Пояснения к схеме вседневной вечерни.




БИЛЕТ 13

1. Вседневная вечерня. Порядок пения стихир на стиховне, тропарей по «Ныне отпущаеши». Отпуст в конце вечерни. 2. Что называется Литургиею оглашенных? Начало Литургии оглашенных. Начальный возглас священника. великая или мирная ектения. 3. Когда поется вечерня без стиховных стихир?

 

1. Вседневная вечерня. Порядок пения стихир на стиховне, тропарей по «Ныне отпущаеши». Отпуст в конце вечерни

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста.

 

Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9).

Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

· Ектения просительная

· Стихиры на стиховне (Октоиха)

· Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава:святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

· "Ныне отпущаеши…"

· Трисвятое по Отче наш

· Тропарь святому Минеи

· Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

· Ектения сугубая

· Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

Пояснения к схеме вседневной вечерни.

Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся.

Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и по содержанию согласующимися со стихирами. На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.

Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…».В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду.

«Ныне отпущаеши…» читается или поется, по будням чаще всего на 6-й глас. Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)

Трисвятое по Отче наш читает чтец.

Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого.

Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…»)

Окончание:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

 

ЕСЛИ ВЕЧЕРНЯ СОЕДИНЯЕТСЯ С УТРЕННЕЙ

 

· Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня, то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…», хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.

ЕСЛИ ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ВЕЧЕРНЕЙ

· Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:

  свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас» хор: «Честнейшую Херувим…» свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе» хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови» священник произносит полный отпуст, хор: «[Аминь] Великого Господина…».

 

2. Что называется Литургиею оглашенных? Начало Литургии оглашенных. Начальный возглас священника. великая или мирная ектения.

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.

В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия.

Начало литургии оглашенных.

· После отпуста проскомидии

· и открытия завесы царских врат совершается Предлитургийное каждение

 

· диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: Во гробе плóтски (передняя сторона престола), во аде же с душею (южная), яко Бог, в раи΄ же с разбойником(со стороны горнего места), и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня΄яй, Неопи΄санный.

· Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю. Сразу после каждения храма, кадятся Дары.

 

 

· После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение пред ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы. Священник, подняв руки горé, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: Царю Небесный, Утéшителю, Дýше истины, Иже везде сый и вся исполня΄яй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блáже, дýши наша (один раз).

· И прославляют Господа ангельским славословием:Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человéцех благоволение (дважды).

· далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестя΄т хвалу Твою.

Затем священник целует Евангелие (на практике - Евагелие и престол), а диакон - престол.

1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе..." (трижды). "Царю Небесный" читается со Дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время сотвори΄ти Гóсподеви. Владыко, благослови.(наступает совершенно Иное время – Иная реальность, общения с Богом)

Священник, благословляя диакона, говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, получив благословение от священника, испрашивает его молитв о себе: Помолися о мне, владыко.

Священник: Да исправит Господь стопы твоя.

Диакон: Помяни мя, владыко святый.

Священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон произносит: Аминь. Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестя΄т хвалу Твою.

И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возглáсно: Благослови, владыко.

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии:Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор (лик): Аминь.

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется "Христос воскресе..." со стихами "Да воскреснет Бог...". От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется "Христос воскресе..." (трижды) без стихов. На время пения "Христос воскресе..." царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений "Господи, помилуй", "Подай, Господи".

 

- начинается с молитвы о мире (и христиан, и не христиан),

- далее суживается до участников литургии.

+ Молитва первого антифона Священник дополняет молитву общую тайной с возгласом. Тут он уже молится не о себе, а как ходатай о своей пастве, чтобы Господь принял их молитвы.

 

3. Когда поется вечерня без стиховных стихир

"Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией". И в навечерии Р.Х. и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье”.

Например, Когда Литургия св. Иоанна Златоустого соединяется с вечерне В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: