов, это является свидетельством перетренировки организма вследствие неправильно нормированных физических нагрузок.

Во время статического физической нагрузки (длительное сидения, стояния и т.д.) растет и максимальный и минимальный артериальное давление у тренированных и нетренированных детей и подростков. Такая реакция происходит даже на легкое статическая нагрузка (30% от силы сжатия ручного динамометра) и регистрируется в течение 5 мин. после прекращения нагрузки. В начале учебного года эти показатели меньше чем в конце. Длительное статическая нагрузка может вызвать у школьников спазм артериол (общий кровяное давление при этом повышается), может способствовать возникновению органических изменений сердечных мышц, клапанов.

Одной из мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний является увеличение двигательной активности школьников во время учебного процесса в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок.


Заключение

Современная наука о человеческом организме развивается очень быстро. Она обогатилась новейшими методами исследования. Благодаря физике, химии, электронике, кибернетике, технике и другим наукам применяют очень сложные и совершенные приборы и аппаратуру для изучения строения, деятельности организма и его лечения. Например, для изучения работы головного мозга человека используется сложный прибор, регистрирующий очень слабые электрические токи мозга. С этой целью снаружи к голове человека прикладываются сотни небольших электродов, соединенных с этим прибором. Свой организм надо знать каждому. Науки об организме человека позволяют понять его строение и функции, сохранять и укреплять здоровье, повышать производительность труда и значительно продлить жизнь.

Необходимость знания физиологии И.П. Павлов выразил в следующих словах: «...Для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным... Физиология учит нас, - и чем дальше, тем полнее и совершеннее, как правильно, т.е. полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться и т.д. Но этого мало. Она научит нас, как правильно думать, чувствовать и желать». Физиология и гигиена доказали, что для организма вредны всякие излишества, умственное и физическое перенапряжение, систематическое переутомление. Установлено исключительно вредное влияние на организм употребления алкогольных напитков и курения табака. Анатомия, физиология и гигиена помогают сознательно подобрать наиболее здоровый образ жизни.


Список литературы

1. Анатомия, физиология, психология человека: Ил. крат. слов. / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Лань, 1998. - 268с.

2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 216 с.3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.

. Психофизиология. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. - 306 с.4. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 408 с.5. Сапим М.Р., Сивоглазов Р.И.

. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. - М.: Академия, 2000. - 365с.6. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - СПб.: Сотис, 1998. - 385 с.

. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г.

. Лищук В.А. Математическая теория кровообращения. - 1991.

. И.П. Павлов «Лекции по физиологии кровообращения 1912-1913 гг.» «Познавательная книга плюс», 2002



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: