Выездные лицензионные проверки УК МКД органами ГЖН
Выездные проверки проводятся по месту нахождения УК МКД и (или) по месту осуществления их деятельности, то есть по адресам обслуживаемых МКД (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Основания для проверок
Основания для выездных внеплановых проверок УК установлены ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ. Подробнее см. в отдельном материале.
Плановые выездные проверки проводятся согласно Ежегодному плану проведения плановых проверок (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 9 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Необоснованное включение проверки УК в ежегодный план проведения плановых проверок, а равно проведение внеплановой проверки без законных оснований является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки (п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Согласование с прокуратурой и уведомление о проверке
Внеплановые выездные проверки: орган ГЖН не обязан ни сообщать заранее УК о проведении выездной проверки, ни согласовывать её с прокуратурой (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Исключения:
1. Проверка по жалобам на грубое нарушение УК МКД лицензионных требований. Однако существует правовая неопределенность в вопросе о том, следует ли согласовывать эти проверки с прокуратурой:
- с одной стороны, ч. 6 и ч. 12 ст. 19 Закона N 99-ФЗ прямо требуют такого согласования, а Закон N 99-ФЗ применим к лицензионным проверкам УК МКД (ч. 1 ст. 196 ЖК РФ);
- с другой стороны, положения ч. 3 ст. 196 ЖК РФ можно трактовать в том смысле, что все проверки по факту нарушения лицензионных требований освобождаются от согласования с прокуратурой, независимо от того, являются ли эти нарушения грубыми или негрубыми.
2. Проверка по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), о ней извещают не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по электронной почте по адресу e-mail, указанному в ЕГРЮЛ, с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Однако напомним, что законность упомянутого основания вызывает сомнения*(1).
|
Поэтому - если проверка проведена без участия должностных лиц УК - приказ на проверку УК может получить уже после проверки, вместе с актом, что грубым нарушением закона не является (постановление Первого ААС от 09.02.2017 N 01АП-9859/16). На практике инспекторы иногда предупреждают заранее - чтобы обеспечить присутствие должностных лиц УК на обследуемых объектах.
Плановые выездные проверки: согласование с прокуратурой не требуется (в определенном смысле, плановые проверки всегда согласованы с прокуратурой, потому что она предварительно проверяет утвержденные проекты ежегодных планов, см. ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). А вот заранее уведомлять УК о проведении плановой выездной проверки необходимо (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Для этого - не позже чем за три рабочих дня - в УК направляется копия приказа о проверке: нарочно, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или по e-mail с усиленной квалифицированной электронной подписью, по тому адресу электронной почты, который либо содержится в ЕГРЮЛ, либо представлялся в орган ГЖН ранее. Ненадлежащее уведомление о плановой выездной проверке является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
|
Срок проведения выездной проверки
Внеплановая выездная проверка длится не более 20 рабочих дней, продлевать или приостанавливать этот срок нельзя (ч. 1, ч. 2.1, ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Плановая выездная проверка также длится не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), но её можно продлевать еще на 20 рабочих дней, если необходимы сложные или длительные исследования, испытания, экспертизы (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Однако для УК - субъекта малого предпринимательства действует специальное правило суммированный срок плановых выездных проверок всеми органами контроля (надзора) не должен быть более 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год - для микропредприятия (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ); в эти часы засчитывается только то время, которое проверяющие непосредственно взаимодействовали с УК и провели на объекте - то есть осматривали, обследовали, замеряли и т.п. (постановления Семнадцатого ААС от 07.10.2016 N 17АП-10655/16, АС Уральского округа от 30.05.2016 N Ф09-4070/16, решения АС Челябинской области от 25.01.2017 по делу N А76-22035/2016, АС Ивановской области от 20.03.2015 по делу N А17-4221/2014, АС Волгоградской области от 06.02.2015 по делу N А12-24582/2014). Продлить срок плановой выездной проверки можно не более чем на 50 и 15 часов для малого или микропредприятия соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, плановую выездную проверку УК - малого или микропредприятия - можно приостановить на срок до 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). На время приостановления проверки инспекторы ГЖН не должны появляться в УК и обслуживаемых ею МКД (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
|
Процедура
Прибыв в место проверки, инспектор ГЖН первым делом обязан предъявить служебное удостоверение и подлинник приказа на проверку (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Обычно кроме подлинника берут также и копию, которую оставляют проверяемой УК, о чем в подлиннике приказа проставляют отметку. В приказе будет указана вся информация о проверке: во-первых, в отношении кого и на какой предмет она проводится, а во-вторых, сроки, объем, полномочия проверяющих, цели и основания проведения проверки (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Что будет, если руководитель или должностные лица УК отказываются от получения копии приказа (или их вообще нет на месте, но проведение проверки возможно)? Такие процедурные вопросы, как правило, решаются в региональном Административном регламенте проведения лицензионных проверок УК. Обычно копию приказа на проверку в таких случаях отсылают по почте.
Затем - если его попросят - инспектор ГЖН должен ознакомить руководителя или иного должностного лица УК с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка (п. 12 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
УК (его работники) должны беспрепятственно пропустить прибывшего инспектора ГЖН на обслуживаемую территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в МКД, а также иные используемые УК здания, строения, сооружения, помещения (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Инспекторы ГЖН при осуществлении лицензионного контроля вправе (ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ):
- посещать и обследовать жилые помещения (с согласия собственников);
- проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- проверять (по заявлениям собственников помещений в МКД) правомерность принятия общим собранием решения о выборе УК в целях заключения с ней договора управления МКД;
- проверять правомерность утверждения условий и заключения договоров управления МКД и оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Если во время проверки инспектор ГЖН проводит какие-либо измерения (например, температуры теплоносителя), то он должен составить об этом специальный документ (например, акт замера или подобный). Простое указание результатов замера в акте проверки, без подтверждения обстоятельств такого измерения, суд может не признать надлежащим доказательством, фиксирующим факт правонарушения (постановление Восемнадцатого ААС от 03.05.2017 N 18АП-3303/17).
По завершении проверки составляется акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обычно для его составления и вручения руководителя УК вызывают непосредственно в орган ГЖН (ч. 4 ст. 16 294-ФЗ). Если УК давала свое согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора), то акт могут выслать по электронной почте.