В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ




О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ (ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

 

Современные информационные технологии все активнее проникают в сферу судебной деятельности, и по этой причине возникает множество вопросов, связанных как с готовностью самих судов к их внедрению, так и с ожиданиями положительного влияния электронного взаимодействия на организацию работы суда с участниками судебного процесса. Одним из таких вопросов является проблема неоднозначности понимания терминов, использующихся в электронном документообороте, и в первую очередь базового - "электронный документ".

Понятие "электронный документ" используется в различных нормативно-правовых актах (далее - НПА):

1) электронный документ - документ, информация которого представлена в электронной форме[1];

2) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (подп. 11.1 ст. 2 Федерального закона Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ(ред. от 03.04.2020)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации");

3) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (п. 1 ст. 6 Федерального закона Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ(ред. от 08.06.2020)"Об электронной подписи";

4) электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020)

В указанных НПА понятия "электронный образ документа" и "электронный документ" не разделяются, что вызвало определенные сложности после введения в действие Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. N 252 (далее - Порядок подачи документов), как у сторон, так и сотрудников аппарата суда, ответственных за прием документов в электронной форме на первоначальном этапе. В настоящее время в заголовке приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. N 252 слова "в электронной форме" заменены на слова "в электронном виде".

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ(ред. от 27.12.2019)"О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"[2]

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим в том числе организационное обеспечение деятельности арбитражных судов.

Порядок подачи документов разработан Судебным департаментом в целях реализации положений действующего законодательства и в пределах полномочий, предоставленных данному федеральному государственному органу.

В Порядке подачи документов даны следующие понятия:

- обращение в суд - документ, созданный в соответствии с процессуальным законодательством, направленный в суд (например, исковое заявление, административное исковое заявление, ходатайство, жалоба);

- документ в электронном виде - электронный образ документа или электронный документ;

- электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ;

- простая электронная подпись - электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом;

- усиленная квалифицированная электронная подпись - электронная подпись, соответствующая требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 5 Закона об электронной подписи.

На момент подготовки данной статьи Верховным Судом Российской Федерации велась большая работа над проектом постановления Пленума в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами положений законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде.

С 1 января 2017 г. подача документов в арбитражные суды в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, регулируется Порядком подачи документов.

Порядок подачи документов разработан в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ, Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ (далее - Закон N 220-ФЗ)[3].

Согласно ч. 1 ст. 41 АПК РФ, лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд любые документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

До 1 января 2017 г. порядок подачи регулировался Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. N 80 "Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде" (ред. от 30.06.2018)[4]

Ключевые изменения, которые произошли в системе "Мой арбитр" с 1 января 2017 г. при подаче документов:

документы в арбитражный суд теперь подаются только от имени физического лица. Обращение в суд от имени юридического лица не считается подписанным надлежащим лицом, если в качестве владельца квалифицированного сертификата не указано физическое лицо (ч. 1 ст. 125 АПК РФ);

авторизация в системе происходит через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА)[5] Данная система применяется также на портале государственных услуг: https://www.gosuslugi.ru/;

к обращению в суд, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на подачу документов в электронном виде (ст. 62 АПК РФ).

Таким образом, с 1 января 2017 г. система "Мой арбитр" (https://my.arbitr.ru) перестала быть просто средством доставки документов в суд. Теперь требуется обязательное подтверждение права на подачу документов (п. 3.1.3 Порядка подачи документов), и применение данного пункта, на наш взгляд, является наиболее проблемным, так как Порядок подачи документов не предусматривает проверку работником аппарата суда полномочий лица, подающего документы в электронном виде, на основании ранее поданных документов и содержащихся в материалах дела.

В Порядке подачи документов закреплены требования, предъявляемые к электронным образам документов и к электронным документам, а также определены условия, несоблюдение которых является основанием для направления пользователю уведомления о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

Анализ причин отклонений показывает, что примерно половина отклоненных документов из всех поступивших в суд связана с непредставлением документа, подтверждающего полномочия, в том числе полномочия финансового или конкурсного управляющего.

Судебный департамент совместно с ФГБУ ИАЦ Судебного департамента продолжает работу по развитию программно-технической базы федеральных судов в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 г. Это позволит выйти на новый уровень предоставления публичных информационных сервисов гражданам и организациям, конечно, с соблюдением всех требований информационной безопасности.

Предполагается, что выполнение всех судебных актов в форме электронного документа, за исключением судебных актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, а также направление копий судебных актов на бумажном носителе лицам, участвующим в деле, только в случаях, прямо предусмотренных АПК РФ, позволят в том числе как повысить процент доставленных в срок судебных актов, так и сэкономить средства на оплату почтовых расходов.

Повышение гарантий доступности правосудия путем создания в судах эффективной системы электронного документооборота возможно после создания единого информационного пространства и внесения изменений в законодательство, которые закрепят не возможность, а необходимость совершения всех процессуальных действий в электронной форме.

Понятие "единое информационное пространство" раскрывается в п. 6 ст. 1 Федерального закона N 262-ФЗ. Данное единое информационное пространство должно обеспечивать взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей субъектов Российской Федерации, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента.

 

Распоряжением Правительства от 20 сентября 2012 г. N 1735-р[6] утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". Кроме создания уже указанного выше единого информационного пространства данная программа выделяет несколько приоритетных направлений по информатизации судов:

- создание комплексов сканирования и хранения электронных образов документов судов;

- создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего получение копий документов и ознакомление с материалами дела, упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде;

- создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и других в электронном виде;

- оснащение программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;

- повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, оборудования видеоконференц-связи и программно-технических средств оцифровки документов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" закрепил понятийный аппарат для целей применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов, и детально разъяснил процедуры при использовании электронных документов в судопроизводстве.

Вступление в силу ЗаконаN 220-ФЗ не только дало лицам, участвующим в деле, возможность подачи документов в электронном виде, но и возложило на них обязанность получения информации о движении дела, без чего нельзя добиться повышения эффективности электронного документооборота.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что использование документов в электронном виде в деятельности судов находится на стадии развития и становления и потребует глубокой системной работы для принятия правильных технических и законодательных решений.

 


[1]ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст) // СПС "КонсультантПлюс". Документ официально опубликован не был.

[2]Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru - 28.12.2019

 

[3]Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru - 23.06.2016

[4]Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru - 03.07.2018

[5]См.: Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" // СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. II). Ст. 4108.

[6]Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р

<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"> // "Собрание законодательства РФ", 01.10.2012, N 40, ст. 5474,"Российская Бизнес-газета", N 37, 02.10.2012 (начало),"Российская Бизнес-газета", N 38, 09.10.2012 (продолжение),"Российская Бизнес-газета", N 39, 16.10.2012 (продолжение),"Российская Бизнес-газета", N 41, 30.10.2012 (окончание)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: