Приемы масляной живописи.
«Прозрачные и кроющие краски»
Прозрачные и кроющие краски
Краски, которые часть света поглощают, а часть пропускают, называются прозрачными, а те, которые только отражают и поглощают, называются кроющими, или непрозрачными.
К прозрачным, или лессирующим краскам относятся такие краски, связующее вещество и пигмент которых имеют равные или близкие показатели преломления.Прозрачные художественные масляные краски имеют обыкновенно показатели преломления связующего и пигмента 1,4—1,65.
При разности показателей преломления пигмента и связующего не выше 1 краска мало отражает света на поверхности раздела, большая часть света проходит вглубь красочного слоя. Вследствие избирательного поглощения частицами пигмента свет интенсивно окрашивается на своем пути и, попадая на грунт, возвращается обратно к поверхности прозрачных веществ. Грунт в этом случае приготовляется белый и матовый, чтобы он полнее отражал лучи.
Более крупные частицы пигмента в краске дают увеличение прозрачности. Прозрачные краски представляют для живописи большую ценность по сравнению с кроющими, так как они имеют глубокий тон и являются - наиболее насыщенными.
К прозрачным краскам относятся:
Показатели преломления
Краплак 1,6—1,63
Ультрамарин 1,5—1,54
Синий кобальт 1,62—1,65
Бланфикс 1,61
Мел 1,6
Гипс 1,52
Глинозем 1,49—1,5
При освещении, например, прозрачной зеленой краски дневным светом часть, главным образом красных, т. е. дополнительных, лучей поглотится, небольшая часть отразится с поверхности, а оставшиеся не поглощенными пройдут сквозь краску и подвергнутся дальнейшему поглощению. Свет, не поглощенный краской, пройдет через нее, а затем отразится, выйдет на поверхность и определит окраску прозрачного предмета, — в данном случае, зеленую.
К кроющим краскам относятся такие, в которых показатели преломления связующего вещества и пигмента имеют большое различие.
Световые лучи сильно отражаются от поверхности укрывистой краски и уже в тонком слое они малопрозрачны.
Кроющие масляные краски при смешении с прозрачными смесями принимают различные оттенки, подкупающие художников своей глубиной и прозрачностью по сравнению с мутными разбелами цинковых или свинцовых белил.
Наиболее укрывистыми являются клеевые краски — гуашь, акварель и темпера, так как после высыхания краски пространство в ней заполняется воздухом с пониженным показателем преломления по сравнению с водой.
К кроющим краскам относятся:
свинцовые белила (показатель преломления 2), цинковые белила (показатель преломления 1,88), окись хрома, кадмий красный и др.
Особенности применения прозрачных и кроющих красок
Прозрачные краски, или по-другому – лессировочные, применяются в тех местах картины, где имеет значение тон или цвет основы.Лессировочные краски наносят на нижние слои, для изменения их цвета или тона. Непрозрачные, или по-другому – кроющие, краски применяют для нанесения слоев или закрашивания основы. В наборе масляных красок есть еще и промежуточный тип красок, называются они полулессировочными. Их прозрачность зависит от толщины слоя. Чем слой тоньше, тем он прозрачнее.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() |
Все краски, вне зависимости от кроющей способности, прозрачны, если их нанести тонким слоем.
Кроющее свойство краски производители обозначают в виде закрашенного квадратика. Лессировочные краски имеют на этикетке пустой квадратик, полулессировочные – квадратик, закрашенный наполовину. Кроющие краски обозначают полностью закрашенным квадратиком.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Основные ошибки
Применение лессировочных красок там, где требуются кроющие.
Практическая работа:
На невпитывающем грунте проведите темным акрилом несколько узких полосок. Сделайте поверх них выкрасы всех масляных красок, имеющихся в вашем распоряжении. Мазки нужно делать густой краской без разбавителей. Это упражнение даст вам возможность увидеть: настоящий цвет краски, лессировочная она или кроющая. Под выкрасами подпишите название каждого цвета.