Выбор и обоснование исходных данных




Введение

Эксплуатационные свойства автомобиля – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического (наземного колесного, безрельсового) транспортного средства.

Эксплуатационные свойства автомобиля включают следующие более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение: тягово-скоростные и тормозные свойства, топливную экономичность, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.

Объектом данного расчета является автомобиль Audi A6, который является частью системы «автомобиль – водитель – дорога – среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т.е. от условий эксплуатации.

 

 

Тягово-скоростные свойства

Тягово-скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме движения в различных дорожных условиях. Тяговым принято считать режим, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.

Выбор и обоснование исходных данных

Полная масса автомобиля принимается равной 2150 кг [5].

Найдём выражение для крутящего момента на коленчатом вале двигателя по формуле:

(1)

Mk – текущий крутящий момент двигателя;

MkN – крутящий момент при максимальной мощности двигателя;

n – текущая частота вращения коленчатого вала;

nN – частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности;

a, b, c – эмпирические коэффициенты.

На исследуемом автомобиле установлен бензиновый V-образный шестицилиндровый двигатель, имеющий следующие характеристики:

Ne max = 162 кВт;

nN = 5750 об/мин;

Mk max = 280 Нм;

nM = 3000 об/мин [6].

Вычислим MkN

 

 

Коэффициенты a, b, c для бензиновых двигателей принимают равными 1 [4].

Запишем выражение для Mk, подставляя значение коэффициентов a, b, c и значения MN и nN:

Коэффициент коррекции kp принимается равным 0,97 [2].

Приведённый момент инерции вращающихся деталей двигателя и трансмиссии IM определяется по формуле:

(2)

mМ – масса маховика: mМ = 18 кг;

rМ – радиус маховика: rМ = 0,14 м [6].

IМ = 18 · 0,142/2 = 0,176 кг×м2

Момент инерции колеса относительно оси его вращения определяется по формуле:

Ik = mk · r2об

mМ – масса колеса;

rоб – радиус обода колеса.

Ik = 3,75 кг×м2

Передаточное число на i-ой переде рассчитаем по формуле:

uтi = uкпi* uгп (3)

uкпi = передаточное число КПП на i-ой передаче;

uгп = передаточное число главной передачи

Значение uкпi примем 4,17; 2,34; 1,52; 1,14; 0,87; 0,69 соответственно; значение uгп = 3,68 [5].

Рассчитаем значения uтi:

uт1 = 15,35; uт2 = 8,61; uт3 = 5,59; uт4 = 4,20; uт5 = 3,20; uт6 = 2,54.

Коэффициент полезного действия трансмиссии примем постоянным и равным 0,9 [6].

Динамический радиус колеса на дорогах с твёрдым сухим асфальтобетонным покрытием можно считать равным статическому радиусу колеса [2].

(4)

d = 0,38 м. – посадочный диаметр обода [6];

Δ = H/B = 0,55 [6];

H = 0,124 м. – высота профиля шины [6];

B = 0,225 м. – ширина профиля шины [6];

λ – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой. Для диагональных шин легковых автомобилей принимаем 0,87 [2].

.

В расчете принимаем =rк= = 0,3м.

f0 = 0,02 - коэффициент сопротивления качению при малой скорости. Примем асфальтобетонное шоссе в удовлетворительном состоянии [2].

Коэффициент, учитывающий рост f с увеличением скорости примем равным kf = 7·10-6 [2].

Поскольку автомобиль Audi A6 имеет передний привод, то сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю и коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения равны 40-50% от значений этих характеристик для полноприводного автомобиля. Для полноприводного автомобиля ВАЗ-2121 – Pтр0 = 15 Н; kтр = 4 Нс/м [2].

Силу трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю примем равной 7,5 Н.

Коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения, kтр примем равным 2 Нс/м.

Коэффициент обтекаемости для легкового автомобиля примем равным 0,33 [2].

Площадь лобового сопротивления рассчитывается по формуле:

(5)

Bг = 1,612 м – ширина колеи автомобиля [5];

Hг = 1,459 м – габаритная высота автомобиля [5].

В итоге F = 1,88 м2.

Все исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1- Исходные данные.

Масса автомобиля, кг  
Коэффициент коррекции мощности двигателя 0,97
Момент инерции двигателя, кг×м2 0,176
Момент инерции колеса, кг×м2 3,75
Передаточное число на 1 передаче 15,35
Передаточное число на 2 передаче 8,61
Передаточное число на 3 передаче 5,59
Передаточное число на 4 передаче 4,20
Передаточное число на 5 передаче 3,20
Передаточное число на 6 передаче 2,54
КПД трансмиссии 0,9
Кинематический радиус колеса, м 0,3
Динамический радиус колеса, м 0,3
Коэффициент сопротивления качению 0,02
Сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю, Н 7,5
Коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения, Н  
Коэффициент обтекаемости, кг/м2 0,33
Лобовая площадь, м2 1,88
Ширина колеи автомобиля, м 1,612
Габаритная высота автомобиля, м 1,459

Алгоритм расчёта

Аппроксимирующая функция для крутящего момента:

(6)

aм, bм, см – эмпирические коэффициенты;

ωе – частота вращения коленчатого вала двигателя.

Рассчитываем коэффициенты зависимости Ai, Bi, Ci, которые являются коэффициентами в выражении для силы тяги на i-ой передаче:

(7)

Коэффициенты учитываются по формулам:

(8)

uтi – передаточное число трансмиссии;

ηтi – КПД трансмиссии;

rд – динамический радиус колеса;

rк – кинематический радиус колеса.

Определяем коэффициенты вращающихся масс на i-ой передаче:

(9)

Iм – момент инерции вращающихся масс;

Iк – момент инерции колеса;

mа – полная масса автомобиля.

После этого определяем время разгона на i-ой передаче, определяемое из дифференциального уравнения

(10)

где v – скорость автомобиля, определяемая по формуле

(11)

где p и q – корни уравнения aiv2 + biv + ci = 0;

vнi – начальная скорость;

vкi – конечная скорость.

Далее рассчитываем путь разгона на i-ой передаче по формуле

(12)

Время и путь выбега, определяем из дифференциального уравнения

(13)

a/ = – kBF; b/ = – kpGa – kтр; c/ = – f0Ga – Pтр0.

kB – коэффициент обтекаемости;

F – максимально возможная площадь сечения автомобиля;

kp – коэффициент, учитывающий рост f с увеличением скорости движения;

kтр – коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения;

Ga – вес автомобиля;

Ртр – сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю;

f0 – коэффициент сопротивлению качению при малой скорости.

Определяем максимальную скорость движения автомобиля по формуле

(14)

Рассчитываем минимально устойчивую скорость на i-ой передаче

(15)

Определяем ускорение при разгоне на i-ой передаче

(16)

максимальное при v = – bi/(2ai)

;

среднее

.

Рассчитываем максимальный преодолеваемый подъём (i = 1) по формуле

(17)

где cos α = 1.

Определяем скорость на затяжном подъёме по формуле для vmax, но с использованием

где cos α = 1, а sin α = 0.

Определяем силу тяги на крюке на i-ой передачи по формуле при v = – bi/(2ai)

(18)

Расчёт

Находим коэффициенты в формуле (6)

aм =

bм =

см = 269,1

Соответственно можно записать

Мк = – 0,00068ωе2 + 0,4285ωе + 269,1.

Найдём коэффициенты зависимости, исходя из выражений (8)

А1 = - 81,98; А2 = - 14,47; А3 = - 3,95; А4 = - 1,68; А5 = - 0,76; А6 = - 0,37

В1 = 1009,64; В2 = 317,66; В3 = 133,89; В4 = 75,59; В5 = 43,88; В6 = 27,65

С1 =12392; С2 =6950,85; С3 =4512,81; С4 =3389,82; С5 =2582,72; С6 =2050,54

По формуле (9) определим коэффициент вращающихся масс на i-ой передаче

δвр1 = 1,29; δвр2 = 1,14; δвр3 = 1,11; δвр4 = 1,094; δвр5 = 1,087; δвр6 = 1,083

Из дифференциального уравнения (10) определяем время разгона на i-ой передаче, по формуле (11) используя коэффициенты

ai = Ai – kBF; bi = Bi – kfGa; ci = Ci – f0Ga;

а1 = – 85,74; а2 = – 18,23; а3 = – 7,72; а4 = – 5,44; а5 = – 4,52; а6 = 4,13

b1 = 1009,49; b2 = 317,51; b3 = 133,74; b4 = 75,44; b5 = 43,73; b6 = 27,49

с1 = 11962; с2 = 6520,85,6; с3 =4082,81; с4 =2959,82; с5 = 2152,72; с6 = 1620,54

Определим vкi = pnNrк/30uтi; vнi = vкi-1, кроме vк5 = 0,95 vmax.

Максимальную скорость рассчитаем по формуле (14)

vmax = 45,31 м/с.

Запишем значения vнi и vкi

vн1 = 0; vн2 = 11,76; vн3 = 20,97; vн4 = 32,29; vн5 = 43,04; vн6 = 56,42

vк1 = 11,76; vк2 = 20,97; vк3 = 32,29; vк4 = 43,04; vк5 = 56,42; vк6 = 71,08

Найдём pi и qi из уравнения

aiv2 + biv + ci = 0,

.

Запишем значения pi и qi

p1 = – 9,34; p2 = – 14,16; p3 = – 19,13; p4 = -21,59; p5 = – 23,32;

q1 = 21,66; q2 = 32,32; q3 = 43,07; q4 = 43,43; q5 = 45,19.

Запишем значения tpi(с)

tp1 = 4,9; tp2 = 6,83; tp3 = 12,54; tp4 = 26,7; tp5 = 16,5; tp6 = 12,54.

Определим путь разгона(м) на i-ой передаче по формуле (12). Запишем значения spi

sp1 = 24,49; sp2 = 102,22; sp3 = 314,96; sp4 = 908,52; sp5 = 722,36; sp6 = 623,5.

Время и путь выбега определяем из уравнения (13), по формулам (11) и (12) соответственно

tв = 492,5,с

sв = 5768,43, м

Минимально устойчивая скорость на i-ой передаче определяется по формуле (15)

vmin1 = 5,89; vmin2 = 8,71; vmin3 = 8,66; vmin4 = 6,93; vmin5 = 4,84; vmin6 = 3,33

Ускорение при разгоне на i-ой передаче рассчитаем по формуле (16)

jmax1 = 2,65; jmax2 = 1,58; jmax3 = 1,05; jmax4 = 0,69; jmax5 = 0,23; jmax6 = 0,19

Jср1 = 2,22; jср2 = 1,45; jср3 = 0,97; jср4 = 0,65; jср5 = 0,21; jср6 = 0,07

По формуле (17) рассчитаем максимально преодолеваемый подъём на 1 передаче

 

sinαmax = 0,4246,

αmax = 25°.

Определим скорость на затяжном подъёме на 1-ой передаче по формуле (14), но используя коэффициенты b1 = B1 – Gakfcos25°, c1 = C1– Ga(f0cos25°+sin25°)

a1 = – 81,98; b1 = 1007,64; c1 = – 6392,62;

vуст = 3,56 м/с.

По формуле (18) определяем силу тяги на 1-ой передаче

Рс = 854,5 Н.

Результаты расчета тягово-скоростных свойств приведены в таблице 2.

Таблица 2- Результаты расчета

Передача
           
Время разгона,с 4,9 6,83 12,54 26,7 16,5 12,54
Путь разгона, м 24,49 102,22 314,96 908,52 722,36 623,5
Минимально устойчивая скорость, м/с 5,89 8,71 8,66 6,93 4,84 3,33
Максимальное ускорение при разгоне, м/с2 2,65 1,58 1,05 0,69 0,23 0,19
Среднее ускорение при разгоне, м/с2 2,22 1,45 0,97 0,65 0,21 0,07
Время выбега, с 492,5
Путь выбега, м 5768,43
Максимальная скорость, м/с 19,66 32,32 36,78 41,07 44,42 45,31
Скорость на затяжном подъёме, м/с 3,56 2,03 1,88 1,36 0,61 0,49
Сила тяги, Н 4357,7 3586,1 2056,3 1003,4 932,45 854,5
                       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: