Введение
Эксплуатационные свойства автомобиля – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического (наземного колесного, безрельсового) транспортного средства.
Эксплуатационные свойства автомобиля включают следующие более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение: тягово-скоростные и тормозные свойства, топливную экономичность, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.
Объектом данного расчета является автомобиль Audi A6, который является частью системы «автомобиль – водитель – дорога – среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т.е. от условий эксплуатации.
Тягово-скоростные свойства
Тягово-скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме движения в различных дорожных условиях. Тяговым принято считать режим, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.
Выбор и обоснование исходных данных
Полная масса автомобиля принимается равной 2150 кг [5].
Найдём выражение для крутящего момента на коленчатом вале двигателя по формуле:
(1)
Mk – текущий крутящий момент двигателя;
MkN – крутящий момент при максимальной мощности двигателя;
|
n – текущая частота вращения коленчатого вала;
nN – частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности;
a, b, c – эмпирические коэффициенты.
На исследуемом автомобиле установлен бензиновый V-образный шестицилиндровый двигатель, имеющий следующие характеристики:
Ne max = 162 кВт;
nN = 5750 об/мин;
Mk max = 280 Нм;
nM = 3000 об/мин [6].
Вычислим MkN
Коэффициенты a, b, c для бензиновых двигателей принимают равными 1 [4].
Запишем выражение для Mk, подставляя значение коэффициентов a, b, c и значения MN и nN:
Коэффициент коррекции kp принимается равным 0,97 [2].
Приведённый момент инерции вращающихся деталей двигателя и трансмиссии IM определяется по формуле:
(2)
mМ – масса маховика: mМ = 18 кг;
rМ – радиус маховика: rМ = 0,14 м [6].
IМ = 18 · 0,142/2 = 0,176 кг×м2
Момент инерции колеса относительно оси его вращения определяется по формуле:
Ik = mk · r2об
mМ – масса колеса;
rоб – радиус обода колеса.
Ik = 3,75 кг×м2
Передаточное число на i-ой переде рассчитаем по формуле:
uтi = uкпi* uгп (3)
uкпi = передаточное число КПП на i-ой передаче;
uгп = передаточное число главной передачи
Значение uкпi примем 4,17; 2,34; 1,52; 1,14; 0,87; 0,69 соответственно; значение uгп = 3,68 [5].
Рассчитаем значения uтi:
uт1 = 15,35; uт2 = 8,61; uт3 = 5,59; uт4 = 4,20; uт5 = 3,20; uт6 = 2,54.
Коэффициент полезного действия трансмиссии примем постоянным и равным 0,9 [6].
Динамический радиус колеса на дорогах с твёрдым сухим асфальтобетонным покрытием можно считать равным статическому радиусу колеса [2].
(4)
d = 0,38 м. – посадочный диаметр обода [6];
Δ = H/B = 0,55 [6];
H = 0,124 м. – высота профиля шины [6];
|
B = 0,225 м. – ширина профиля шины [6];
λ – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой. Для диагональных шин легковых автомобилей принимаем 0,87 [2].
.
В расчете принимаем =rк= = 0,3м.
f0 = 0,02 - коэффициент сопротивления качению при малой скорости. Примем асфальтобетонное шоссе в удовлетворительном состоянии [2].
Коэффициент, учитывающий рост f с увеличением скорости примем равным kf = 7·10-6 [2].
Поскольку автомобиль Audi A6 имеет передний привод, то сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю и коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения равны 40-50% от значений этих характеристик для полноприводного автомобиля. Для полноприводного автомобиля ВАЗ-2121 – Pтр0 = 15 Н; kтр = 4 Нс/м [2].
Силу трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю примем равной 7,5 Н.
Коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения, kтр примем равным 2 Нс/м.
Коэффициент обтекаемости для легкового автомобиля примем равным 0,33 [2].
Площадь лобового сопротивления рассчитывается по формуле:
(5)
Bг = 1,612 м – ширина колеи автомобиля [5];
Hг = 1,459 м – габаритная высота автомобиля [5].
В итоге F = 1,88 м2.
Все исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1- Исходные данные.
Масса автомобиля, кг | |
Коэффициент коррекции мощности двигателя | 0,97 |
Момент инерции двигателя, кг×м2 | 0,176 |
Момент инерции колеса, кг×м2 | 3,75 |
Передаточное число на 1 передаче | 15,35 |
Передаточное число на 2 передаче | 8,61 |
Передаточное число на 3 передаче | 5,59 |
Передаточное число на 4 передаче | 4,20 |
Передаточное число на 5 передаче | 3,20 |
Передаточное число на 6 передаче | 2,54 |
КПД трансмиссии | 0,9 |
Кинематический радиус колеса, м | 0,3 |
Динамический радиус колеса, м | 0,3 |
Коэффициент сопротивления качению | 0,02 |
Сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю, Н | 7,5 |
Коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения, Н | |
Коэффициент обтекаемости, кг/м2 | 0,33 |
Лобовая площадь, м2 | 1,88 |
Ширина колеи автомобиля, м | 1,612 |
Габаритная высота автомобиля, м | 1,459 |
Алгоритм расчёта
|
Аппроксимирующая функция для крутящего момента:
(6)
aм, bм, см – эмпирические коэффициенты;
ωе – частота вращения коленчатого вала двигателя.
Рассчитываем коэффициенты зависимости Ai, Bi, Ci, которые являются коэффициентами в выражении для силы тяги на i-ой передаче:
(7)
Коэффициенты учитываются по формулам:
(8)
uтi – передаточное число трансмиссии;
ηтi – КПД трансмиссии;
rд – динамический радиус колеса;
rк – кинематический радиус колеса.
Определяем коэффициенты вращающихся масс на i-ой передаче:
(9)
Iм – момент инерции вращающихся масс;
Iк – момент инерции колеса;
mа – полная масса автомобиля.
После этого определяем время разгона на i-ой передаче, определяемое из дифференциального уравнения
(10)
где v – скорость автомобиля, определяемая по формуле
(11)
где p и q – корни уравнения aiv2 + biv + ci = 0;
vнi – начальная скорость;
vкi – конечная скорость.
Далее рассчитываем путь разгона на i-ой передаче по формуле
(12)
Время и путь выбега, определяем из дифференциального уравнения
(13)
a/ = – kBF; b/ = – kpGa – kтр; c/ = – f0Ga – Pтр0.
kB – коэффициент обтекаемости;
F – максимально возможная площадь сечения автомобиля;
kp – коэффициент, учитывающий рост f с увеличением скорости движения;
kтр – коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения;
Ga – вес автомобиля;
Ртр – сила трения в трансмиссии при скорости близкой к нулю;
f0 – коэффициент сопротивлению качению при малой скорости.
Определяем максимальную скорость движения автомобиля по формуле
(14)
Рассчитываем минимально устойчивую скорость на i-ой передаче
(15)
Определяем ускорение при разгоне на i-ой передаче
(16)
максимальное при v = – bi/(2ai)
;
среднее
.
Рассчитываем максимальный преодолеваемый подъём (i = 1) по формуле
(17)
где cos α = 1.
Определяем скорость на затяжном подъёме по формуле для vmax, но с использованием
где cos α = 1, а sin α = 0.
Определяем силу тяги на крюке на i-ой передачи по формуле при v = – bi/(2ai)
(18)
Расчёт
Находим коэффициенты в формуле (6)
aм =
bм =
см = 269,1
Соответственно можно записать
Мк = – 0,00068ωе2 + 0,4285ωе + 269,1.
Найдём коэффициенты зависимости, исходя из выражений (8)
А1 = - 81,98; А2 = - 14,47; А3 = - 3,95; А4 = - 1,68; А5 = - 0,76; А6 = - 0,37
В1 = 1009,64; В2 = 317,66; В3 = 133,89; В4 = 75,59; В5 = 43,88; В6 = 27,65
С1 =12392; С2 =6950,85; С3 =4512,81; С4 =3389,82; С5 =2582,72; С6 =2050,54
По формуле (9) определим коэффициент вращающихся масс на i-ой передаче
δвр1 = 1,29; δвр2 = 1,14; δвр3 = 1,11; δвр4 = 1,094; δвр5 = 1,087; δвр6 = 1,083
Из дифференциального уравнения (10) определяем время разгона на i-ой передаче, по формуле (11) используя коэффициенты
ai = Ai – kBF; bi = Bi – kfGa; ci = Ci – f0Ga;
а1 = – 85,74; а2 = – 18,23; а3 = – 7,72; а4 = – 5,44; а5 = – 4,52; а6 = 4,13
b1 = 1009,49; b2 = 317,51; b3 = 133,74; b4 = 75,44; b5 = 43,73; b6 = 27,49
с1 = 11962; с2 = 6520,85,6; с3 =4082,81; с4 =2959,82; с5 = 2152,72; с6 = 1620,54
Определим vкi = pnNrк/30uтi; vнi = vкi-1, кроме vк5 = 0,95 vmax.
Максимальную скорость рассчитаем по формуле (14)
vmax = 45,31 м/с.
Запишем значения vнi и vкi
vн1 = 0; vн2 = 11,76; vн3 = 20,97; vн4 = 32,29; vн5 = 43,04; vн6 = 56,42
vк1 = 11,76; vк2 = 20,97; vк3 = 32,29; vк4 = 43,04; vк5 = 56,42; vк6 = 71,08
Найдём pi и qi из уравнения
aiv2 + biv + ci = 0,
.
Запишем значения pi и qi
p1 = – 9,34; p2 = – 14,16; p3 = – 19,13; p4 = -21,59; p5 = – 23,32;
q1 = 21,66; q2 = 32,32; q3 = 43,07; q4 = 43,43; q5 = 45,19.
Запишем значения tpi(с)
tp1 = 4,9; tp2 = 6,83; tp3 = 12,54; tp4 = 26,7; tp5 = 16,5; tp6 = 12,54.
Определим путь разгона(м) на i-ой передаче по формуле (12). Запишем значения spi
sp1 = 24,49; sp2 = 102,22; sp3 = 314,96; sp4 = 908,52; sp5 = 722,36; sp6 = 623,5.
Время и путь выбега определяем из уравнения (13), по формулам (11) и (12) соответственно
tв = 492,5,с
sв = 5768,43, м
Минимально устойчивая скорость на i-ой передаче определяется по формуле (15)
vmin1 = 5,89; vmin2 = 8,71; vmin3 = 8,66; vmin4 = 6,93; vmin5 = 4,84; vmin6 = 3,33
Ускорение при разгоне на i-ой передаче рассчитаем по формуле (16)
jmax1 = 2,65; jmax2 = 1,58; jmax3 = 1,05; jmax4 = 0,69; jmax5 = 0,23; jmax6 = 0,19
Jср1 = 2,22; jср2 = 1,45; jср3 = 0,97; jср4 = 0,65; jср5 = 0,21; jср6 = 0,07
По формуле (17) рассчитаем максимально преодолеваемый подъём на 1 передаче
sinαmax = 0,4246,
αmax = 25°.
Определим скорость на затяжном подъёме на 1-ой передаче по формуле (14), но используя коэффициенты b1 = B1 – Gakfcos25°, c1 = C1– Ga(f0cos25°+sin25°)
a1 = – 81,98; b1 = 1007,64; c1 = – 6392,62;
vуст = 3,56 м/с.
По формуле (18) определяем силу тяги на 1-ой передаче
Рс = 854,5 Н.
Результаты расчета тягово-скоростных свойств приведены в таблице 2.
Таблица 2- Результаты расчета
Передача | |||||||||||
Время разгона,с | 4,9 | 6,83 | 12,54 | 26,7 | 16,5 | 12,54 | |||||
Путь разгона, м | 24,49 | 102,22 | 314,96 | 908,52 | 722,36 | 623,5 | |||||
Минимально устойчивая скорость, м/с | 5,89 | 8,71 | 8,66 | 6,93 | 4,84 | 3,33 | |||||
Максимальное ускорение при разгоне, м/с2 | 2,65 | 1,58 | 1,05 | 0,69 | 0,23 | 0,19 | |||||
Среднее ускорение при разгоне, м/с2 | 2,22 | 1,45 | 0,97 | 0,65 | 0,21 | 0,07 | |||||
Время выбега, с | 492,5 | ||||||||||
Путь выбега, м | 5768,43 | ||||||||||
Максимальная скорость, м/с | 19,66 | 32,32 | 36,78 | 41,07 | 44,42 | 45,31 | |||||
Скорость на затяжном подъёме, м/с | 3,56 | 2,03 | 1,88 | 1,36 | 0,61 | 0,49 | |||||
Сила тяги, Н | 4357,7 | 3586,1 | 2056,3 | 1003,4 | 932,45 | 854,5 | |||||