Прославленные творцы и их инструменты




ГУ ЛНР ЛУВО

«Академия детства»

Проект по музыке на тему:

" Мир музыкальных инструментов."

Выполнил:

ученик 3-Б класса

Шабинский Глеб

г.Луганск - 2020

Содержание:

· Музыка в нашем мире

· Виды музыкальных инструментов

- духовые

- клавишные

- струнно-смычковые

- ударные

- язычковые

· Прославленные творцы и их инструменты

· Вывод

 

 

Музыка в нашем мире

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков.

Сегодня музыка присутствует в каждом нашем дне, она его наполняет и создает настроение, а для многих становится спутником жизни.

Она диктуют молодым людям манеру поведения, тип одежды, одним словом, стиль жизни. Музыка формирует внутренний мир человека, взаимоотношения людей, их притяжения или отчуждения.

Ведь мир музыки – это мир глубоких чувств и переживаний. Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет. Любимая мелодия заставляет улыбнуться даже самого угрюмого человека и заставляет плакать, раздирая недавно зажившие раны. Но разве не в этом весь смысл? Ведь музыка заставляет нас чувствовать... Не важно, боль это, или радость. Пока мы чувствуем, мы остаемся людьми.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии. Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки.

 

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает. Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные.

Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов. К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Струнно-смычковые

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара. Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

 

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

 

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника. На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку.

 

Прославленные творцы и их инструменты

Иоганн Себастьян Бах – бесспорно, величайший композитор всех времен. Написав для разных инструментов более 1200 произведений за всю свою жизнь, любимым его инструментом оставался орган.

Если орган был представителем монументального «барокко», то клавесин можно назвать представителем стиля «рококо», так как произведения, написанные для него, содержали мелкие украшения, мелизмы, трели и т.д. Одним из величайших композиторов, который написал более 100 произведений для этого инструмента, включая 52 клавирные сонаты является Йозеф Гайдн. Сочинив 104 симфонии, большую часть времени он проводил за клавесином. В настоящее время клавесин, на котором играл знаменитый "венский классик" находится в его музее в Вене.

В более-менее совершенном виде пианино появилось в середине XVIII века, хотя первые упоминания о нем мы найдем еще в начале века. Не успев войти в обиход, новый инструмент сразу же стал вытеснять своего предшественника - клавесин. Все дело в том, что клавесин обладал рядом минусов - затухающий звук, который мешал связной игре, неизменяемый уровень громкости. И одним из первых композиторов, кто оценил новаторство пианино, был Вольфганг Амадей Моцарт. Он пришел в неописуемый восторг, когда впервые прикоснулся к клавишам нового инструмента. Много гастролируя, он написал ряд подлинных шедевров, укрепляя тем самым положение пианино.

Фигура Бетховена в музыке - титаническая. Опираясь и продолжая традиции И.С. Баха, его произведения для фортепиано настолько масштабны, что это уже скорее "симфонии" для фортепиано. Очевидно возникает потребность в большей клавиатуре, в более мощном звучании. Рояль (фр. "королевский"), который как раз был усовершенствован к началу XIX века, в отличие от пианино звучит более выразительно и насыщенно по тембру, имеет более чувствительную клавиатуру и требует от исполнителя виртуозного владения инструментом. Бетховен написал для своего любимого инструмента 32 блестящие сонаты и писал он их в течение всей жизни, поэтому эволюция его стиля отчетливо видна. Бетховен был пианистом-виртуозом, его стиль уже не подходил для камерного салона, ему нужна была большая концертная эстрада. Композитор создавал монументальные, трагические и героические образы, которые уже не вмещались в скромную палитру красок клавесина и мягкого звучания пианино. Поэтому именно Бетховен сделал рояль «королём» лучших сцен мира.

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Иоганнес Брамс - немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

 

Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 1727 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

Вывод

Психолог и невролог из университета Колорадо Крис Лорш (Chris Loersch) придерживается другой гипотезы, которую тоже можно назвать "эволюционной". Он и его коллега Натан Эрбакл (Nathan Arbuckle) предположили, что музыка была способом, который позволял сделать из наших предков сплоченную группу. Они обратили внимание на объединяющее воздействие музыки. В самом деле, часто можно наблюдать, как небольшая группа людей собирается вместе, чтобы послушать музыку или попеть вместе песни под гитару. Также как и толпы людей, собирающиеся на огромных аренах и стадионах во время музыкальных концертов. Песня, которую люди поют и слушают вместе, объединяет их, создает настроение, превращая группу самых разных личностей в сообщество по интересам. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые провели серию из семи экспериментов с участием 879 студентов из разных стран. Экспериментаторы изучали эмоциональные реакции на музыку и ощущения причастности добровольцев к группе. В итоге было обнаружено, что те респонденты, на которых музыка влияла по максимуму, признавались в наличии необходимостиощущать себя частью команды намного чаще, чем другие. "На многих музыкальных концертах присутствует некоторое чувство общности, а также прослеживаются правила человеческого взаимодействия", - рассказывают эксперты. "Между людьми формируются глубокие связи, в особенности, когда они начинают проделывать одинаковые вещи, к примеру, поднимать руки вверх, или повторять за исполнителем слова песни". Безусловно, обнаружение корреляции недостаточно для подтверждения этой теории. Тем не менее, предположение этих двух ученых выглядит правдивым. Они отмечают, что в такие моменты музыка соединяет даже незнакомых людей, тем самым удовлетворяя их потребности в принадлежности к социальной общности.

"Самая главная мотивация в жизни – это быть хорошим и достойным членом той или иной человеческой общности. Люди чувствуют себя замечательно, сбросив свою индивидуальность на время и став частью большого целого".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: